Аппарат Государственной думы Федерального собрания представляет собой орган, обеспечивающий деятельность депутатов, Совета, комиссий и иных объединений нижней палаты, ее председателя и его замов. Данная структура работает на постоянной основе. Рассмотрим подробнее, как функционирует Аппарат Государственной думы Федерального собрания РФ. Его штат, обязанности, нюансы деятельности.
Общие сведения
Как выше было сказано, Аппарат Государственной думы Российской Федерации выполняет функции по обеспечению деятельности структурных элементов нижней палаты. Работа ведется по разным направлениям. В частности, осуществляется обеспечение:
- Аналитическое.
- Документационное.
- Организационное.
- Социально-бытовое.
- Хозяйственное.
- Материально-техническое.
- Санаторно-курортное.
- Жилищное.
- Паспортно-визовое.
- Финансовое.
- Транспортное.
- Протокольное.
- Медицинское.
- Юридическое.
Состав сотрудников, структура, расходы по содержанию определяются председателем Госдумы по представлению руководителя Аппарата.
Штат
Сотрудники Аппарата Госдумы наделяются статусом федеральных гражданских госслужащих. На 01.02.2011 г., в соответствии со штатным расписанием, в составе органа присутствовало 1482 работника. В Аппарат Госдумы 2-го созыва входило уже 1.8 тыс. человек. Сотрудники органа обеспечения имеют собственную профорганизацию. На 2012 г. штатная численность служащих составила 1815 чел.
Историческая справка
Материально-техническое обеспечение работы Госдумы в Российской империи в 1906-1917 гг. входило в функции Канцелярии. Главным ответственным лицом при этом был секретарь нижней палаты. В 1938-1990 гг. материально-техническое обеспечение ВС РСФСР было включено в функции Аппарата Президиума. В 1993 г. прошло реформирование. В результате был создан Аппарат ФС. Однако спустя некоторое время он был упразднен. В январе 1994 г. был образован действующий по настоящее время Аппарат Государственной думы РФ.
Обеспечение работы
Аппарат Государственной думы действует в соответствии с Регламентом и Положением, утвержденным Председателем ГД 23.03.1996 г. В организационном плане орган включает в себя центральный и дополнительные элементы. К первому относят секретариаты Председателя ГД и его замов, а также 12 функциональных подразделений. Последние включают в себя 8 управлений, трех структур на правах управления, а также один самостоятельный отдел. К дополнительным элементам относят отделения депутатских объединений. Кроме этого, работают аппараты комитетов, мандатной комиссии.
Нормативная база
Деятельность органа обеспечения, обязанности и права, а также ответственность его сотрудников регламентируются действующим законодательством и Положением, которое разрабатывает сам Аппарат Государственной думы. С его содержанием, утвержденными нормами и правилами ознакамливаются все депутаты. Контроль работы органа обеспечения осуществляет аппарат Комитета Государственной Думы по организации деятельности и регламенту ГД.
Депутатские группы и фракции
Их аппараты формируются после регистрации соответствующих объединений и действуют до прекращения деятельности сообществ. Подбор и расстановка кадров, контроль работы, определение функциональных обязанностей сотрудников в структурах обеспечения осуществляют непосредственно депутатские объединения. Служащие аппаратов заключают срочные трудовые договора. Они действуют на период работы группы/фракции. При прекращении деятельности объединения сотрудники аппарата высвобождаются в соответствии с нормами законодательства. В случае изменения численного состава фракции/группы необходимые корректировки вносятся и в штат органа обеспечения. Оформление работников, подлежащих сокращению, осуществляется, согласно действующему законодательству. Руководитель Аппарата Государственной думы РФ утверждает распоряжения о приеме на работу и освобождению от нее сотрудников органов обеспечения групп и фракций по представлению их председателей. Расходы на содержание структур в объединениях предусматриваются в смете затрат на работу ГД. Руководитель Аппарата Государственной думы РФ также выносит распоряжения о приеме на работу и снятии с должности помощников депутатов по представлению соответствующих выборных лиц.
Структура
В Аппарат Государственной думы включены, как выше было указано, секретариаты Председателя ГД, структуры обеспечения фракций, комиссий и прочих объединений по этическим и прочим вопросам. В него также входит библиотека, обслуживающая обе парламентских палаты одновременно. В Аппарат Государственной думы включены секретариаты:
- Совета ГД. Руководителем является Николай Михайлович Глазунов.
- Первых замов Председателя ГД. Руководителями назначены Александр Васильевич Арсенов, Гргорий Николаевич Сенин.
- Замов Председателя ГД. Высшими должностными лицами являются Елена Викторовна Строкова, Евгений Александрович Лашманкин, Арина Тахировна Иксанова, Вячеслав Александрович Синяев, Павел Владимирович Игнатьев.
