Люди во все времена стремились к объединению. Этот факт подтверждается длительной историей становления государств, родившихся из некогда существовавших племенных семей или общин. С течением времени расширение социальных формаций доказало эффективность людских объединений, которая проявляется в процессе регулирования общественных отношений. Но координирование деятельности масс – это не столько теоретический, сколько практический вопрос, требующий глубокой оценки и оперативного решения.
Суть в том, что общество не является однородным. В него входят люди разных этнических групп, верований, рас и т.п. Управление ими должно осуществляться на основе всеобщего влияния. Другими словами, координировать необходимо все общество в целом, а не его отдельные группы. Долгое время люди не могли найти подходящий регулятор социальных отношений. Однако таковым стало право, эффективность которого возрастает с каждым днем.
Стоит отметить, что в современном мире право приобрело несколько видовых ответвлений. Помимо этого, представленная категория распространяет свое действие на различных субъектов. Достаточно интересным является право ЕС (Европейского Союза). Эта структура объединяет в своем составе большое количество нормативных правил. При этом в ЕС разработан довольно мощный механизм защиты субъектов права от любого рода нарушений. Данную задачу осуществляет Суд Европейского союза, об особенностях и деятельности которого пойдет речь далее в статье.
ЕС – понятие и состав
Суд Европейского союза – это лишь орган, существование которого обусловлено наличием обширной супергосударственной структуры. Таковой на сегодняшний день является Европейский союз. По своей сути, ЕС – это экономико-политическое объединение стран, которое было создано для координации общей деятельности и достижения определенных целей.
Организационная эффективность Европейского союза находится на довольно высоком уровне. Другими словами, страны ЕС, список которых представлен ниже, выигрывают от участия в объединении, так как оно прямо влияет на их экономический статус. К тому же участие в Союзе подразумевает наличие открытых границ, что существенно облегчает международную торговлю.
Итак, в ЕС на сегодняшний день входят такие страны:
- Австрия.
- Бельгия.
- Болгария.
- Великобритания.
- Венгрия.
- Германия.
- Греция.
- Дания.
- Ирландия.
- Испания.
- Италия.
- Кипр.
- Латвия.
- Литва.
- Люксембург.
- Мальта.
- Нидерланды.
- Польша.
- Португалия.
- Эстония.
- Румыния.
- Словакия.
- Словения.
- Финляндия.
- Франция.
- Швеция.
- Чехия.
Что касается деятельности упомянутого объединения, то она является регулируемой. Право ЕС затрагивает большую часть вопросов, которые возникают в процессе повседневной деятельности экономико-политической структуры. Поэтому для более детального её изучения необходимо разобраться в особенностях юридической системы категории.
Право Европейского союза
Страны ЕС, список которых постоянно пополняется, в своей деятельности регулируются специальными юридическими нормами. Таким образом, право Европейского союза – это специфическая по своей сути система, которая влияет на процесс евроинтерграции стран участниц объединения, а также отвечает за эффективность функционирования его властных структур.
Существует несколько точек зрения по поводу принадлежности данной категории. Многие ученые утверждают, что право ЕС – это самостоятельная система, которая объединяет в себе ключевые юридические аспекты как международной системы, так и систем государств-участниц. Другие представители науки говорят о существовании категории на уровне международного института. Но, как бы там ни было, отрицать самостоятельность права ЕС нельзя по нескольким причинам:
- оно имеет собственную структуру;
- право Евросоюза базируется на определенных принципах;
- его действие распространяется на конкретных участников;
- право ЕС закреплено в отдельной законодательной базе.
Как мы понимаем, наличие юридической системы обуславливает необходимость правосудия, которое будет защищать возможности его субъектов. В Европейском союзе существует система правосудия, действенность которой проявляется в работе специальной инстанции.
Институт судебной власти Европейского союза
Конечно, управление 28 странами, входящими в состав ЕС, невозможно без наличия специальных органов, в задачи которых входит решение определенных споров. Другими словами, в любой структуре должен присутствовать институт правосудия.
Если говорить конкретно о Европейском союзе, то в этом объединении подобный институт существует и, что самое главное, функционирует много лет. Его история начинается с 1952 года, когда был основан Суд Европейского объединения угля и стали. Позднее данный орган был переименован в Суд Европейских сообществ. За время своего существования инстанцией было рассмотрено большое количество дел различного характера. На сегодняшний день Суд Европейского союза, точнее, его деятельность регулируется нормами Лиссабонского договора, датируемого 2007 годом. В соответствии с этим нормативным актом представленный орган имеет свою компетенцию и определенные функции. Месторасположением Суда Европейского союза является город Люксембург.
Состав ведомства
На сегодняшний день инстанция работает благодаря обширной правовой базе и отлично выстроенной внутренней системе. Суть в том, что структура Суда ЕС помогает намного эффективнее рассматривать те или иные дела. То есть происходит распределение компетенции между составными частями органа. При этом нужно понимать тот факт, что термин «Суд Европейского союза» - это характеристика всей системы правосудия, находящейся в структуре ЕС на сегодняшний день. Главным характеризующим фактором данной системы, бесспорно, является компактность. Её структура предусмотрена положениями Договора о Европейском союзе. Согласно данным, находящимся в этом нормативном акте, Суд ЕС состоит из:
- непосредственно суда;
- трибунала;
- специализированного трибунала.
