Стихосложение можно назвать целой наукой, у которой есть свои законы и правила, разработанные за тысячелетия существования поэзии. И в этой статье мы поговорим об одном из древнейших стихотворных размеров – гекзаметре.
Что такое гекзаметр в литературе?
Гекзаметром называют древнейшую форму стиха, известную еще с античности. Это 6-стопный дактилический метр с цезурой после 7-го слога и сокращенным окончанием на один слог. Гекзаметр был самым распространенным метром в античной поэзии, именно им были написаны «Одиссея» и «Илиада». Именно поэтому гекзаметр также называют эпическим и героическим стихом.
История
Гекзаметр – это метрический стих, который возник примерно в 8 веке до н. э. в Древней Греции. Ученым до конца не известно, как возник этот размер. Существует предположение о заимствованном характере гекзаметра. Согласно самому распространенному мнению, этот метр возник под влиянием хеттских и хурритских поэм. Изначально стихи, сложенные по законам гекзаметра, не записывались, а передавались из уст в уста.
Согласно мифам, эта форма стиха была создана древнегреческим богом Аполлоном, а распространила ее по земле дочь бога Фемоноя, дельфийская пифия. Поэтому неудивительно, что поначалу гекзаметр использовали только в сакральных тестах, например при составлении речей оракулов и религиозных гимнов. Часто такие стихи произносились под аккомпанемент музыкальных инструментов.
Гораздо позже гекзаметр перешел в героическую поэзию и другие виды стиха. И первом его письменным образцом стали известнейшие произведения Гомера – «Одиссея» и «Илиада», написание которых датируется примерно 9-8 веками до н. э. В этих текстах гекзаметр предстает в своем классическом виде. Поэтому у ученых нет возможности проследить формирование этой формы стихосложения, первый письменный памятник является образцом законченного и полностью сложившегося метра.
Что касается римской поэзии, то там гекзаметр впервые был введен Квинтом Эннием. Вообще, по своей природе эта стихотворная форма подходит для таких языков, как латинский и древнегреческий, где долготы гласных имели фонологическое значение. На сегодняшний день этот размер в классическом виде не используется, его лишь имитируют и искусственно воссоздают.
Гекзаметр: примеры стихов и их строение
Героический античный гекзаметр представляет собой 6-стопный стих с двумя вариантами заполнения стоп. Сильное место называется арсис, им может быть только долгий слог. Слабое место называется тезис – им может быть как долгий, так и краткий слог. Главное, чтобы был соблюден принцип квантитативности, то есть равной количественности. При этом последний слог может быть любым и является знаком окончания стихотворения. Схема гекзаметра выглядит следующим образом: _UU|_UU|_UU|_UU|_UU|_X
Учитывая, что каждая стопа может быть заменена спондеем, можно заключить, что всего существует 32 возможности реализовать подобный стих. Классический 17-сложный будет звучать так: Quādrupedānte putrēm sonitū quatit ūngula cāmpūm…
Мы вынуждены приводить примеры на латинском языке, так как русский язык просто не располагает возможностью написания стихов классическим гекзаметром ввиду отсутствия длинных и кратких гласных.
Цезура
Итак, если вам когда-нибудь в контрольной работе попадется задание «объясните термины "гекзаметр" и "цезура"», то как ответить на первую его часть - вам известно, но как же быть со второй?
Цезурой называют словораздел (своеобразную паузу), который однообразно повторяется во всем стихотворении. Части, которые получаются после разделения их цезурой, называются полустишиями.
Роль подобных пауз в гекзаметре велика из-за симметрии ритмического размера. А, например, для силлабики цезуры не играют важной роли для восприятия стиха. В размерах же метрических (речитативных, с фиксированным ритмом) паузы необходимы, так как без них на слух невозможно уловить моноритмическую длинную строку.
Тем не менее изначально произносится без пауз гекзаметр. Примеры стихов сакрального типа являются тому подтверждением. И уже позднее, с развитием индивидуального творчества, стихотворная система эволюционировала. Полностью понять значение цезуры может лишь носитель языка-оригинала, на котором писались древние произведения.
Таким образом, гекзаметр – это стихотворный размер, состоящий из последовательно расположенных трехдольных частей, начало и конец которых отмечаются паузами. Обычно подобные стихотворные произведения делятся на 2-3 фрагмента.
Для чего используется
Как известно, стихотворные размеры имеют свою смысловую особенность, сообразно с которой и применяются. Гекзаметр – это в первую очередь прекрасный инструмент для создания образа и дальнейшего его раскрытия.
Опытные поэты, чередуя паузы, могли добиться очень высокого с точки зрения образности художественного эффекта. Еще более этот эффект можно усилить заменой обычной строфы спондеем.
