Наша сегодняшняя тема - распевка перед пением для детей. Это явление можно сравнить с разминкой, которая проводится перед тренировкой. В голосовых складках находятся мышцы, они называются мускулис вокалис.
Функции
Распевка перед пением нужна для разогрева и предшествует основной вокальной работе. Подготовленные голосовые связки приятнее управляются, таким образом, они становятся более послушными. Кроме того, распевка перед пением предохраняет голосовой аппарат от возможного травматизма. По сути, речь идет о наборе вокальных упражнений. Они также могут решать разнообразные вокальные задачи. Главная задача такой подготовки - расширение диапазона. К низким и высоким нотам нужно подходить последовательно.
Распевка перед пением для детей 7 лет позволяет в раннем возрасте развивать музыкальный слух умение координировать его с голосом. У ребенка формируются вокальные навыки, такие как кантилена и ровность диапазона. В результате можно проработать различные приёмы и штрихи. Ребенок благодаря подготовке может сконцентрироваться, сосредоточиться, настроиться, подготовиться психологически.
Основные правила
Распевка перед пением начинается с середины доступного диапазона - примарной зоны. Сначала следует идти вверх по хроматической гамме. Затем происходит спуск вниз. В начале упражнения обладают небольшим диапазоном. Можно стартовать с одной ноты либо диапазона терции. Далее следует квинта. В конце доходим до диапазона октавы.
Однако ребенок может не справиться с последней частью, так что следует оценивать его умения. Набор упражнений и длительность определяется исходя из определенных задач. Сначала упражнения составляют весомую часть от всего урока вокала. Если голос не звучит, распеватья следует более аккуратно. При такой подготовке следует выкладываться в полный голос. Можно использовать одни и те же любимые упражнения. Замена и чередование также могут быть весьма эффективны.
Высота голоса
Распевка перед пением практически не зависит от этой характеристики. Можно применять одинаковые упражнения. Начинать, независимо от высоты голоса, следует с центра. В случае лирико-колоратурного сопрано первое место следует отдать упражнениям в быстром темпе. Они направлены на выработку подвижности и лёгкости голоса. При низких частотах актуальна работа над кантиленой и тягучестью. Такие задачи решаются при помощи медленных темпов. Если предстоит работа с хором, она становится более стандартизированной.
Для самых маленьких
В данном случае требуется предельно щадящее обращение с голосовым аппаратом. Особый контроль необходим в мутационный период. Распевка перед пением «до-ре-ми» является универсальной и подойдет для любого возраста. Дополнительно можно использовать шуточные тексты. Сначала следует применять упражнения с небольшим диапазоном. В основу могут быть положены одна или несколько соседних нот. В конце можно захватить квинту. Избегайте высокой интенсивности и большой длительности занятия. Обучение ребенка вокалу обязательно должно проходить под профессиональным контролем. Отметим, что распространенное выражение «распевка для голоса» является неправильным, так как представляет собою тавтологию. Не применяйте это словосочетание.
Примеры
Вы уже знаете, какую роль играет распевка перед пением. Ноты – неотъемлемая часть подобной гимнастики, так как ребенку предстоит ориентироваться именно на музыку. Начинающим подойдет вариант «ми-мэ-ма-мо-му». Гласные здесь располагаются последовательно от светлых и близких к тёмным и глубоким. Удобно проработать гласные – форму их. В начальном этапе такое упражнение позволяет объяснить понятия кантилены и легато. Данная распевка удобна тем, что построена на одной ноте. Задача - вести к последней ноте и петь целую фразу. Проводить вокал сквозь согласные и проговаривать «м» следует очень мягко и быстро, наполняя звуком и голосом каждую гласную.
Гласный «и»
Иногда используется более усложнённый вариант следующего вида: «бри-брэ-бра-бро-бру». Диапазон терции удобен для начала распевания. Гласный «и» в распевках используется часто. Он делает звук ярким. Когда «и» выступает в упражнении основным, необходимо, чтобы он не был плоским и резким. Последнюю ноту подставляем аккуратно. Распевку можно немного упростить. Главное - не отрывать ноты. При помощи упражнений можно выработать кантилену.
Звук «а»
Объяснить понятие зевка легче всего, исполняя «а». Чтобы добавить пению уверенности, следует сделать на первой ноте крещендо. Обязательно ребенок должен открыть рот. Далее делается зевок. Первая нота берется аккуратно. После обретения уверенности делается крещендо. В конце следует петь максимально громко. Нижние ноты не должны звучать грузно и грубо. Упражнение можно усложнить. Для этого добавим более высокую вторую ноту. Далее следует нисходящее движение. На второй ноте увеличиваем зевок и объём. Можно также практиковать пение с закрытым ртом. Хотя его эффективность ниже.
Советы
Полезно и удобно поработать над звуком «л». Произносим его в начале мягко, затем мгновенно открываем рот. Быстро и свободно опускаем нижнюю челюсть. Поем: «лё-о-о». Если петь достаточно активно, можно почувствовать движение диафрагмы. Перед каждой 16-й ноткой можно делать небольшую паузу. Распевки в быстром темпе отлично расширяют диапазон. Как только достигается верхняя нота, мгновенно опускаем челюсть вниз. Существуют упражнения, которые используются специально для гортани. На начальной нижней ноте опускаемся. А после оставляем гортань в одном положении.
Чтобы усложнить упражнение, не следует делать паузы. Можно использовать в распевке быстрый темп. Поем наверх одним движением. Также опускаемся вниз. Перед верхней нотой добавляем объём. Сохраняем целостность нот. Особенно это касается верхушки. Запросто можно менять слоги. Существуют вокальные упражнения на лёгкость. Они позволяют развить диапазон. В данном случае все ноты, за исключением последней, следует исполнять staccato.
Лучшая распевка перед пением чаще всего отличается особой активностью. Однако все зависит от поставленных задач. В любом случае активность позволяет почувствовать движение диафрагмы. Упражнение, которое развивает кантилену, можно усложнить при помощи разных гласных. К вариантам, направленным на совершенствование лёгкости, можно добавить чередование штрихов. В зависимости от темпа исполнения меняются и задачи, которые можно решить при помощи распевки. Кантилена будет вырабатываться при медленном исполнении. Для развития подвижности следует увеличить темп до предельного. Необходимо избегать глиссандирования. Речь идет о скольжении, когда ноты непонятны, ясно лишь направление мелодии. Необходима особая аккуратность. Главным образом это относится к исполнению предпоследней нижней ноты. Менять вокальную позицию в завершении нет необходимости.
Распевки педагог может придумывать на ходу, если речь идет об индивидуальном занятии, а учитель обладает должным опытом. Однако большая часть вокальных упражнений является общепринятой, поскольку такие варианты прошли испытание временем. Для создания распевки главное – это выбрать подходящий диапазон.