В 1954 году Курганский завод, основное производство которого было направлено на выпуск тяжелых кранов, проходит реорганизацию. Теперь его задачей стало развитие новой отрасли в машиностроении. А именно руководству завода было поручено разработать и наладить серийный выпуск артиллерийских тягачей среднего класса на гусеничном ходу. В связи с чем КЗТК переименовывается в КМЗ (Курганский машиностроительный завод).
Первые средние арттягачи
Так как опыта в производстве подобного рода машин у курганцев еще не было, то для разработки первого тягача были привлечены специалисты КБ Челябинского тракторного завода (ЧТЗ), которые, по сути, и разработали машину. Руководил проектом И. С. Кавьяров, ранее работавший заместителем главного конструктора ЧТЗ, а с 1954 г. назначенный главным конструктором на КМЗ.
Первые АТС, собранные с использованием тракторных узлов, вышли из производственного цеха буквально через пару месяцев после начала работы над проектом. Машина получилась довольно удачной, и на ее базе завод выпустил несколько модификаций транспортера как военной, так и гражданской направленности.
Следующая машина была выпущена полностью силами КБ КМЗ, это был арттягач АТС-59 (заводской код – «650»).
Описание нового арттягача
Разработка тягача началась в 1956 году. Предназначалась машина прежде всего для буксировки артсистем и прицепов, а также перевозки в кузове боекомплекта, походного снаряжения и боевого расчета, обслуживающего буксируемое орудие.
В передней части АТС-59, непосредственно над главным фрикционалом и КПП, располагалась металлическая сварная кабина, рассчитанная на двух человек (водителя и старшего машины).
Кабина тягача была очень тесной, даже для двух человек, с маленьким неудобными входными дверями. В центре кабины был устроен большой кожух, открывающий доступ к узлам трансмиссии и главному фрикциону.
В КПП вездехода АТС-59 конструкторы предусмотрели вход, позволяющий подсоединить привод отбора мощности в случае подключения навесного оборудования.
Корпус машины представлял собой несущую очень прочную конструкцию, сваренную из толстой листовой стали.
Силовую установку конструкторы расположили между кабиной и платформой для грузов.
Ходовая часть включала в себя торсионную независимую подвеску с пятью опорными сдвоенными катками по каждому борту. На первых (являющихся ведущими) и последних колесах установлены гидроамортизаторы рычажного типа. Сами катки представляли собой сдвоенную обрезиненную конструкцию довольно большого диаметра.
На расположенной в задней части тягача грузовой платформе предусмотрены откидные скамейки, на которых может уместиться 12-14 человек. Под скамьями предусмотрена возможность в случае необходимости установки дополнительных баков для горючего. Сверху для защиты от непогоды кузов укрывался непромокаемым тентом с окнами.
Также вездеход АТС-59 оборудован реверсивной тяговой лебедкой, расположенной в задней части машины.
Благодаря проработанной компоновке машина получилась высокоустойчивой к опрокидываниям при движениях по крутым косогорам. А высокая проходимость АТС-59 позволяла его эксплуатировать практически в любых условиях бездорожья.
Путь от опытных машин до серии
Первые опытные вездеходы были построены в 1958 году, после чего начался цикл всесторонних заводских испытаний машины, после прохождения которых для тягача начался следующий этап проверок. На этот раз тягач испытывали военные, которые в целом оценили машину положительно и приняли ее на вооружение, изменив заводскую маркировку на АТС-59.
Дальнейшая доработка машины проводилась уже в ходе производства. Первая опытная партия из 10 машин покинула цеха завода к концу весны 1961 года. Спустя год выпуск вездехода вышел на уровень 120 экземпляров в месяц. К тому же параллельно велась работа над созданием различных модификаций тягача. В итоге завод на базе 59-го начал выпускать укладчики кабеля и ж/д путей, а также бульдозеры.
Также специально по заказу военных был выпущен тягач АТС-59 со стрелой подъемного крана. Она нашла свое применение в зенитно-ракетных войсках.
АТС-59: технические характеристики
1. Габариты вездехода – 6м 28 см х 2м 78 см х 2м 30 см (высота по верхнему уровню кабины).
2. Клиренс – 42,5 см.
3. Дорожная колея – 2 м 20 см.
4. База – 3 м 28 см.
5. Снаряженная масса – 13 т 200 кг.
6. Силовая установка - W650G мощностью в 300 л/с.
7. Предельная скорость с полной нагрузкой, во время движения по шоссе – 39 км/ч.
8. Запас хода при условии полной нагрузки с прицепом:
- по шоссе – 730 км;
- по грунту – 500 км.
9. Допустимая крутизна преодолеваемого склона при движении без прицепа – 35 градусов.
10. Грузоподъемность:
- допустимая масса груза для перевозки в кузове – 3 тонны;
- предельный вес прицепа – 14 тонн.
Оценка машины
За все время эксплуатации вездеход-тягач АТС-59 зарекомендовал себя как весьма надежная и, что важно, неприхотливая машина. Благодаря чему он широко применялся в армии в качестве тягача и базового шасси для спецнадстроек. На гражданке машина в базовой комплектации использовалась при освоении новых труднопроходимых районов страны.
Старый тягач с новой кабиной
Единственный существенный недостаток тягача – тесная кабина - был устранен с появлением АТС-59Г. По сути это был тот же АТС-59, характеристики которого остались неизменными и в новой модели, но уже с абсолютно другой, полностью переработанной и просторной шестиместной кабиной, к тому же оборудованной более мощной системой обогрева. Такая переработка добавила популярности и повысила спрос на машину.
Причем после того, как КМЗ прекратил выпуск гусеничных тягачей в связи с необходимостью перепрофилирования производственных линий на выпуск БМП, производство вездеходов не прекратилось, а было перенесено в Польшу, в то время состоящую в числе стран «Варшавского договора».