В великолепной актрисе русского театра Алисе Коонен, ровеснице Чаплина и Ахматовой, не было ни грамма русской крови. Вплоть до 1934 г. она являлась подданной бельгийского королевства. Тем не менее всю свою жизнь она посвятила России.
Детство
Алиса Коонен, биография которой будет представлена в этой статье, родилась в 1889 году, 17 октября, в Москве. Ее отец, Георгий Коонен, был бельгийцем. А ее мама – творческая натура - была из состоятельной польской семьи, которая была против того, чтобы девушка вышла за бедного бельгийца – судебного служащего. И тогда та пошла против воли родителей. В итоге семья от нее отвернулась, посчитав это позором. В день, когда родилась Алиса, у них не было денег даже на покупку ваты, необходимой для родов. И роженице пришлось заложить крестильный крестик.
Яркие воспоминания детства
Еще совсем маленькой девочкой Алиса проявляла творческие способности и была очень артистичной. Самые яркие воспоминания о детстве нашли место в ее автобиографической книге “Алиса Коонен: страницы жизни”. Ее семья была очень бедной, у них не было возможности организовывать у себя рождественскую елку. Однако Алиса была очень дружелюбной и веселой, поэтому с ней было интересно общаться более богатым соседским девочкам, которые приглашали ее на свои домашние праздники. Алиса всюду оказывалась в центре внимания, выступала, читала стихи, проделывала всякие пируэты, а затем кланялась, “собирая” всеобщие аплодисменты. Несмотря на то что бабушка и дедушка с материнской стороны не желали принимать их в своем доме, родная тетя Алисы, состоятельная помещица, живущая в Тверской области, приглашала их на лето в свое имение. Будучи актрисой любительского провинциального театра, она устраивала у себя в доме, вернее, на открытом воздухе у озера с лилиями и кувшинками, спектакли, в которых принимала участие маленькая Алиса Коонен. Таким образом, ее первые театральные шаги были сделаны в столь романтической обстановке. Далее было посещение драматического театра. И это, можно сказать, было самым ярким воспоминанием ее детства. Она была словно загипнотизирована сценой и несколько дней ходила под впечатлением.
Знакомство с мэтром Русского театра
Однажды, во время домашнего спектакля в доме у тети, ее заметила одна знатная дама, приближенная Константина Станиславского. Она была так впечатлена игрой девочки, что потом рассказала о ней великому режиссеру. В то время Алиса оканчивала Первую Московскую гимназию. Ей была скучно учиться там, ведь она уже давно знала о своем предназначении. Ее кумиром в сфере театра был Василий Качалов. Она бредила театром и заявила всем: “Вы вскоре прочитаете в прессе заголовки: “Алиса Коонен – актриса”. Отец об этом даже слышать не хотел, однако мама поддержала ее, считая, что эта профессия довольно престижная и ничуть не хуже других. И вот мать и дочь пришли на встречу со Станиславским. Первое, что спросил он ее, было: “А вы готовы уйти в монастырь? Театр – это тоже монастырь”. В эту минуту она была готова дать утвердительный ответ на этот вопрос, но затем она вернулась к нему снова, однако об этом позже…
Приход в театр Станиславского
На экзамен она пришла с опозданием, однако после того, как она показала всем, на что способна, об этом не вспоминал никто. Итак, в 1905 году Алиса Коонен поступила в «школу», вернее, в класс по сценическому искусству Художественного театра. Ее дебют состоялся в 1906 году в небольшой роли Гостьи в пьесе Грибоедова “Горе от ума”, а в возрасте 19 лет она уже сыграла роль Митиль (“Синяя птица”). Это была ее первая серьезная роль. После этого в театре у нее появился покровитель - меценат Николай Тарасов. Несмотря на то что завистники твердили, будто Алиса находится в театре исключительно благодаря знакомству с теми или иными могущественными людьми, ее талант был громче их голосов, ее каждый выход на сцену доказывал обратное. Она, безусловно, была лучшая. Приехавший из Англии в Россию известный режиссер Гордон Крег попросил Станиславского отдать ему свою любимую актрису, обещав открыть для нее в Италии монотеатр. На что мэтр ответил, что Алиса погибнет от одиночества в монотеатре, поскольку она без общения не может прожить и минуты. К 1913 году она считалась знаменитостью и звездой капустников МХАТа.
Как представляли Алису Коонен в прессе?
Согласно публикациям в СМИ, у великой актрисы были широко поставленные аквамариновые глаза, искусственные ресницы ее то и дело подрагивали. Она имела привычку смотреть не на людей, а чуть выше, над ними. Не любила заглядывать в глаза, особенно если речь шла о партнере по игре. Ее походка была подобна победе над пространством, и каждое ее явление можно было назвать триумфальным выходом победительницы. Голос ее был словно раскаленная магма. Он без усилий мог бы заполнить пространство тысячных залов. Театральные критики писали о ней: "Алиса - великая актриса!" Даже глядя на ее фотографии, замечаешь, как совершенна ее пластика, как ярок блеск ее прекрасных глаз, особенно в минуты гнева или страсти”. Из воспоминаний современников мы узнаем, что Алиса Коонен (фото смотрите в статье) владела пластикой балерины, ее даже сравнивали с Айседорой Дункан, которая оказала на нее сильное влияние. Алиса умела жонглировать, а также владела искусством фехтования. В ее теле сливались в унисон особая пластика, чувства, мелодика голоса. В зависимости от своей роли она могла плясать босиком или двигаться медленно и плавно, быть строгой или неудержимо веселой. Однако она избегала случайных жестов и интонаций. Все в ней было размеренно и точно. Ее друг и поклонник Василий Качалов говорил о ней: «Она - средоточие ста детей и ста чертей».
