В настоящее время интеграция каждой области знаний в единое общенаучное пространство является непременным условием. Можно с уверенностью сказать, что на сегодняшний день нет дисциплин, замкнутых только в самих себе. Связь педагогики с другими науками - тема, которая будет раскрыта в настоящей статье.
Исторические факты
Связь педагогики с другими науками - явление равное по возрасту самой этой области знаний. С самого своего зарождения, это дисциплина находилась в тесном контакте с другими. Подтвердить это можно следующими фактами. Педагогика, как и многие науки, изначально не имела самостоятельного статуса, а существовала в рамках общей философии.
Само название дисциплины происходит от греческого "водить детей". В античном мире педагогами называли рабов, которые присматривали за сынами и дочерьми их хозяев. Наставления философов, касающиеся педагогических проблем, естественно, учитывали разделение современного им общества на классы. Таким образом, уже тогда проявилась связь педагогики с другими науками, в данном случае с социологией.
Дальнейшее развитие педагогики
В Средневековье эта наука также еще не обрела независимость, ее вопросы рассматривались, как правило, в трактатах религиозных мыслителей. Как известно, до появления первых университетов большая часть научного сообщества была сосредоточена в монастырях. Монахи занимались написанием, в том числе и наставлений о том, как нужно воспитывать подрастающее поколение.
Что касается Российского государства, то самый известный труд того времени, касающийся проблем педагогики, был создан правителем страны Владимиром Мономахом и предназначался для его детей.
Эти поучения также носят глубоко религиозный характер, поскольку каждое их положение подкрепляется цитатами из Евангелия и наследия святых отцов.
Поэтому можно сказать, что связь педагогики с другими науками включает в себя в том числе и контакты с теологией, которые были заложены еще в глубокой древности.
Хорошее воспитание прежде всего
К основным связям педагогики с другими науками можно причислить постоянное взаимодействие с такими отраслями философского знания, как этика и эстетика. Проследить возникновение этих контактов можно, рассмотрев принципы воспитания в первых школах для крестьянских детей, которые были основаны на Руси еще при Иване Васильевиче Грозном.
Несмотря на то что образование в таких учебных заведениях имело ярко выраженный профессиональный характер, то есть детей с подросткового возраста готовили к их будущей работе, главным в этом процессе, считалось все-таки не передача каких-либо знаний и умений, а воспитание достойного члена общества. Обычно такое обучение тоже основывалось на религиозных догматах.
Связь педагогики с другими науками о человеке
Наука об обучении и воспитании относится к ряду так называемых поведенческих областей знаний, то есть их предметом является человек. Поэтому взаимосвязь этих дисциплин очевидна. В первых главах данной статьи было упомянуто о нескольких науках, с которыми педагогика контактирует с глубокой древности. Эти связи никогда не обрывались, а только укреплялись со временем.
Среди других дисциплин, направленных на изучение человека, педагогика тесно и неразрывно связана с психологией. Важно отметить, что это взаимодействие осуществляется на нескольких уровнях: прежде всего, нужно сказать, что она пользуется многими терминами, которые позаимствовала у психологии. Даже в учебных пособиях по основам общей педагогики встречаются такие понятия, как мыслительный процесс, память, чувства и так далее. Впервые этими терминами начала оперировать именно наука о психических процессах человека.
Кроме того, отрасль знаний об образовании, опирается в своих практических исследованиях на сведения о возрастных особенностях детей, формировании и развитии их психики и так далее. Поэтому на данном уровне четко прослеживается связь как дошкольной педагогики с другими науками (в частности, с психологией и физиологией), так и других разделов дисциплины об обучении и воспитании с этими областями знания.
Представления об основах психологии и физиологии необходимы всем, занимающимся педагогической деятельностью. Связь дошкольной педагогики с другими науками проходит по тем же принципам. Множество комплексных исследований было проведено на стыке этих областей знаний. Ярче всего эта взаимосвязь заметна в работах, посвященных обучению и воспитанию детей разных возрастов. Такими проблемами занимается особый раздел в общей структуре педагогики (связь педагогики с другими науками, в частности, с физиологией и психологией является основообразующей). Без учета знаний об устройстве организма человека, невозможно было бы разработать гигиенические нормы проведения школьных занятий, то есть установить оптимальную длительность урока, периодичность каникул и так далее. Связь дошкольной педагогики с другими науками, как уже упоминалось, проходит по аналогичным принципам.
Основа основ
Каким же образом происходит взаимодействие различных наук? Основные формы связи педагогики с другими областями знаний будут описаны в данной главе статьи.
Прежде всего взаимодействие происходит на теоретическом уровне. Так, понятийный аппарат одних отраслей знаний часто используется в других науках. Также могут иметь междисциплинарное значение сведения о некоторых философских вопросах, которые рассматриваются, в том числе и с точки зрения педагогики.
Например, такие темы, как взаимосвязь обучения и воспитания, приоритет того или иного из этих направлений в педагогическом процессе и так далее, являются и общефилософскими проблемами и вопросами, рассматриваемыми педагогикой.
Комплексные исследования
К формам связей педагогики и других наук можно также отнести и взаимодействие при проведении некоторых исследований. Подобное сотрудничество специалистов чаще всего осуществляется представителями наук о человеке. Одно и то же явление может быть рассмотрено с точки зрения каждой из этих областей по-своему.