Каждый из представленных элементов отвечает за рассмотрение или же ведение дел определенного характера. Этот же факт обуславливает наличие различных функций в каждом отдельном случае.
Суд как основной элемент институт правосудия ЕС
Город Люксембург является местом расположения основного ведомства, которое уполномочено рассматривать споры в пределах возможностей, делегированных Европейским союзом. Суд данного формирования представляют собой высшую инстанцию в системе института правосудия ЕС. Заседания суда проводятся в двух обусловленных организацией формах: пленарные и в палатах. Компетенция органа является достаточно широкой на сегодняшний день. Этот факт обусловлен громоздкостью экономико-политической структуры Европейского союза и его нормативной базы. Руководство органом осуществляется председателем, которым на сегодняшний день является Кун Ленартс.
Структура Суда
Представленный орган является систематизированным. Его организационная структура состоит из трех основных элементов. Первым является председатель. Это должностное лицо объединяет в себе функции целого института управления Судом Европейского союза. Он избирается на 3 года посредством тайного голосования участников инстанции. Основной задачей председателя является распределение дел между структурными подразделениями суда и координация их производства. Структурными элементами также являются палаты и пленумы. Они существуют для повышения оперативности рассмотрения производств. При этом наиболее важные дела разбираются именно на заседаниях пленума.
Состав органа
Конечно, город Люксембург известен благодаря судьям, а не самой инстанции. Ведь именно они реализуют определенные функции и задачи в рамках своих полномочий. Состав Суда довольно обширный. В нем работает 28 членов на сегодняшний день, то есть по одному человеку от каждой страны-участницы Евросоюза. Помимо этого, существует такая должность, как генеральный адвокат. Их в составе Суда ЕС предусмотрено 8 человек. Следует также отметить наличие аппарата и судебного секретаря в структуре органа.
Полномочия Суда Европейского союза
Любой орган власти имеет ряд основных направлений деятельности, которые нужно в обязательном порядке реализовать. Но для этого ведомство наделяется определенными полномочиями, то есть свободой действия в той или иной сфере. Суд Европейского союза в данном случае не является исключением. Он также наделен рядом полномочий, которые обуславливают наиболее важные функции органа. Полномочия закреплены в Договоре о Европейском союзе. Согласно его положениям, Суд имеет право:
- рассматривать исковые заявления стран-участниц по факту нарушения иными подобными субъектами прав, предписанных нормативными актами ЕС;
- контролировать деятельность основных институтов Европейского союза на предмет компетентности и законности при решении определенных вопросов;
- толковать нормы права ЕС по просьбе заинтересованных сторон;
- оценивать законность нормативных актов, выдаваемых органами объединения, а также их эффективность в процессе регулирования тех или иных отношений;
- рассматривать возникающие споры между непосредственно Европейским союзом как целостным субъектом и его отдельными элементами;
- выдавать заключения консультативного характера по тем или иным международно-правовым договорам;
- производить кассацию на решения Трибунала.
Обращение в орган
Как мы видим, деятельность судебной инстанции Европейского союза включает массу интересных моментов. Широта его компетенции поясняется огромной территорией объединения и наличием большого количества участников, которые являются, в свою очередь, сформированными и самостоятельными странами. При этом деятельность суда распространена строго на субъектов ЕС. Другими словами, жалоба в Европейский Суд может быть подана лишь той стороной, которая входит в объединение. Этот специфический фактор является одной из главных особенностей упомянутой в статье системы органов.
Основные сведения о Трибунале
Государства Европейского союза вправе обращаться в специальный орган системы правосудия объединения. Таковым можно назвать Трибунал. Несмотря на свое звучное название, орган не рассматривает дела, связанные каким-либо образом с войной и т.п. Тем не менее полномочия Трибунала не менее широкие, нежели у Суда ЕС. В своей деятельности элемент осуществляет рассмотрение дел о возмещении убытков, об анализе правомочности и законности актов органов ЕС, о возникших спорах о бездействии определенных институтов объединения и Европейского центрального банка и т.п. Компетенция Трибунала закреплена различными договорами объединения, что говорит о её легитимности.
Что такое специализированный трибунал?
Заключенный в 2001 году Ниццкий договор предусматривает существование еще одной инстанции правосудия в ЕС. Специализированные трибуналы представляют собой специфические органы, занимающиеся рассмотрением особых дел. Как правило, таковыми являются споры, возникающие в сфере службы и по вопросам интеллектуальной собственности. Таким образом, деятельность специализированных трибуналов имеет особый характер и распространяется на ограниченный круг функциональных вопросов.
Существует ли 4-й элемент системы правосудия ЕС?
Многие ученые свидетельствуют о том, что структура специальных органов в Европейском союзе имеет в своем составе большее число элементов, нежели те, которые закреплены в положениях официальных документов. На сегодняшний день многие правоведы причисляют к судебной системе ЕС национальные органы правосудия стран-участниц. Данный вопрос является действительно спорным, так как в числе полномочий титульных ведомств Европейского союза нет координации национальных судов.
Заключение
Итак, мы рассмотрели понятие, особенности и полномочия Суда Европейского союза, которые предусмотрены действующими нормативными документами этого объединения. В данном случае нужно отметить, что деятельность представленного органа ЕС хоть и является урегулированной и эффективной, она все равно требует внесения определенных изменений и модернизации.