В итоге классический размер использовали для описания оживленного действия, того, что имело быстрый характер. А спондей вставляли, когда была необходимость в торжественности, замедлении и значимости.
Гекзаметр в тонике
Однако есть языки, в которых долгота гласных не имеет какой-либо фонологической ценности, например немецкий, русский и пр. В таких языках гекзаметр был воссоздан искусственно для того, чтобы передать размер латинской классики и древнегреческих произведений.
Подобный искусственный гекзаметр обычно представляет собой стихотворение с 6-ю ударными согласными и 2-мя, а иногда и одним, безударными. Таким образом, в силлабо-тонической системе стихосложения это выглядит как 6-стопный дактиль, который может быть заменен хореем. Также эта схема носит название 6-стопный дактило-хореический дольник. Цезура при этом остается на середине строфы.
Русский гекзаметр
Как говорилось выше, в русском языке этот размер искусственно воссоздается. Он имеет 18 долей, оригинальный же античный – 24 доли.
Гекзаметр в русском языке подчиняется правилам обычных трехсложных размеров, при этом ударные слоги могут быть заменены на безударные, и наоборот. Обычно он имеет следующую схему:
_UU|_UU|_UU||_UU|_UU|_U, где || - это обозначение цезуры.
Стал первым в русском стихосложении размером с долями гекзаметр. Стихи, написанные по данной схеме, впервые появились в «Грамматике» М. Смотрицкого в 1619 году. Однако это были еще только наметки, так как долгие и краткие слоги были установлены произвольно, а внешне стих напоминал чередование дактилей со спондеями. Первым же устойчивым примером гекзаметра считается произведение шведа Спарвенфельда, написанное в 1704 году.
Тредиаковский
Однако только Тредиаковский первым утвердил норму для гекзаметра – тринадцатисложник. Эту мысль он изложил в своем труде «Новый и краткий способ к сложению русского стиха». Первые примеры нового размера поэт дал в сборнике «Аргенида»: «Первый Феб, говорят, любодейство с Венерою Марса/ Мог усмотреть: сей бог зрит всё, что случается, первый…».
Гекзаметр, примеры которого можно найти и в других произведениях Тредиаковского, такого вида стал классическим для русской литературы.
Но работа над размером на этом не остановилась, ее продолжил Ломоносов. Он ничего не изменил, зато дал теоретическое обоснование работе Тредиаковского. Значительно и то, что эти изыскания помогли Ломоносову в работе и над силлабо-тонической системой, которая стала основной для русской поэзии.
Переводы Гомера
Гекзаметр – это не самая популярная система в русской поэзии. Единственным действительно значимым и большим примером его является перевод гомеровских поэм, который делали Н. Гнедич и В. Жуковский.
Усерднее всего над переводом «Илиады» работал Гнедич – 2 раза он излагал образец древнегреческой классики прозой и 1 раз в стихах. Последняя попытка (1787) является самой значимой, так как для нее поэту пришлось продолжать немалую работу по преобразованию гекзаметра и приспособлению его к русскому языку. Хотя изначально он пытался перевести александрийским стихом, на что потратил 6 лет, но разочаровался в результате, уничтожил все свои труды и принялся заново, уже пользуясь только гекзаметром.
Благодаря подобным усилиям Гнедичу удалось создать лучший перевод поэмы Гомера, который по сей день считается непревзойденным. Вот небольшой отрывок из него: «Слово скончавши, воссел Фесторид; и от сонма воздвигся/ Мощный герой, пространно-властительный царь Агамемнон…». Написанная гекзаметром в оригинале, «Илиада» таким образом была воссоздана в той же ритмике на русском языке.
Сложно поверить, но первые примеры перевода были встречены читателями негативно, и Гнедичу пришлось отстаивать выбранный стихотворный размер.
19 век
Работу над переводами Гомера продолжил Жуковский, представив русскому читателю «Одиссею». Также ему принадлежит прекрасная адаптация «Войны мышей и лягушек», в которой также за стихотворную основу был взят гекзаметр. Примеры из произведений: «Муза, скажи мне о том многоопытном муже, который/ Странствуя долго со дня, как святой Илион им разрушен…» («Одиссея»); «Слушайте: я расскажу вам, друзья, про мышей и лягушек./ Сказка ложь, а песня быль, говорят нам; но в этой...» («Война»).
Также к гекзаметру обращались Пушкин, Лермонтов, Фет и многие другие поэты 19 века. Однако интерес к нему постепенно утихает. В 20 веке этот стихотворный размер вновь возрождается в работах Вяч. Иванова, Бальмонта, Шенгели, Набокова.