Например, урок в обычной общеобразовательной школе может быть проанализирован с точки зрения педагогики как образец использования новаторских методик, в то время как психологи могут изучать этот же процесс, проводя исследования поведения современных подростков, а социологи наверняка заинтересуются различием в восприятии учебного материала у детей из различных социальных слоев.
Не только возможность, но и необходимость
Многие ученые говорят о том, что связь педагогики с другими науками не только возможна, но и является одним из показателей нормального развития этой отрасли знаний. Они утверждают, что если научная работа, посвященная той или иной проблеме воспитания или обучения, не опирается на данные, полученные из других дисциплин, то данный факт говорит о безответственном отношении авторов к своей работе.
Разные стороны одного явления
Человек - предмет педагогики. Связь педагогики с другими науками прежде всего основана на этом факте. Многие специалисты говорят о том, что для успешного осуществления взаимовыгодной деятельности, представители каждой отрасли знаний, должны четко разграничить область своих исследований. Каждая отдельная наука обязана выполнять свою, присущую только ей одной функцию в общем процессе получения знаний о жизнедеятельности человека.
Соблюдение этого условия обеспечивает плодотворное взаимодействие представителей всех областей знаний. Также некоторые специалисты говорят о том, что сотрудничество должно проходить только в моменты появления каких-либо вопросов, требующих комплексных исследований. Иначе подобные взаимодействия приобретают характер работы, произведенной для того, чтобы "поставить галочку". Такие эксперименты, как правило, не имеют какого-либо практического значения.
Связь специальной педагогики с другими науками
Важным вопросом является взаимодействие отрасли знаний об обучении и воспитании с медициной. Такое сотрудничество имеет ярко выраженное практическое значение, поскольку без него не существовал бы раздел коррекционной педагогики. Эта отрасль науки занимается вопросами осуществления образовательного процесса при работе с детьми, имеющими отклонения в развитии.
Данный раздел является сравнительно молодым, так как вопрос об обучении и воспитании людей, имеющих особые образовательные потребности, стал рассматриваться лишь в двадцатом столетии. Само собой разумеется, что эта отрасль педагогики опирается в своих исследованиях на данные, предоставляемые различными отраслями медицины.
Педагогика в информационном обществе
Социологи утверждают, что в настоящее время происходит изменение формы существования социума от индустриального общества к информационному. То есть на смену ведущему типу деятельности - производству, приходит новый вид работы - разработка информации. Статистика говорит, что уже в настоящее время в Европе более 40% людей задействовано в этой сфере. Соответственно, все большее значение для человека приобретают такие технические средства, как компьютер, смартфон и другие устройства.
Неслучайно, согласно новому образовательному стандарту, утвержденному несколько лет назад, школьники должны осваивать навыки работы с клавиатурой, одновременно с постановкой письма. От класса к классу дети приобретают все новые знания и умения, касающиеся взаимодействия с миром техники. А значит, можно говорить о том, что связь педагогики с другими науками пополнилась взаимодействием с такими отраслями знаний, как техника и кибернетика.
Сотрудничество педагогики с психологией сегодня
Согласно тому же Закону об образовании последней редакции, а также образовательному стандарту, в современном процессе воспитания и обучения важно только давать знания, но и привить ребенку навык самостоятельно получать их. Принципы поиска информации во всемирной компьютерной сети тоже преподаются детям как неотъемлемая часть образовательной компетенции.
Поэтому можно утверждать, что в настоящее время роль психологии в развитии педагогической науки как никогда высока. Разрабатываются новые методы и приемы преподавания, которые учитывают данные, полученные наукой о мыслительных процессах.
Важные вычисления
Наряду с прочими науками, педагогика также тесно сотрудничает с математикой. В качестве примера можно привести тот факт, что без опоры на логические умозаключения и на данные статистики невозможно было бы планировать расположение школ, а также учитывать необходимую их вместимость и техническое оснащение, в условиях современного мегаполиса. Эта отрасль знания дает педагогике информацию о том, какое количество детей проживает в том или ином районе, каков их национальный состав, принадлежность к тем или иным социальным классам и так далее. Все это, безусловно, учитывается при постройке новых учебных заведений.
Кроме того, важную роль играют и данные о численности населения. Статистика так называемых демографических дыр, то есть снижения рождаемости в том или ином году, тоже крайне важна для специалистов, работающих в министерстве образования. Такая информация может пригодиться при составлении планов постройки новых учебных заведений, а также при других подсчетах.
Заключение
В данной статье были рассмотрены примеры связи педагогики с другими науками. В нескольких главах представлена информация о том, как данная отрасль знаний сотрудничала с другими науками в течение всей истории своего развития. Последняя часть статьи посвящена современному взаимодействию науки о воспитании обучении с другими отраслями знаний о человеке и об окружающем мире.
Стоит отметить и такой важный факт: связь педагогики с другими науками является фактом не статичным, а постоянно изменяющимся под влиянием различных условий, таких как: политическая и социальная обстановка в стране, появление новых технических достижений, экономические условия и так далее.
Но, как уже отмечалось, сотрудничество представителей разных областей знаний - неотъемлемая часть современной исследовательской деятельности. Без него невозможно полноценное развитие науки.
Материал данной статьи может оказаться полезным студентам педагогических учебных заведений при подготовке к экзаменам по профильным предметам.