26 июня 2009 года российские пограничники праздновали знаменательное событие – спуск на воду нового пограничного патрульного корабля проекта 22460 (шифр «Охотник»), получившего название «Рубин». Часто данное судно называют просто «Проект 22460». Спуск произошел на мощностях судостроительной фирмы «Алмаз» в городе Санкт-Петербурге. Данное судно было заказано Пограничной службой ФСБ РФ. 13 ноября 2009 года оно прошло государственные испытания и было принято в ряды Черноморско-Азовского ПУ. Сегодня мы познакомимся с этим кораблем подробнее и узнаем, чем он отличается от предшественников.
Предназначение
В задачи корабля «Проект 22460» входит:
- Охрана границы и территориальных вод.
- Охрана континентального шельфа.
- Аварийно-спасательные работы.
- Экологический контроль.
- Ликвидация последствий природных катастроф.
Кроме того, судно такого класса может вести борьбу с морским пиратством и терроризмом. Официально его относят к пограничным сторожевым кораблям второго ранга.
Строительство
Благодаря высокому качеству подготовки и технической документации, разработкой которой занималось «Северное ПКБ», были обеспечены высокие темпы строительства судна. На его возведение ушло немногим более двух лет. Данное конструкторское бюро активно использует в своих разработках систему FORAN, которая позволяет осуществлять трехмерное проектирование. Система активно применяется для надводных боевых суден с 1998 года. Ранее в России аналогов корабля «Проект 22460» не было.
Особенности
Основная отличительная черта судна «Рубин» – наличие взлетно-посадочной площадки для нетяжелого вертолета. Для него же на судне может быть оборудован ангар. Удивительно, что все это помещается на корабле водоизмещением до 700 тонн. К примеру, аналогичное по водоизмещению шведское судно Visby, долгое время считавшееся самым малым боевым судном, может похвастаться только наличием на борту вертолета, без ангара.
Важнейшей особенностью корабля является то, что в его кормовой части находится наклонный слип, на который можно установить быстроходный надутый катер. Такие катера применяются, например, для доставки досмотрщиков на судно, нарушившее те или иные правила. 2 катера и вертолет на борту в значительной мере расширяют возможности судна.
Сторожевой корабль проекта 22460 отличается также высоким уровнем модернизационного ресурса. Благодаря применению технологий трехмерного моделирования на всех стадиях проектирования, разработчикам удалось максимально рационально разместить механизмы и системы в корпусе. Это обеспечивает высокую ремонтопригодность и возможность быстрой модернизации. Судно «Проект 22460» выглядит очень современно. В его внешнем виде воплощены технологии stealth. Заметность во всех диапазонах излучения минимальна, как и уровень физических полей.
Конструкторы учли, что судно будет эксплуатироваться в разных климатических условиях. Максимум, на что оно способно, – работа в битом льду толщиной не более 200 мм.
Вооружение
Корабль вооружен одной шестиствольной артиллерийской установкой АК-630 калибром 30 мм и двумя пулеметами «Корд» калибром 12,7 мм. При необходимости (к примеру, в случае военной мобилизации) на нем предусмотрен монтаж пусковых установок ПКР «Уран», дальность стрельбы которых достигает 130 км.
Мореходные качества
Уже на первых испытаниях стало ясно, что судно имеет весьма неплохие мореходные качества. Германский мотор фирмы MTU, которым оснащается пограничный корабль проекта 22460, считается лучшим в своем классе. Вместе с удачной конструкцией обводов корпуса он позволяет судну на протяжении продолжительного периода времени поддерживать приличную скорость. При волнении в 4-5 баллов она составляет порядка 25 узлов. При отсутствии волн корабль может достичь скорости в 30 узлов. При этом выбег судна с полного хода до «стопа» составляет порядка двух с половиной сотен метров. А чтобы корабль перешел с полного переднего на полный задний ход, нужно всего 90 секунд.
Управление
Управляемость судна находится на весьма высоком уровне. Диаметр циркуляции на полном ходу составляет 4,5 длины корабля. На разворот в 360 градусов ему достаточно минуты. При развороте используется подруливающее устройство. При скорости до 5 узлов (на малых ходах) судно управляется с помощью специального джойстика. Важным параметром является возможность удерживания корабля в одной точке. Это очень удобно при спасательных и досмотровых операциях.
