В ходе экскурсий по Санкт-Петербургу гиды часто слышат вопрос о том, какой разводной мост самый длинный? И узнают, что пальму первенства держит мост Александра Невского. Протяженность (без построек на берегу) 629 метров, с пандусами – без малого километр (905,7 м). Ширина строения тридцать пять метров. Уникум построен в 1965 году, хотя мог бы стоять на пороге своего столетия: сооружение через реку Неву, в промежутке между проспектами Залесским и Невским, предусматривалось еще генпланом города далекой революционной поры (1917 год).
На конкурсной основе
Соединяя правобережье города с центром, мост Александра Невского завершает главную улицу Санкт-Петербурга. Считается, что здесь же заканчивается старый Питер, он провожает ежедневных пассажиров и пешеходов в исторический район Малая Охта, туда, где стоят «сталинки» (дома, сооружавшиеся в период с 1930 по 1950-е годы), типовые постройки 1960-х.
Прямой и короткий путь из железа и бетона вывел охтинцев (и население обширных окрестностей) на качественно новый уровень бытия. К плюсам можно отнести и то, что линия прошла сквозь Невский, «сблизив», наконец, М. Охту и Васильевский остров.
История возведения моста в непосредственной близости к площади Александра Невского и дальнейшее его существование полны сложных, порою драматических моментов.
В 1960 году Ленгорисполком объявил конкурс на лучший план путепровода через главную водную артерию Питера. Необычное для той поры мероприятие носило закрытый характер (действительно беспрецедентный случай во времена плановой экономики). В состязании на создание технических и декоративных проектов приняли участие ленинградские и московские организации, занимавшиеся проектированием мостов.
В параде идей имел право участвовать институт по проектированию жилищно-гражданского строительства «Ленпроект» Ленинградский филиал АСиА СССР (академии строительства и архитектуры).
Учли все до мелочей
Пережив много напряженных дней и бессонных ночей, специалисты явили миру то, каким они видят мост Александра Невского. Строгое жюри решило главную премию не присуждать, посчитав, что ни один проект не соответствует необходимым требованиям. Второй награды удостоился вариант, разработанный институтом "Ленгипротрансмост". Из общей массы выделили и план Ленинградского филиала АСиА СССР, но сигнала «К исполнению» академики так и не получили.
Проектными заданиями и рабочими чертежами занимался «Ленгипротрансмост». Согласно громадью планов, предстояло возвести разноуровневые комплексы мостов, туннелей, дорог, четко разводящих будущие транспортные потоки. Развязки на правом и левом берегах Невы тщательно продумывались.
Авторы заставили работать пространства внутри мостовых пандусов: запланировали гаражи-стоянки на 230 автомобилей. Но не этим впечатляет мост Александра Невского. Разводка! Вот потрясение для взора и воображения. Двукрылый пролет железобетонного речного красавца напоминает взмах крыльев гигантской птицы. Однако все это люди увидели позже, а тогда, хорошо подготовившись, исполнители приступили к строительству.
В мире, как известно, нет гармонии
И вот он наступил знаковый момент 1965 года, когда над Невой вознесся мост Александра Невского в семь пролетов. Ось симметрии - центр разводного участка (его длина составила 50 метров). Как и планировалось, «ворота» для судов с неподвижной осью вращения расположились точно посередине реки. Было видно, что разводной пролет базируется на более массивных опорах, чем все остальные.
Многим показалось, что массивная «распашная» часть моста мешает гармоничному восприятию сооружения. Основные составляющие – габариты, цвет, материал, из которого она состоит, идут «вразрез» с аналогичными элементами стационарных пролетов, которые перекрыты неразрезными железобетонными балками переменной высоты. Но гармоничность - хорошо, а надежность – лучше.
Что касается мостового ограждения, фонарных столбов (они же трамвайные и троллейбусные электроопоры), конструкций для закрепления поддерживающих и фиксирующих устройств контактной сети, то все эти элементы выдержаны в строгом, современном стиле и прекрасно дополняют облик теперь уже исторической «переправы».
И сегодня одни считают сооружение величественным, другие не находят в нем ничего особенного, разве что пробки в часы пик. Неужели развязка у моста Александра Невского не справляется с современными транспортными потоками?
Езда поверху – «изюминка» моста (категория равновысотных застроек). Спроектированные с соблюдением пропорциональности конструкции крупных деталей сооружения (главные балки, опоры) выглядят довольно изящно. Их испытали на прочность 15 мая 1965 года (по мосту проехала колонна танков).
Испытано временем
Торжество по случаю открытия моста, получившего имя покровителя города - русского полководца Александра Невского, состоялось 5 ноября. Когда шло строительство, объект именовали Старо-Невским. В числе примененных новых технологий можно назвать железобетонные оболочки для опор, зарытые на глубине 35 метров, использование вантов (тросов стоячего такелажа), натяжение которых в зависимости от температуры воздуха контролировали приборы, конструкции пролётных строений V-образной формы.
Но передовые технологии не стали гарантом стопроцентного качества. Гидроизоляция из стекловаты растворилась в распространенном в ту пору материале под названием битум; ванты, обработанные пушечным маслом, проржавели; тросы стали лопаться (за два года порвалось 56 штук).
В довершение ко всему в 1987 году в реку обрушился противовес разводного пролета (весом 17 тонн!). Мост закрыли на ремонт. Организовали работу временной паромной переправы. Вскоре основное движение возобновилось, но это была пиррова победа. Дефекты, угрожающие целостности моста, не устранили.
Масштабные работы по ликвидации неисправностей, изношенных конструктивных элементов, восстановлению и замене с целью улучшения эксплуатационных характеристик моста провели уже в новом тысячелетии (2000-2002 годы). Подверглись восстановлению разводной пролет, стационарные части переправы, стены набережной, прилегающие к сооружению, была произведена замена гидроизоляции и двенадцати километров канатов из стали.
С 2003 «рекордсмен по длине» украшен художественной подсветкой. Она состоит из полутысячи светильников, восьми приборов с зеркалами и отражателями (прожекторов). При таком волшебном освещении развод моста Александра Невского – сюрреалистический сюжет.