Этнопедагогика - это что такое? Цель, средства и основы этнопедагогики

Современная педагогика применяет множество приемов и методик в процессе воспитания подрастающего поколения. Это делает обучение эффективным. Нашими предками множество лет разрабатывались основные взгляды, идеи и направления воспитания детей. Именно эти принципы легли в основу такой отрасли науки, как этнопедагогика.

В рамках каждой исторически сформированной общности людей складывались свои взгляды на процесс воспитания детей. Этнопедагогика – это направление в науке, прививающее молодому поколению ценности своего народа. Поэтому такой подход позволяет детям приобщаться к культурным ценностям своего народа с самых ранних лет. Он активно применяется в различных образовательных учреждениях.

Комплексный подход, а также нестандартные приемы при обучении вызывают интерес детей. В этом случае новые знания усваиваются гораздо быстрее.

Значение и суть науки

Этнопедагогика – это отрасль педагогической науки, которая применяет исторический опыт определенной народности. Она изучает взгляды прошлых поколений на вопросы воспитания подрастающего поколения. При этом уделяется значительное внимание семье, быту, своей народности и нации.

Образовательное пространство нашей страны отличается неоднородностью культурных, исторических ценностей. Множественные этнические группы имеют свои особенности. Поэтому образование учитывает такие особенности. Традиции, народность у всех групп неодинакова. Но в основе каждой культуры лежат одни и те же основные понятия и цели. Задача педагогов заключается в привитии детям не одного определенного направления народного исторического опыта, а той сути, которую несут множественные исторические, культурные традиции, предания, песни и сказки. Это позволяет воспитать личность, вступающую во взаимодействие с обществом на принципах общих ценностей, взглядов и сознания.

Этнопедагогика это

В современных условиях ускоренного технологического развития это позволяет каждому человеку сохранить свою связь с данными ему историческими ценностями.

Понятия этнопедагогика, народная педагогика не являются синонимами. Рассматриваемая отрасль науки уделяет внимание историческим наработкам наших предков и применяет их простую, но эффективную логику при воспитании детей.

Предмет и объект

Объект и предмет этнопедагогики разными исследователями определяются несколько иначе. Так, Хакимов Э. Р. считает, что объектом этой отрасли науки является образовательный процесс. Предметом в этом случае при исследовании являются как четко целенаправленные, так и стихийные процессы освоения этнопедагогических знаний.

Педагогика этнопедагогика

Пездемковская Г. В. говорит, что такое направление, как научная педагогика, содержит в своей основе современные знания и результаты исследований. Народный подход же берет за фундамент обыденные, житейские знания. Поэтому она считает, что при изучении этнопедагогики объектом следует считать народную культуру. Она не содержит научных знаний о традиционном воспитании. Предмет этнопедагогики, по мнению Пездемковской Г. В., имеет достаточно широкий социальный смысл. Он заключается в традиционном народном воспитании.

Г. Н. Волков объектом этнопедагогики выделяет народную культуру и педагогику. Предмет ее исследования он видит в передаче нравственного опыта в семье, обществе через этническое творчество, поговорки, сказки, загадки, песни и т. д.

Цели и задачи

В процессе изучения этнопедагогики ставятся определенные цели и задачи. Зная их, можно глубже вникнуть в суть этой науки.

Цель этнопедагогики заключается в привитии подрастающему поколению системы ценностей, гражданского сознания, основные принципы которого были выработаны за время существования нашего народа.

Применение в образовательном процессе традиций разных народов, населяющих нашу страну, является приоритетом. Творческое вдохновение может применяться в различных сферах деятельности. Этнопедагогика развивает способности детей, стимулирует их самовыражение и таланты.

Понятие этнопедагогики

Для достижения этих целей решаются определенные задачи. К ним относится в первую очередь изучение подходов народа к воспитанию. Задачи этнопедагогики заключаются также в актуализации таких методик и приемов с учетом особенностей общества, поиске путей и подходов в осуществлении такой работы.

Также представленной отрасли образования вменяется в обязанность осуществление контроля за соответствием идей науки сегодняшним задачам воспитания развитой личности.

Структура

Этнопедагогика как наука содержит в себе некоторые структурные элементы. В их число входит детознавство, которое с определенной точки зрения изучает физиологию, психику и социальное развитие ребенка.

Также отраслью этого метода образования является народная дидактика. Она раскрывает смысл поучений, наставлений, разъяснений. Также в этнопедагогику входит педагогическая деонтология, которая изучает необходимость, обязательность выполнения установленных норм поведения, правил. Это направление учит уважать свой род, предков, историю и культуру.

