ЗиЛ 118 «Юность» – удивительная машина с непростой и печальной судьбой, если можно так сказать об автомобиле…
История создания проекта
В 1962 году, в Советском Союзе, появился первый микроавтобус премиум-класса. Уже один тот факт, что базой для создания этой машины стал правительственный ЗиЛ-111-«Москва», говорит о ее неординарности. А то, что «кремлевский» лимузин собирался на основе американских моделей машин, которые относились к высшей категории, таких как «Бьюик», «Паккард», «Кадиллак», делало новый микроавтобус, вообще чем-то «из ряда вон выходящим».
В истории создания Зил-118 необычным было, что первоначально этот автомобиль считался нелегалом. Работы над проектом велись в КБ, без всяких указаний, поручений и приказов свыше. Более того, начальство автозавода относилось отрицательно к такой инициативе. Но стоит отдать им должное в том, что и не мешали работать молодым энтузиастам. Группа единомышленников трудилась исключительно в свободное время. Руководство над проектом взял на себя Николай Гринчаро. Причем конкретную цель – создать микроавтобус - группа перед собой не ставила, эта идея родилась уже в ходе работ. Молодые конструкторы, прежде всего, хотели найти более эффективное применение конструкции ЗиЛ-111, чем перевозка шести человек.
Трансмиссия микроавтобуса
Длинное и мощное шасси позволяло использовать кузов вагонного типа, причем без всяких жертв по эксплуатационным характеристикам и комфорту. Первое, от чего решено было отказаться, - так это от двигателя, устанавливаемого на лимузин, так как для его эксплуатации требовался бензин с высоким октаном. В тот период времени для серийных автомобилей это была неприемлемая роскошь. «Старому» двигателю нашли альтернативу в виде силового агрегата ЗиЛ-375. Этот двигатель, мощностью в 170 л/с, предназначался для грузовых «УРАЛов». Однако этот агрегат был установлен только на опытный образец. Позже его заменили на мотор от ЗиЛ-130, мощностью в 150 л/с.
Остальная механика практически осталась неизмененной, заимствованной у оригинального прототипа. Даже автоматическую КПП от правительственного лимузина решили оставить без изменений. Что уже было смелым решением для машины, готовящейся в серию.
Кузов модели инженеры решили сделать частично несущим. То есть для установки двигателя, всей передней подвески с тормозной системой, а также элементов рулевого механизма конструкторы использовали отдельный подрамник, который потом в сборе крепился к кузову. При необходимости (для ремонта механизмов или их обслуживания) подрамник легко демонтировался. Переднюю независимую подвеску будущего микроавтобуса дополнили стабилизатором, обеспечивающим поперечную устойчивость. Рулевое управление снабдили гидроусилителем.
Получившаяся конструкция трансмиссии отличалась качеством и надежностью, однако ничего экстраординарного собой не представляла. А вот внешность и салон ЗиЛ-118 вполне можно считать, уж если не произведением искусства, то уж точно чем-то «из ряда вон выходящим».
Импортное подобие
Во внешности новой отечественной машины проглядывались черты американского Chevrolet Corvair Greenbrier Sportswagon, но это не было копированием. «Американец», скорее, был вдохновителем конструкторов. Но если две машины поставить рядом, то, несмотря на большие размеры, микроавтобус «Юность» ЗиЛ-118 выглядел гораздо элегантнее, легче и красивее импортного автомобиля. На его фоне «американец» смотрелся как неудачный аналог эконом-класса.
Экстерьер и интерьер
Эрик Сабо и Александр Ольшанецкий – молодые художники-конструкторы, а также Татьяна Киселева, занимавшаяся внутренней обстановкой салона, основной упор в своей работе сделали на обеспечение комфорта для пассажиров. Кстати, именно Татьяна придумала название микроавтобусу, отразив в нем не только новую тенденцию в развитии автомобилестроения, но и возраст участников, разрабатывающих проект.
В результате их совместной работы салон ЗиЛ-118 получился светлым, с великолепным обзором. Такой эффект обеспечивался панорамным остеклением с дополнительными тонированными окнами на крыше микроавтобуса и огромным сдвигающимся люком (183х68см). Термо- и звукоизоляцию дополнила пенополиуретановая прослойка между внешними и внутренними панелями кузова. За микроклимат салона отвечала высокоэффективная система отопления и вентиляции. Кроме того, к каждому мягкому и удобному пассажирскому креслу было предусмотрено: индивидуальное освещение, пепельница и крючок для верхней одежды. Для посадки пассажиров предусматривалась боковая дверь по правому борту автомобиля. Крупногабаритный багаж можно было уложить сзади, для этого имелась еще одна дверь.
И если по габаритным данным ЗиЛ-118 (почти 7 метров в длину и больше двух метров в ширину) приставку «микро» можно считать относительной, то по уровню созданного комфорта для каждого из 17 пассажиров «Юность» можно сравнить только с люксовым легковым автомобилем.
Неудачная попытка
После того как проектный образец прошел тестовые испытания, на которых он показал отличные эксплуатационные характеристики, новый отечественный микроавтобус был представлен на суд высшему руководству страны. Н.С. Хрущев с восторгом оценил новую машину. После чего воодушевленное руководство отправили в Сов.Мин.СССР запрос на выделение средств для серийного производства ЗиЛ-118 и его модификаций. Указав, что для удовлетворения потребительских нужд страны потребуется минимальная партия в 1000 машин в год. Но, несмотря на высокую оценку машины со стороны руководства государства, денег даже на первоначальную серию завод так и не получил. Плановая экономика страны сделала свое «черное дело», новой по-настоящему ценной разработке в ней места не нашлось. Руководство завода попыталось своими силами не дать умереть достойной машине, организовав хотя бы временный выпуск в 300 машин, но и из этого ничего не вышло. Однако, конструкторы завода продолжали борьбу за «Юность», всячески улучшая ее конструкцию и создавая различные варианты модификаций.
Неугасимая вера в успех
Пытаясь расширить область применения нового микроавтобуса, тем самым обратить на модель более пристальное внимание, ЗиЛовцы сделали из нового автомобиля маршрутное такси, отправив машину на баланс одного из таксопарков столицы.
Два ЗиЛ-118 («Скорая помощь») отправились обслуживать «кремлевскую» больницу. Кстати, в этой модели машины только для того, чтобы врачи при обслуживании пациентов могли стоять в полный рост, сделали подъемную крышу.
В борьбе за автомобиль его даже отправили в 1967 году во Францию, для выставки, на которой представлялись передовые модели автобусов мировых производителей. Среди 130 представленных машин отечественный ЗиЛ-118 завоевал 12 призов в разных номинациях и, по сути, произвел настоящий фурор. Но даже этот триумф не открыл дорогу в будущее новому микроавтобусу.
ЗиЛ-118 «Юность» – автолегенды СССР
Почему же новая машина, так и не смогла пробиться в серийный выпуск? Разумного объяснения этому просто нет. Ведь после выставки во Франции, американцы предложили наладить совместное производство ЗиЛ-118, однако им было в этом отказано. Даже просьба о продаже патента компании «Форд» на производство машины осталась неудовлетворенной. Руководство страны «угробило» собственными руками отечественную модель, способную конкурировать с любым из мировых аналогов, переведя ее в разряд «легенды автопрома СССР».