Современная экономика Узбекистана зародилась вместе с суверенной узбекистанской государственностью, возникшей после развала СССР. Среди членов СНГ эта страна одной из первых вступила в фазу хозяйственного развития. К 2001 году Узбекистану удалось восстановить советский уровень производства согласно показателям ВВП. Локомотивом роста был и остается экспорт (на фоне внутреннего потребления, находившегося в состоянии стагнации). В результате экономический рост слабо отражается на уровне жизни населения.
Суверенная экономика
Для стабилизации состояния страны, пережившей становление новой государственности, правительство Узбекистана избрало курс поэтапных реформ. Ключевая их цель заключалась в постепенном переходе экономики от плановой советской к современной рыночной. Структурные реформы включали в себя укрепление платежной дисциплины и повышение цен в энергетическом секторе, трансформацию прежних коллективных аграрных хозяйств в индивидуальные фермерские, а также отказ от государственных монополий.
В то же время приватизация предприятий так и не стала полноценной. В результате основа экономики Узбекистана оказалась полной противоречий. Эта особенность привела к тому, что переход к рыночной системе замедлился и не закончился и по сей день. Частному сектору и предпринимательской деятельности мешает государственное вмешательство.
Банки и финансы
В 1994 году экономика Узбекистана получила собственную национальную валюту – сум (один сум равен ста тийинам). Во второй половине 90-х ее курс по отношению к американскому доллару оставался относительно стабильным. В начале же 2000-х валюта США резко подскочила. При этом изменение стоимости произошло по инициативе Центрального банка Узбекистана. Дело в том, что валютный курс в среднеазиатском государстве не свободный, а регулируется государственными финансовыми органами. Центральному банку пришлось пойти на непопулярные меры для того, чтобы приблизить стоимость узбекистанских денег к реальному рыночному показателю. Инфляция – одна из главных экономических проблем страны. Для снижения высокого темпа роста цен правительство на протяжении 25 лет продолжает вести жесткую денежную и кредитную политику.
Только в 2003 году министерство экономики Узбекистана объявило о начале свободной конвертации национальной валюты. Для осуществления реформы понадобилось провести унификацию обменных курсов, что было осложнено тогдашней девальвацией. Так или иначе, но благодаря принятым мерам инфляция в 2003 году упала до 3 %. В дальнейшем правительство продолжало поэтапно интегрировать валюту Узбекистана в международный рынок.
Пять крупнейших банков страны – этой Национальный банк, Узпромстройбанк, Асакабанк, Ипотекобанк и Агробанк (на них приходится 62 % стоимости всей банковской системы страны). В 2013 году совокупный капитал коммерческих кредитных организаций республики составлял 3 миллиарда долларов.
В 1994-м была создана фондовая биржа «Ташкент», ставшая одним из главных центров финансовой жизни страны. Ее учредили ключевые брокерские, инвестиционные и страховые компании Узбекистана. На бирже проводится первичное размещение, а также вторичные торги ценными бумагами. В 2012 году на этой площадке наторговали на 85 миллионов долларов.
Внешние связи
Современная экономика Узбекистана пытается стать не только рыночной, но и открытой для остального мира. Основной инструмент для этого – участие страны в международном разделении труда и мирохозяйственных связях. В 90-е новое суверенное государство вступило в различные организации, которые помогли наладить торговые контакты с самыми разными странами. В первую очередь это ООН, в рамках которой действует множество экономических институтов. Также среднеазиатская республика взаимодействует со Всемирным банком и Международной финансовой корпорацией.
Многие организации открыли в Ташкенте свои представительства. Это ООН, МВФ, Европейский банк реконструкции и развития, Всемирный банк, Комиссия Европейского союза. Появляются и их региональные филиалы. Больше всего экономика Узбекистана связана с экономиками других стран Средней Азии, России, Турции, Пакистана и Ирана (с последней особенно тесно связана экономика Казахстана, Узбекистана и РФ). Всего республика входит в 37 международных финансовых организаций.
Для упрощения создания предприятий с иностранным капиталом была облегчена регистрация компаний, желающих инвестировать в экономику Узбекистана. Особенно позитивным стало принятие новых норм по лицензированию экспортируемых товаров. Но как раньше, так и сейчас ключевые партнеры Узбекистана – это страны СНГ.