Предмет этнопедагогики

Еще одной структурной единицей является семейная педагогика. Этнопедагогика в этом аспекте помогает родителям советами в воспитании детей. В современном обществе эта отрасль набирает значительного размаха. Она формирует в сознании детей культ Рода, Отца и Матери.

Это направление этнопедагогики готовит детей к будущей взрослой жизни, браку, семейным отношениям между супругами. Задачей представленной науки является обучение не только детей, но и их родителей. Она указывает пути, приемы и методы для осуществления образовательного процесса. Родители должны владеть основами педагогического мастерства, чтобы дать своему ребенку понимание морали, взаимодействия с социумом.

Связь с другими науками

Этнопедагогика тесно связана с другими науками. Именно комплексный подход в получении новых знаний и умений является наиболее эффективным.

Связь этнопедагогики с другими науками довольно значительна. В первую очередь необходимо отметить взаимодействие ее с этнографией. Эта область знаний несет в себе информацию о расселении народов мира, их исторической территориальной принадлежности.

Основы этнопедагогики

В странах Запада эту отрасль науки называют еще этнологией. К ее компетенции также относится изучение поведения, традиций каждого народа. Это позволяет учесть особенности поведения определенной группы людей, проживающей на определенной территории.

Также тесно связаны этнопедагогика и этнопсихология. Эта область народного знания изучает поведенческие мотивы группы людей, их характер и менталитет. Этнопсихология изучает факторы, влияющие на особенности взаимодействия представителей определенного социума между собой и с окружающим миром. Эта наука исследует эмоциональную сферу конкретного этноса, их переживания и выражение своих чувств. Также в сферу изучения этнопсихологии входит мотивация людей, а также влияние социальных и психологических влияний на их деятельность.

Этнопедагогика также поддерживает связь с этносоциологией. Эта наука исследует поведение представителей одной народности по отношению к окружающему их обществу.

Содержание науки

Изучая основы этнопедагогики, родители, студенты и работники образования должны понимать ее содержание. В него входит несколько основных направлений, которые в совокупности позволяют объять эти новые знания.

Организационно-деятельное направление этой науки включает в себя исследования основных познаний народа в области воспитания подрастающего поколения. Ребенок и его поведение являются как объектом, так и субъектом в образовательном процессе. Структурное содержание включает в себя функции воспитания, например, развитие умственных способностей, привитие этики и эстетики.

Связь этнопедагогики с другими науками

Факторами воспитания являются история, природа, религия. Одним из структурных элементов, которые включает в себя понятие этнопедагогики, являются методы и средства воспитания. В основе обучающего процесса положена идея развития личности и ее реализация.

Представленная отрасль науки подразумевает также организацию воспитания. Она исследует роль коллективных форм взаимодействия и жизнедеятельности семьи, общины, народа и человечества в целом. Этнопедагогика применяет в своей структуре примеры народных воспитателей. Ими могут быть даже малоизвестные педагоги, их мысли и высказывания, общественные деятели, а также родители или даже старшие дети. Все эти направления, сливаясь воедино, способствуют развитию социально ответственной личности с набором этических черт характера и поведения.

Методология

Для достижения своих целей и решения задач применяются определенные средства этнопедагогики. Они несколько специфичны, что и выделяет представленную науку в отдельное направление. Подобные приемы, но несколько в другом стиле может применять и современная педагогика. Этнопедагогика же вносит в эти приемы свои уникальные особенности.

Это позволяет доносить информацию детям в более доступном для них виде. Интерес, который вызывают такие методы, служит эффективным фактором ее усвоения. К числу основных подходов передачи знаний посредством этнопедагогики являются разъяснение, убеждение, пример. К методам такого воспитания также принято относить требования, уговор, приказ, поверье, просьбу и совет.

Активно применяются упражнение и приучение, благословение или пожелание. При необходимости может использоваться укор или упрек, одобрение или намек. В зависимости от ситуации, сложившейся в процессе обучения, применяется тот или иной прием этнопедагогики.

Чтобы получить хороший результат, необходимо правильно применять все представленные методы. Для этого учитывают особенности психики ребенка или их группы, а также особенности взаимодействия детей друг с другом, социумом. Для этого учитывают факторы обучения.

Факторы

Изучая понятие этнопедагогики, следует уделить внимание ее факторам воспитания. Если при изучении обычных дисциплин, которые преподаются сегодня в школах, факторами служат исследования ученых, прочих деятелей науки, то с этническим воспитанием связаны другие фундаментальные основы.

Фактором воспитания здесь становится история, природа и религия. Каждый определенный психический склад нации положен в основу этого типа воспитания. Поэтому для каждого народа, проживающего в рамках единого государства, не могут применяться чужие факторы.