Еще одним весомым достоинством кораблей «Рубин» стал их класс автоматизации. Благодаря современной мостиковой системе ТРИМС разработчикам удалось довести уровень автоматизации до класса А1. Это позволило сократить численность экипажа, несущего вахту в сторожевой рубке, до трех человек. При этом они смогут управлять всеми системами и механизмами судна. Конечно же, каждый из членов экипажа должен быть профессионалом.
Бытовые условия
На сторожевом корабле проекта 22460 очень комфортные условия жизни. Здесь даже есть сауна и бассейн. Экипаж размещается в удобных блок-каютах с эргономичной мебелью. В каждой из кают есть индивидуальный санузел с душевой кабиной и система кондиционирования. Для обеспечения судна пресной водой работает опреснительная установка. Горячая вода подается круглосуточно.
Система видеонаблюдения позволяет регистрировать все действия внутри корабля и осуществлять наружное наблюдение, к примеру за подлетом и посадкой вертолетов.
Старшие братья
Суда, созданные «Северным ПКБ», уже давно зарекомендовали себя с положительной стороны среди российских пограничников. Еще в 1983 году в состав ПВ КГБ СССР вошел первый ПСКР проекта 11351 (шифр «Нерей»). Эта серия суден предназначалась для охраны экономической зоны протяжностью в 200 миль, на базе головного корабля проекта 1135. Благодаря отказу от противолодочного РК конструкторы смогли разместить на палубе ангар, в котором постоянно базировался поисково-спасательный вертолет Ка-27ПС. Вообще, суда проекта 11351 вышли весьма удачными: высокая мореходность, сильное вооружение, работоспособность едва ли не в любых условиях. Корабли проекта 22460 «Охотник» будут охранять прежде всего территориальные воды РФ.
Происхождение названия
Традиция давать пограничным кораблям названия драгоценных камней зародилась еще в начале двадцатого века и была продолжена после Второй мировой войны. В середине 70-х специально для пограничных войск была построена серия суден проекта 1124П. В нее вошли такие корабли, как «Изумруд», «Жемчуг», «Аметист» и другие. Когда встал вопрос о названии нового корабля возрождающегося пограничного флота, было принято решение продолжить старую традицию.
Служба и перспективы
Пограничный сторожевой корабль проекта 22460 (шифр «Охотник») с 2010 года несет службу на просторах Черного моря. В 2014 году он принимал участие в охране береговых вод во время Олимпийских игр в Сочи. По последним данным пограничной службы ФСБ России, проект 22460 будет реализован минимум 25 сторожевыми судами. Вслед за головным «Рубином» были построены еще несколько судов проекта. Первым из них стал «Бриллиант». Он был спущен на воду 25 ноября 2011 года. После ряда испытаний и достройки корабль отправился нести службу в составе Каспийского пограничного управления.
В мае 2012 года было заложено два судна по данному проекту – «Сапфир» и «Коралл». На этот раз строительство было организовано на предприятии «Восточная верфь». Тем временем завод «Алмаз» к июлю 2014 года построил еще два корабля – «Жемчуг» и «Изумруд». На данный момент идет строительство еще нескольких суден в рамках государственного заказа «Проект 22460 "Охотник"». Разработчики и строители судна «Рубин» и последующих кораблей проекта уверены, что судна будут с честью носить свои имена.
Заключение
Сегодня мы с вами узнали, что собой представляет сторожевой корабль проекта 22460. Резюмируя выше сказанное, стоит отметить, что «Рубин» и последующие корабли проекта представляют собой пограничные патрульные суда второго ранга, которые можно отнести к малым корветам. Они предназначены для охраны государственных границ, проведения спасательных и аварийных работ, экологического контроля и ликвидации последствий природных катастроф.
Корабль проекта 22460 отличается от своих предшественников не только обновленным вооружением, но и повышенной функциональностью. Он свободно маневрирует при волнении в 6 баллов и может достигать скорости в 30 узлов. Благодаря слипу в кормовой части с корабля можно спускать быстроходный катер. Ну а благодаря ангару, расположенному прямо на палубе, можно хранить и обслуживать небольшой, но очень полезный вертолет. При всем этом, на относительно небольшом судне очень комфортные условия для жизни и работы моряков. Вот такие они, сторожевые корабли нового поколения.