Привлечение инвестиций
Согласно статистике, экономика Узбекистана сегодня, с точки зрения инвестиций, наиболее привлекательна в области энергетической отрасли (переработка нефти, химические предприятия), транспорта и сельского хозяйства. Традиционно иностранный капитал направляется в Ташкентский и Ферганский регионы. Как и отмечалось выше, рыночная экономика Узбекистана по-прежнему во многом зависит от власти. Поэтому самые крупные инвестиционные иностранные проекты в стране реализуются только под государственным мониторингом. Чаще всего министерство экономики Узбекистана и другие ответственные институты выбирают объекты высокотехнологичного и наукоемкого производства, а также межотраслевого значения. Все эти инициативы стимулируют рост частного сектора.
Инвестиции направлены не на краткосрочные текущие программы, а на долгосрочные и необходимые для решения стратегически важных задач проекты. Согласно данным принципам и строится экономическая политика государства. Иностранный капитал облегчает структурное преобразование самых разных отраслей, ускоряет модернизацию и техническое переоснащение производств. Экономика Узбекистана сегодня нуждается и в инвестициях в экологические проекты. Серьезную проблему представляет собой обстановка на Аральском море, высохшем из-за бездумного использования водных ресурсов в советскую эпоху.
В современном Узбекистане наиболее благоприятная ситуация для инвестиций сложилась в перерабатывающей и горнодобывающей отрасли. Появление в них технических нововведений помогает снизить ресурсные затраты, мешающие производству товаров с низкими на международном рынке ценами. Сегодняшний рейтинг Узбекистана в экономике во многом как раз и складывается благодаря подобному экспорту (хлопок, текстиль и т. д.). Инвестиции особенно важны в переходный период, в котором живет сейчас среднеазиатская республика.
Сырье
Многолетнее развитие экономики Узбекистана сделало его ведущим индустриальным государством Центральной Азии, являющимся гарантом стабильности всего региона. Страна отличается несколькими принципиальными преимуществами для иностранных инвесторов. Это макроэкономическая и политическая стабильность, благоприятные климатические и природные условия. Перечисленные особенности также являются залогом равномерного развития республики в целом.
Экономика Узбекистана 25 лет эволюционирует благодаря богатой сырьевой базе и выгодному географическому положению (Узбекистан находится в центре крупнейшего регионального рынка). Важен и научно-интеллектуальный, а также кадровый потенциал страны. Доступ к сырью позволяет сократить затраты на транспортировку материалов, делает оптимизированнее себестоимость изготавливаемой продукции.
Сегодня в стране обнаружено около 2800 различных месторождений. Минерально-сырьевая база республики оценивается в 3,5 триллиона долларов. Благодаря ей сложились следующие достижения Узбекистана в экономике: 9-е место в мире по производству золота, 9-е – урана, 5-е – хлопкового волокна.
Энергетика
Среднеазиатское государство является одним из немногих полностью энергетически независимых во всем мире. Промышленность Узбекистана на 100 % обеспечена нефтью, нефтепродуктами, природным газом, электроэнергией и углем. Экономические потребности будут покрываться еще как минимум 100 лет. В стране разведано около 200 месторождений газа, нефти и конденсата.
Экономика республики Узбекистан эффективна с точки зрения электроэнергии. Она не только покрывает увеличивающиеся потребности, но и по своей стоимости в несколько раз дешевле, по сравнению даже с самыми развитыми государствами. Помимо этого, есть и неограниченный потенциал, заключающийся в альтернативных источниках энергии (ветряных, солнечных и т. д.).
Сегодня в Узбекистане функционирует 45 электростанций, вырабатывающих 12 тысяч мегаватт в год. Этот комплекс генерирует около половины энергии всей интернациональной энергосистемы Средней Азии. В 2012 году на электростанциях Узбекистана произведено 52 миллиарда киловатт-час.
Сельское хозяйство
Сельское хозяйство является весомым поставщиком сырья для промышленных производств. Вне зависимости от того, кем был министр экономики Узбекистана, аграрный сектор во все времена оставался гордостью страны. Основа сельского хозяйства – производство хлопкового волокна. Это важнейший продукт экспорта. К примеру, в 2010 году было собрано 3,4 миллиона тонн хлопка. Другие важные статьи экспорта сельского хозяйства Узбекистана сырой шелк, виноград, фрукты, дыни. Кроме того, значителен размер реализуемой плодоовощной продукции (10 миллионов тонн в год).