То, что хорошо, например, для народа Германии, не может применяться в этом же направлении обучения для жителей Японии. Все народы не могут жить по одному шаблону. Это невозможно ни в теории, ни на практике. Поэтому сложившиеся веками особенности воспитания, организации быта, традиции налагают свой отпечаток на факторы этнопедагогики.

Эти отличительные черты обязательно учитывают при проведении обучения. В каждом этносе господствуют свои задачи и цели воспитания. Они выражаются в общей массе средств, подходов и факторов к проведению обучения.

Средства воспитания

Этнопедагогика – это действенное направление в образовательном процессе. Ее средства столь разнообразны, что способны завладеть вниманием любого ребенка. В первую очередь к средствам воспитания относится общение. Дети в процессе этого учатся контактировать с окружающим миром в соответствии с нормами этики и морали. Также общение помогает правильно выражать свои мысли, эмоции, позволяя педагогу применять те или иные адекватные данной ситуации методы.

Цель этнопедагогики

Одним из самых эффективных средств этнопедагогики является игра. Разные народные забавы, действа вовлекают в процесс обучения всех детей. При этом им становится гораздо проще проникнуться командным духом, стать частью социума. Каждый человек является частичкой единого целого. Принимая участие в игре, каждый ребенок может почувствовать свою роль в протекающем общем процессе.

Средства этнопедагогики очень разнообразны. Очень распространенным из них является творчество. Поговорки, загадки тренируют ум. Разные сказки, дошедшие до нас с давних времен, являются настоящим кладезем мудрости народа. В доступной для детей форме подается различная информация о нормах поведения, взаимодействия с окружением. Сказания и легенды учат проявлять стойкость, мудрость и находчивость даже в сложных ситуациях. Они говорят о необходимости творить добро для общего блага. Эти средства воспитания оказывают куда большее влияние на личность, чем убеждения и уговоры.

Еще одним действенным средством этнопедагогики является труд. Дети с удовольствием создают тематические поделки, еду, костюмы. Это раскрывает творческие способности, позволяя ребенку выразить свое видение. Все эти средства способствуют всестороннему развитию личности. Дети учатся уважать свою историю, народность, семью и друг друга. Это очень важно для нашего современного общества.

Современное призвание этнопедагогики

Современная этнопедагогика – это особая наука, способная воспитать действительно достойную личность. Ее деяния будут направлены на достижение общего благополучия и развития.

В современном мире быстро меняющихся технологий человек теряет свою связь с историческим прошлым. Люди забывают об основных принципах морали, выработанных столетиями существования народа. Современное общество превращается в хищника, поглощающего природные ресурсы, который уничтожает свою естественную среду обитания. Поэтому очень важным вопросом сегодня остается воспитание ответственного отношения человека к природе, окружающему его миру и обществу.

За последние десятилетия мы продемонстрировали значительный технологический прорыв. Но расхищение природных ресурсов, искаженные представления о своем роде, семье, нации все чаще имеют место в нашей жизни. Этнопедагогика призвана обратить внимание подрастающего поколения на необходимость уважительного отношения ко всем живым существам, населяющим нашу планету. Эта хрупкая система, существовавшая множество столетий, сегодня подвергается постоянным атакам со стороны человечества. Лицо планеты меняется, порой уже необратимо.

Именно этнопедагогика взывает к нашей морали, чувству ответственности за свои поступки. Она воспитывает в нас чувство единства каждого представителя нашего общества, а также осознание последствий того или иного решения. Правильное отношение к окружающему нас миру начинается с глубокого уважения своей семьи, общины, нации. Высоконравственный человек ценит как самое близкое свое окружение, так и все живое, что есть в нашем мире. Этому учит нас народная мудрость. Главные постулаты ее наши предки знали еще с незапамятных времен.

Шумный, быстро меняющийся мир не должен заставлять нас забывать о самых главных вещах, которыми должно быть наполнено наше сознание. Если мы забудем свою историю, наставления наших предков, мы неизбежно упадем в пропасть, сбившись с истинного пути. Поэтому этнопедагогика должна быть неотъемлемой частью как семейного, так и общественного образования. Ведь именно она прививает те самые главные качества личности, которые нужны не только каждому человеку, но и всему обществу в целом.

Рассмотрев основные понятия о представленной науке, можно сказать, что этнопедагогика – это важное направление в области образования. Она применяет действенные средства и преследует очень благородные цели при воспитании подрастающего поколения. Неординарный подход позволяет детям лучше усваивать новую информацию, развивать в себе творческие способности. При взаимодействии их с окружающим миром этнопедагогика помогает вырабатывать этические и высокоморальные качества. При этом дети осознают свою общность с окружающим миром, ощущая себя его частью. Это позволяет воспитать личность с высокими нравственными устоями, несущую в мир добро и благо для всей общественности.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.