- Руководителя Аппарата ГД. Высшим должностным лицом является Екатерина Иосифовна Пинкэ.
В Аппарат Государственной думы входят отделы по:
- Работе с документами. Начальником является Михаил Федорович Ревта.
- Обеспечению работы Председателя ГД. Начальником назначена Евгения Васильевна Чугунова.
Высшие должностные лица органов обеспечения фракций
В Аппарат Государственной думы включены структуры партий:
- КПРФ. Руководителем органа обеспечения выступает Нина Александровна Останина.
- ЛДПР. Начальником является Максим Сергеевич Зайцев.
- "Единая Россия". Руководителем выступает Владимир Валерьевич Иванов.
- "Справедливая Россия". Начальником назначен Руслан Владимирович Татаринов.
Комитеты
Их насчитывается 30. В каждом из них функционирует орган обеспечения. В Аппарат Государственной думы 7 созыва включены структуры отделов по:
- Конституционному законодательству и госстроительству. Начальником является Станислав Александрович Шелемин.
- Гражданскому, процессуальному, арбитражному, уголовному законодательствам. Руководитель – Илья Борисович Миронов.
- Социальной политике, труду и делам ветеранов. Начальник – Лейла Абдулхалимовна Эдилова.
- Налогам и бюджету. Руководителем назначена Зоя Николаевна Павловская.
- Финансовому рынку. Начальник – Жаклин Мерунжановна Саркисян.
- Предпринимательству, инновационному развитию, экономической политике. Руководитель – Руслан Владимирович Чебитко.
- Промышленности. Начальником является Владимир Николаевич Хомяков.
- Строительству и земельным отношениям. Руководитель – Елена Леонидовна Ковалева.
- Науке, наукоемким технологиям. Высшее должностное лицо – Вячеслав Иванович Панов.
- Энергетике. Руководитель – Дмитрий Борисович Ивлиев.
- Транспорту. Начальник – Ираклий Георгиевич Асламазов.
- Обороне. Высшим должностным лицом является Николай Николаевич Никуличев.
- Противодействию коррупции и безопасности. Начальником назначен Иван Николаевич Соловьев.
- Международным делам. Руководитель – Николай Васильевич Барков.
- Делам СНГ и связями с соотечественниками.
- Вопросам территориального управления и федеративному устройству. Руководитель – Игорь Викторович Бабичев.
- Проблемам Дальнего Востока и Сибири, региональной политике. Начальник – Галина Владимировна Жулевич.
- Организации деятельности ГД и регламенту. Руководитель – Сергей Владимирович Кулаков.
- Связи, информационной политике и технологиям. Начальник – Вероника Евгеньевна Бодюль.
- Охране здоровья. Высшим должностным лицом является Артем Станиславович Яновский.
- Образованию. Начальник – Павел Евгеньевич Кондрашов.
- Вопросам семьи, детей, женщин. Руководитель – Ирина Федоровна Ковтуненко.
- Аграрным вопросам. Начальником является Дарья Васильевна Наконечная.
- Экологии, природопользованию, природным ресурсам. Руководителем назначена Ирина Владимировна Кудрина.
- Культуре. Начальник – Елена Алексеевна Сизова.
- Делам религиозных организаций и общественных объединений. Руководитель – Степан Викторович Медведко.
- Делам национальностей. Начальник – Батал Геннадъевич Бигуаа.
- Делам молодежи, физкультуре, спорту. Руководитель – Екатерина Викторовна Селяметова.
- Жилищной политике и ЖКХ. Начальник – Денис Васильевич Боровков.
- Вопросам собственности. Высшее должностное лицо - Руслан Владимирович Чебитко.
Правовое управление Аппарата Государственной думы
В него входят следующие отделы лингвистической и юридической экспертизы законопроектов в сферах:
- Природопользования и гражданских правоотношений.
- Правам человека и государственного строительства.
- Социального обеспечения.
- Банковского дела и финансов.
- Судебно-правового обеспечения, уголовного права.
Кроме этого, функционируют отделы:
- По содействию субъектам законодательной работы.
- Международного права.
- Систематизации нормативной базы и законодательной техники.
Начальником является Михаил Васильевич Деменков.
Прочие структуры
В Аппарат управления Государственной думы входят также следующие отделы:
- Аналитического сопровождения законопроектов.
- Сотрудничества с зарубежными парламентами.
- Аналитических исследований.
- Сотрудничества с государствами СНГ и Балтии.
- Паспортно-визового обеспечения и дипломатического протокола.
- Сотрудничества с парламентскими международными организациями.
- Пресс-службы.
- Взаимодействия с Межпарламентским союзом и информационного сопровождения.