Около 60 % населения Узбекистана живет в сельской местности. В связи с этим в аграрной отрасли занята значительная часть трудоспособного населения, задействованного в народном хозяйстве. Большие площади, используемые для посевов, обслуживаются огромной ирригационной системой. Она появилась еще в советскую эпоху. Понимая значимость этой инфраструктуры, власти уже независимого Узбекистана регулярно модернизируют ее. Сегодня площадь посевов в республике оценивается в 4 миллиона гектаров (поливные земли составляют около 87 %).
По статистике, которую дает министерство экономики республики Узбекистан, в стране действует более 80 тысяч фермерских хозяйств. Средняя площадь подобного участка – 60 гектар. Аграрные хозяйства регулярно освобождаются от налогов и обязательных отчислений в казну. Около 10 тысяч из них специализируется на животноводстве, картофелеводстве и овощеводстве, другие 22 тысячи – на виноградарстве и садоводстве (за год выращивается около 50 000 тонн винограда и 15 000 тонн фруктов).
По решению ныне покойного президента Ислама Каримова Узбекистан присоединился к Международному фонду сельскохозяйственного развития. В случае непредвиденных обстоятельств правительство может получать из него льготные займы на развитие аграрного сектора. По разным оценкам, в эту сферу узбекистанской экономики на сегодняшний день вложено порядка 700 миллионов долларов из числа иностранных средств. Это деньги Азиатского банка развития, Всемирного банка и Исламского банка развития. Ежегодно сельское хозяйство республики производит продукцию, общая стоимость которой оценивается в 12 триллионов сумов. Предприятия химической промышленности Узбекистана поставляют на рынок более 1 миллиона тонн всевозможных удобрений.
Положительным фактором для развития сельского хозяйства остается близость Узбекистана к различным рынкам сбыта. Также его экономика отличается развитой транспортной инфраструктурой. Она интегрирована в общую систему коммуникаций, объединяющих всю Евразию. К примеру, словацкие компании, которые инвестируют в Узбекистан, получают доступ к пяти крупнейшим и динамично растущим рынкам (странам СНГ).
Трудовые ресурсы
Среднеазиатская республика остается значительным источником трудовых ресурсов. Узбекистан – многонациональное и густонаселенное государство, которое находится на пересечении торговых путей между Востоком и Западом. С давних времен он является центром концентрации образовательных и научно-исследовательских учреждений, а также кузницей высококвалифицированных кадров.
Сегодняшнее место Узбекистана в мировой экономике основывается на труде специалистов, выпускающихся из 65 вузов страны (особенно ценны профессионалы отраслевых и технических направлений). С 1943 года в республике работает Академия наук. Она состоит из восемнадцати научно-исследовательских институтов. Это ключевые инновационные центры не только страны, но и всего среднеазиатского региона. Значительное количество узбекских рабочих рук задействовано в российской экономике. За заработками в РФ в основном едет активная молодежь.
Торговые партнеры
Чтобы понять, какая экономика Узбекистана сложилась в стране за 25 лет независимости, нужно отметить, что она тесно связана с несколькими динамично развивающимися рынками – СНГ, Южной Азией, Восточной и Юго-Восточной Азией, Ближним Востоком, Афганистаном, Центральной и Восточной Европой.
Интегрированность не только дает преимущества, но и делает республику уязвимой перед внешними катаклизмами из-за рубежа. К примеру, мировой экономический кризис 2008–2009 гг. привел к серьезным издержкам в национальной экономике. Чтобы справиться с вызовом, правительство приняло Антикризисную программу. В ходе нее была ускорена модернизация, обновлены важнейшие отрасли, снижены издержки энергоемкости, повышена конкурентоспособность производителей, развита современная инфраструктура, кардинально укреплена ликвидность и надежность банковско-финансовой системы. Согласно программе, началась реализация более 300 важных проектов, общая сумма которых составила около 43 миллиардов долларов.
