В Концепции дошкольного образования говорится о том, что первыми воспитателями являются родители. Психологами доказано, что заботливое отношение к малышу, атмосфера доверия, внимания в семье становятся основой для нормального развития личности ребенка. Многие считают, что за образование и воспитание дошкольника отвечают исключительно педагоги. На самом деле только совместная деятельность работников ДОУ и родителей может дать положительные результаты. Поэтому в дошкольных учреждениях уделяется большое внимание такому направлению педагогической деятельности. Наш материал поможет составить план работы в подготовительной группе с родителями и эффективно его реализовать в рамках учебно-воспитательного процесса.
Цель и задачи работы с родителями в ДОУ
В нашем обществе распространенной является ситуация, когда взрослые, отдав ребенка в детский сад, полностью погружаются в рабочие будни, заботы, проблемы, уделяя своему малышу минимум внимания. Безусловно, родители стараются обеспечить чадо всем необходимым, но результат получается противоположный - в таких условиях кроха не может нормально развиваться, происходят нарушения в становлении личности, нередко наблюдаются психические расстройства. Поэтому основной целью дошкольного учреждения в рамках работы с семьей воспитанников является формирование активной позиции взрослых. Это означает, что родители должны стать инициативными участниками педагогического процесса. Особенно важен данный аспект для старших воспитанников, так именно в возрасте 5 лет происходит переломный момент в формировании личности, связанный с тем, что малыш готовится стать школьником.
Также важно отметить, что родители не всегда справляются с педагогическими задачами - это объясняется отсутствием профильного образования. Поэтому возникает потребность в повышении компетенции взрослых в воспитании детей - данная задача также должна решаться с помощью тесного сотрудничества ДОУ с семьями воспитанников.
План работы
Для решения поставленных задач в дошкольных учреждениях организовывается направленная деятельность. Так, важным документом, регулирующим данный процесс, является годовой план работы в подготовительной группе с родителями. Он составляется на основе нормативных актов, но при этом учитываются и актуальные потребности семей. Содержание плана должно включать разные направления деятельности, в том числе:
- информационная работа;
- диагностические мероприятия;
- психолого-педагогическое просвещение;
- популяризация семейных ценностей, важности совместного досуга.
Такой документ составляется на весь учебный год. Графы плана строго не регламентированы, но рекомендуемыми являются следующие: "Название мероприятия", "Педагогические цели и задачи", "Сроки проведения", "Ответственный исполнитель".
Информационно-просветительская деятельность
План работы в подготовительной группе с родителями включает мероприятия по ознакомлению с условиями пребывания детей в детском саду, предлагаемыми дополнительными услугами, а также организованными в учреждении специальными службами (например, логопедической, психологической). Данную информацию можно донести с помощью рекламных буклетов, информационных стендов. Кроме того, эффективной формой информационной деятельности в детском саду является консультация для родителей. В подготовительной группе можно предложить следующие темы для обсуждения: "Первые шаги в первый класс", "Кризис шести лет и пути его преодоления", "Пора ли идти в школу?"
Диагностика
Для того чтобы взаимодействие с родителями в подготовительной группе было продуктивным, необходимо определить потребности детей. Кроме того, важно выявить ряд актуальных проблем, "наболевших" вопросов, связанных с воспитанием дошкольников. Решить такие задачи возможно с помощью индивидуальных и групповых бесед, опросов.
Самой доступной и распространенной формой диагностики являются анкеты для родителей. В подготовительной группе можно предложить такие темы, как "Необходимость изучения грамоты на этапе посещения детского сада", "Состояние здоровья ребенка", "Закаляющие процедуры: за и против" и другие.
Педагогическое просвещение родителей
Повышение компетенции родителей в вопросах развития и воспитания детей - одна из самых важных задач взаимодействия ДОУ с семьей. В дошкольном учреждении организовываются разные формы деятельности по данному направлению. Так, перспективный план с родителями в подготовительной группе включает:
- родительские собрания;
- консультации;
- психолого-педагогические тренинги;
- оформление тематических уголков, стендов;
- совместные массовые мероприятия.
Родительские собрания
Эффективной и продуктивной формой работы в ДОУ является собрание родителей. В подготовительной (группы средние и младшие также могут принимать участие в качестве слушателей) возрастной категории воспитанников тематика таких мероприятий может быть следующая: "Режим дня будущего первоклассника", "Игра в жизни старшего дошкольника", "Спорт и закаливание как профилактика инфекционных заболеваний".
С помощью такой формы работы, как родительское собрание, можно решить различные педагогические задачи, в частности, информировать об условиях пребывания детей в ДОУ, провести анкетирование, определить в ходе беседы актуальные потребности детей, повысить уровень компетенции взрослых по вопросам воспитания.
Во время проведения такой формы деятельности обязательно ведется протокол собрания, в котором отображаются обсуждаемые вопросы, принятые решения, проведенные практические мероприятия и другое.
Консультация
Не менее эффективной для решения педагогических задач формой деятельности в ДОУ является консультация для родителей. В подготовительной группе она проводится как по плану, так и в случае возникновения каких-либо проблемных ситуаций. Такая работа может проводиться как в виде коллективного собрания, так и индивидуально.
Уголки и стенды для родителей
Еще одним методом просветительской работы с родителями является изготовление специальных стендов, благодаря которым, приводя малышей в детский сад, взрослые имеют возможность ознакомиться с актуальной информацией. Как оформить уголок для родителей в подготовительной группе? Самым удобным вариантом станет приобретение готового стенда с имеющимися "кармашками" для информации. Преимущества его в том, что он эстетично оформлен и практичен. На стенде для родителей следует размещать, регулярно обновляя, следующую информацию:
- психолого-педагогические возрастные особенности детей 5-6 лет;
- режим дня;
- расписание занятий;
- меню;
- антропометрические данные воспитанников группы;
- педагогические рекомендации, советы логопеда и психолога;
- объявления.
Также в этом уголке можно разместить зоны выставок детских работ, "шкатулку педагогического мастерства", в которой может находиться, например, памятка для родителей по какой-либо актуальной теме, папка с фотографиями детей во время творческой деятельности и многое другое.
Организация досуговой деятельности
Для формирования активной педагогической позиции, в детском дошкольном учреждении организовываются семейные мероприятия. План работы в подготовительной группе с родителями включает утренники, спортивные мероприятия, творческую коллективную деятельность.
Организация подобных мероприятий предполагает проведение объемной подготовительной работы как с воспитанниками, так и с их семьей. При реализации таких совместных праздников в первую очередь является важным создание теплой дружеской атмосферы взаимодействия между педагогами и родителями, а также взрослыми и детьми. Для этого предварительно проводится консультация для родителей. В подготовительной группе темами такого мероприятия могут быть следующие: "Семейные ценности", "Поддержка, понимание взрослых как фактор психологического комфорта старшего дошкольника".
Тематические памятки
Простым, доступным видом просветительской работы является изготовление специальных буклетов и листовок. На них можно размещать информацию о предстоящих событиях, важных организационных моментах. Памятка для родителей отображает различные рекомендации, правила поведения в той или иной ситуации. Например, можно предложить следующие темы: "Ребенок плохо разговаривает: что делать?", "Идеи осенней прогулки", "Научные эксперименты для детей 5 лет".
План работы в подготовительной группе с родителями - основной документ дошкольного учреждения, отображающий целый комплекс мероприятий, направленных на повышение активности, инициативности взрослых, организацию взаимодействия между работниками образования и семьей воспитанников, оказание необходимой психолого-педагогической помощи.