Сватовство Андреева
Кроме романа с Качаловым, у Алисы, несмотря на сотни поклонников, была еще одна серьезная любовная история. В нее влюбился прозаик Леонид Андреев. В те годы он был на пике славы. По нему сохло множество состоятельных дам, однако он имел особую страсть к представительницам актерской братии. Сватовство Андреева к Алисе Коонен не было неожиданностью. Говорят, что он посылал признания в любви практически всем актрисам художественного театра, и те не придавали этому особого значения. Однако в случае с Алисой было нечто другое, так как писатель признался ей, что она напоминает ему его покойную жену. Вместе они провели множество красивых дней. Однако он, со слов актрисы, вызывал у нее чувство жалости. Затем он познакомил ее со своей матерью, и та, отбросив все условности, попросила Алису помочь ее сыну. Несмотря на все свое человеколюбие, Алиса не была готова принять предложение этого глубоко несчастного человека. В ней проснулось чувство тревоги. Да и не любила она, когда ее к чему-то принуждали. Об этом она и сказала ему…
Уход из театра Станиславского
После того как она заняла определенную позицию в МХАТе, Алиса Коонен вспомнила о вопросе Станиславского относительно монастыря. Сейчас она уж точно знала ответ на него. Она не желала жертвовать своей свободой ради игры в этом театре. При том, что она не была согласна с некоторыми приемами Станиславского. Ей не нравилось “мелкое царапанье ролей, бесполезное топтанье на месте". Ей нужен был огонь, полет, полнота и радость от игры. Исходя из всего сказанного, она решила уйти оттуда. Ею двигало желание обогатить «систему», привнести в нее новые краски, быть впереди всех. И вот Алиса приняла решение уйти в новый Свободный театр под руководством Марджанова. Театр просуществовал совсем немного, однако Алиса впоследствии вспоминала, какой теплой, просто волшебной была в нем атмосфера.
Знакомство с Таировым
После распада “Свободного” Марджанов обращается к своему другу, режиссеру А. Таирову. Вместе они решают создать театр совершенно нового формата. А самое главное, что они знают, кто будет примой - Коонен Алиса Георгиевна. Таиров до этого видел несколько ее спектаклей в Художественном, однако знакомы они не были. Марджанов организовывает их встречу, и она становится для них судьбоносной. С этого момента режиссер и актриса становятся неразлучными. В 1914 году, после возвращения из романтической совместной поездки из Парижа они начинают жить вместе, однако брак их был незарегистрированным до конца дней. В одно и то же время рождается их театр. Он и есть главное ее детище, то, чем гордилась Алиса Коонен. Дети у них с Таировым так и не родились, вот и пришлось посвятить всю жизнь театру.
Новый Камерный
Здание для театра было выбрано самой Алисой. Оно располагалось на Тверском бульваре. Это был большой особняк. В нем был организован зрительный зал на 500 человек. Для открытия театра было решено дать спектакль «Сакунтала». Алиса, естественно, была исполнительницей главной роли. У молодых супругов не было денег на рекламу, и они чуть ли не сами зазывали зрителей в зал. Однако популярности Камерного театра в Москве можно было позавидовать. Каждое появление Алисы на сцене сопровождалось взрывом аплодисментов. В репертуар театра входили такие постановки, как «Фамира Кифаред», «Саломея», «Жирофле-Жирофля», «Принцесса Брамбилла» и др. Вскоре они с гастролями объездили всю Европу, и имя Алисы стало узнаваемым в Старом свете. В 1917 году, после известных событий, театр закрыли, но он был возрожден в 1924-м. Уже при Советской власти супруги отметили 10-летие своего театра.
Крушение
Уже в 30-х годах была провозглашена борьба с «формалистическим театром». То, что делалось Таировым и Коонен, было непонятно пролетариату. И на Камерный началось яростное наступление. В 1937 году было принято решение о слиянии двух театров: Таирова и Охлопкова. Об этом событии Алиса выразилась следующим образом: “В крышку нашего гроба был вбит первый гвоздь”. В таком составе в годы войны они отправились в город Балхаш. Последним спектаклем Камерного стала пьеса “Адриенна Лекуврёр”.
Трагедия
Далее судьба Алисы Коонен была сплошь трагичной. Во время существования театра они с Александром жили в квартире, которая располагалась на одной лестничной площадке с театральными помещениями. И вот после того, как театр больше не принадлежал их семье, встал вопрос о том, где они будут дальше жить. У Таирова был обнаружен рак головного мозга, и он вскоре умер. И тогда все вспомнили, что Алиса и Александр не состояли в законном браке, а значит, она не могла претендовать на его квартиру. Был суд, в прошлом знаменитая актриса доказывала, что они были вместе с 1914 года, и это несмотря на то, что об этом знали все.
Конец
После смерти Таирова она была обречена на одиночество. Так она прожила почти 20 лет. Только редкие творческие вечера, на которых гостям представлялись аудиозаписи ее спектаклей, доставляли радость стареющей актрисе. Она умерла в 1974 году, 20 августа. Ей было 85 лет.