Для того чтобы наладить экономические связи с внешним миром, в 90-е годы республике пришлось с нуля создать несколько институтов. В первую очередь это Министерство внешних экономических связей, таможенная служба, а также Национальный банк внешнеэкономической деятельности. Эти структуры контролируются Кабмином Узбекистана. В случае особенно важных партнеров созданы торгово-промышленные палаты (с Великобританией, США, Германией и другими странами). Сегодня правом выхода на внешний рынок активно пользуется около двух тысяч крупных предприятий среднеазиатской республики (концерны, ассоциации и т. д.). Экспортный потенциал Узбекистана развивался вместе с постепенной либерализацией международного экономического сотрудничества страны.
Предпринимательство
За последние 10 лет частное предпринимательство в значительной степени увеличило собственный вклад в ВВП Узбекистана (с 30 % до 50 %). Особенно заметен малый бизнес в сфере строительства, сельском хозяйстве, секторе торговых услуг. Его значение продолжает расти в легкой промышленности.
Из каждых четырех трудоустроенных жителей Узбекистана трое работают в малом бизнесе (либо сами имеют дело, либо нанимаются к таким работодателям). Эти показатели только растут. Каждый год частное предпринимательство дает стране полмиллиона новых рабочих мест (почти половина из них приходится на сельское хозяйство, 36 % на сферу услуг, 20 % на промышленность). Стабильное развитие бизнеса укрепляет Узбекистан в статусе основной региональной державы.
После распада СССР перед правительством встала необходимость создать благоприятную правовую основу для учреждения и работы малых частных предприятий. В дальнейшем процедура регистрации индивидуального дела только облегчалась и модернизировалась. Параллельно с этим проводились реформы, связанные с налогообложением (принят обновленный Налоговый кодекс).
Бизнес и государство
Показательно, что недавний 2011 год был объявлен президентом среднеазиатской республики Исламом Каримовым «годом малого бизнеса и частного предпринимательства». Министр экономики Узбекистана (ныне этот пост занимает Саидова Галина Каримовна) по поручению первого лица внес в правительство программу мер, необходимых для привлечения новых инвестиций и появления дополнительных рабочих мест. В частности, бюджет обеспечил индивидуальнее кредитные линии для наиболее выдающихся проектов и начинаний малого бизнеса страны.
Отдельная программа действует в сфере предпринимательства в сельском хозяйстве. Государством дополнительно финансируется жилищное строительство в аграрных регионах Узбекистана. Уже одна только эта инфраструктура является плодотворной почвой для дальнейшего развития бизнеса. Растет розничная торговля, сектор оказания услуг, семейное предпринимательство. Заемщики-аграрии получают льготы при предоставлении кредитов и финансирования, необходимого для реализации частных проектов.
По государственной «Программе развития сельских регионов» создаются небольшие сельские строительные компании. Около одной тысячи подобных фирм дают сорок тысяч рабочих мест для квалифицированных строителей. Для Узбекистана, как и для любой другой страны с переходной экономикой, важно создать конкурентоспособную среду во всех сферах, для того чтобы в дальнейшем рынок сам мог отрегулировать себя.
Малый бизнес влияет не только на занятость населения, но и на всю социальную обстановку в государстве. Только развитое предпринимательство позволяет наиболее эффективно использовать людские трудовые ресурсы. Оно стимулирует благосостояние и уверенность общества в завтрашнем дне и является важной движущей силой, направляющей страну по пути прогресса.
Успех или полный провал?
Одним из ключевых недостатков современной экономики Узбекистана остается ее зависимость от импорта зерновых. Производство внутри страны покрывает лишь четверть от общей потребности в этом ресурсе. Структурно экономика республики выглядит следующим образом: сельское хозяйство дает 17 % ВВП, сектор услуг – 50 %, промышленность – 25 %.
Обстановка в Узбекистане за рубежом знакома мировому сообществу достаточно поверхностно. Страна отличается закрытым информационным пространством. Нюансы экономической системы известны только по жестко фильтрующейся официальной информации властей. В целом же авторитарный характер государства в Узбекистане отражается и на самой экономике. Она противоречива хотя бы потому, что, с одной стороны, развивается как рыночная, а с другой стороны, испытывает давление властей, пытающихся контролировать самые важные ее отрасли.