Большой противолодочный корабль «Керчь» – это третий из известных семи судов проекта 1134 Б, которые создавались в Николаеве (на Украине). Длительное время эти БПК были самыми мощными надводными агрегатами (до создания впоследствии проектной серии под номером 1155). Предназначено судно для участия в поисково-ударных группах по выявлению и ликвидации вражеских атомных подводных лодок в любых частях океана. Свое название корабль получил в честь одноименного города-героя. Последнее время он приписан к Черноморскому флоту в составе РФ. Является одним из двух кораблей первого ранга. Вторым является крейсер под названием "Москва".
Строительство
По факту на начало 2011 года шесть из семи кораблей проекта (1971-1979 год), вошедшие в состав советского флота, были исключены из подразделений, а также подчинения ВМФ России и демонтированы на металлолом. Действующим на ЧФ остался только уникальный большой противолодочный корабль (пр. 1134 Б) «Керчь».
Постройка судна началась в 1971 году, под строительным индексом 2003. Впервые на воду корабль спустили в июле семьдесят второго года, а в эксплуатацию он вошел в конце 1974-го. На палубе военного плавсредства, которое включили в состав семидесятой бригады 30-й дивизии противолодочной защиты Черноморского флота, был водружен советский флаг. Официальным портом приписки стал город Севастополь, в 1999 году бортовой номер изменен на 733.
Характеристики
Ниже приведены основные технические параметры флагмана ЧФ:
- штатное/максимальное водоизмещение – 6700/8565 тонн;
- длина/ширина/осадка – 173,5/18,55/6,35 метров (по максимуму);
- силовые агрегаты – четыре ГТД ДН-59 совмещенные с парой моторов ГТД ДС-71;
- показатель мощности – сто две тысячи восемьсот лошадиных сил;
- скоростные параметры (маршевые/полные) – 18/33 узла;
- длительность хода при 32 узлах – 2 760 миль;
- движитель – 2*ВФШ;
- автономность – полтора месяца по запасам провизии, тридцать дней – по топливо-водным резервам;
- экипаж – четыреста тридцать человек.
Отечественный большой противолодочный корабль «Керчь» несколько раз менял бортовые номера. Последний индекс – 713.
1976-1985 годы
На первое боевое задание судно вышло в Средиземное море (начало 1976 года). Своим присутствием БПК доказывал военное участие Советского Союза во время конфликта Израиля с Ливаном. Летом того же года корабль вернулся в порт приписки. Затем были еще выходы в акваторию Средиземноморья (1977-1978, 1979 год).
В 1978 году за свои достижения большой противолодочный корабль «Керчь» был награжден специальным правительственным призом по ракетной специализации, а еще через несколько месяцев – вымпелом Минобороны «За храбрость и боевую доблесть».
Через два года судно удостоилось переходящего Красного знамени Военсовета КЧФ. Осенью 1981 года флагман выдвинулся в полигон боевой подготовки (акватория Севастополя). На борту присутствовал советский маршал Москаленко К. С. Осенью 1982 г. корабль принимал участие в морских учениях «Щит-82», через два года – в соревнованиях «Союз-84». Летом 1884 года судно отправилось с официальным визитом в Варну (братский болгарский порт).
Первый ремонт и усовершенствование
По окончанию визита и заправки кораблю не судилось выйти по графику на очередное боевое задание. Один из членов экипажа не проверил наличие и объем масла, запустил основной механизм, в результате чего силовая установка сломалась. Судно было доставлено в доки для проведения ремонтных работ.
После модернизации БПК "Керчь» был оборудован новыми комплектами вооружения:
- ракетным комплексом«Раструб»;
- зенитками «Шторм-Н»;
- устройством связи «Цунами»;
- системами «Циклон» и «Подберезовик»;
- салютными сорокапятимиллиметровыми орудиями.
В ходе ремонта на судне произошло возгорание в офицерской столовой. Пожар начали гасить только через двадцать минут, но корабль удалось спасти, обошлось без жертв. Летом 1989 года «Керчь» посетила Стамбул, а в августе отправилась снова в Варну.
1993-2011 годы
Выполняя швартовку, большой противолодочный корабль «Керчь» врезался в бетонный причал Севастопольской бухты. В результате были получены серьезные деформации кормы, потребовалось становиться на четырнадцать дней ремонта. В июне-июле 1993 года судно находилось на последнем в двадцатом веке задании, где произошел контакт с американскими атомными субмаринами.
По результатам 1993 года военное плавательное средство завоевало приз Главного комитета ВМФ России по ракетному оснащению. А уже в следующем году большой противолодочный корабль (БПК «Керчь») находился в походе по Средиземному морю, который длился семнадцать суток. Судно обеспечивало визит Бориса Ельцина в Грецию. В дальнейшем были переходы в Варну, Канны и Мессину. В 2005 году были проведены текущие ремонтные работы в Новороссийске. В их ходе произвели замену турбогенератора, выполнили некоторые корпусные работы, устранили шесть миллиметров биения валовой лини и починили донную и забортную арматуру.
Интересные факты
«Керчь» - большой противолодочный корабль (262-Б, "Старый Оскол" - новое судно, которое, кстати, вот-вот сойдет с верфей на смену старожилу), с которым связано несколько неординарных историй. Кроме того, что он перенес несколько пожаров и таран с бетонным пирсом, судну довелось в 1992 году выходит в плавание после развала СССР под флагом уже не существующей страны.
Летом 2011 года БПК проводил наблюдение на протяжении двух недель за американским ракетным крейсером «Монтерей». За период нахождения в режиме постоянной готовности судно прошло свыше ста восьмидесяти тысяч морских миль. В результате проведения противолодочных и сопутствующих операций, имелась возможность поддержания связи с иностранными атомными субмаринами на протяжении восьми часов. С подлодками на дизельном топливе этот период составил около сорока часов.
Во время запланированного ремонта в 2014-2015 году на флагмане снова произошел пожар. На этот раз большой противолодочный корабль «Керчь» пострадал весьма серьезно. Рассматривается вопрос о его дальнейшей утилизации. Однако неравнодушные люди пытаются воспрепятствовать этому и сделать из судна музей. Корабль находится также под шефством Юго-Восточного округа Москвы, белгородской и волгоградской администрации.
Заключение
За долгую историю Военно-морского флота СССР было построено множество военных судов, которые на то время считались прогрессивными и современными. К сожалению, десятилетия не могли не отразиться на состоянии кораблей. Многие из них были утилизированы и порезаны на металлолом.
Пока этой участи избежал БПК «Керчь», история создания и эксплуатации которого дает право с уверенностью утверждать – это один из эффективных флагманов Черноморского флота. Очередной пожар на судне серьезно повредил оснащение, в связи с чем, возникает вопрос, что делать с кораблем дальше? Хочется надеяться, что ему найдут достойное применение - если не на боевом поприще, то в качестве музейного экспоната.