- Общественных связей.
- Мониторинга и аккредитации СМИ.
- Парламентского радио и телевидения.
- Повышения квалификации и прохождения госслужбы.
- По работе с сотрудниками Аппарата.
- По взаимодействию с депутатами и помощниками.
- По организационному обеспечению заседаний ГД.
- Оформления и выпуска правовых актов Госдумы.
- По обслуживанию аппаратно-программного комплекса, систем залов для заседаний.
- Стенографических работ и аудиовидеозаписи.
- Редакционно-издательской деятельности.
- Обеспечения взаимодействия с регионами.
- Организационный отдел.
- Обеспечения взаимодействия с федеральными госорганами.
- Расчетно-финансовый отдел.
- Транспортного и социального обеспечения.
- Экспертный отдел.
- Хозяйственного и материального обеспечения.
- Планово-экономический отдел.
- По протокольному обеспечению официальных мероприятий.
- Отдел режима.
- Множительных и печатных работ.
- Оперативно-диспетчерский отдел.
- Специальных работ.
- По развитию и сопровождению информационных систем.
- По программно-технологическому и техническому обслуживанию.
- Серверных и телекоммуникационных систем.
- Документационного обеспечения.
- По защите гостайны.
- Формирования архива Госдумы.
- Обеспечения деятельности приемной ГД.
- Комплектования, хранения, обработки библиофондов.
- Ведения информационных баз и библиографии по официальным актам.
- Электронных изданий.
- Библиотечно-информационного обслуживания.
Высшие должностные лица
Руководитель Аппарата Государственной думы может быть назначен/освобожден от поста по распоряжению Председателя ГД. При этом постановление согласовывается с Советом по представлению отдела по регламенту и организации деятельности нижней палаты. Руководитель Аппарата Государственной думы не может одновременно выступать в качестве действующего депутата ГД. В связи с этим в 2007 г. Алексей Сигуткин, назначенный на данный пост, отказался от своего мандата. В разное время в качестве высших должностных лиц выступали:
- Андрей Иванович Войков.
- Николай Никитич Трошкин.
- Александр Николаевич Лоторев.
- Валентин Семенович Чернявский.
- Алексей Алексеевич Сигуткин.
- Джахан Раджеповна Поллыева.
Руководитель Аппарата Государственной думы 7 созыва – Татьяна Геннадьевна Воронова. Она назначена на пост 20 октября 2016 г.
Совет ГД
Он также входит в структуру Государственной думы и выполняет особые функции в сфере обеспечения деятельности ГД. В соответствии с нормативными актами, Совет наделяется полномочиями по:
- Формированию приблизительной программы законопроектной деятельности Госдумы на текущую сессию.
- Принятию решений о включении акта в повестку для обсуждения.
- Формированию проекта календаря рассмотрения Госдумой вопросов на предстоящий месяц для документов, обсуждаемых в первом чтении. При этом указываются тематические блоки.
- Формированию проекта порядка работы ГД на предстоящем заседании.
- Созыву внеочередных заседаний палаты и определения даты их проведения по предложению Президента, требованию депутатской группы, поддержанному не менее 1/5 голосов от общего количества членов ГД, либо по рекомендации Председателя.
- Назначению соответствующего комитета Госдумы, ответственного за подготовку проекта нормативного акта к рассмотрению. Если вопросы, регламентируемые документом, относятся к компетенции другого отдела, то он призывается в качестве соисполнителя.
- Направлению законопроекта в комитеты палаты, объединения депутатов, а в случае необходимости иным субъектам, обладающим правом законодательной инициативы, определению срока подготовки отзывов, замечаний (поправок), предложений к нему.
- Отправке акта и материалов к нему Президенту, Правительству, автору документа, депутатам ГД. Направление осуществляется в срок, предусмотренный в Регламенте.
- Принятию решений по предложению комитетов о возврате законопроекта автору, если им не исполнены предписания ст. 104 Конституции либо ст. 105 Регламента.
- Вынесению распоряжений о награждении субъектов Почетной грамотой ГД.
- Принятию решения об организации парламентских слушаний.
Нюансы
Материалы для рассмотрения и обсуждения на очередном заседании, проекты решений предоставляются в Секретариат Совета обычно до 16 ч. пятницы, непосредственно предшествующей собранию, назначенного на вторник, и до 16 ч. вторника, идущего перед заседанием, назначенным на четверг. Повестка вместе с приложениями направляется Председателю ГД и его заместителям, руководителям объединений депутатов и прочим субъектам. Это осуществляется в день, который предшествует заседанию. На каждом собрании депутаты получают информацию об основных вопросах, которые были рассмотрены Советом накануне. Материалы подготавливает Секретариат.