Портретная тарелка известна фотографам под множеством имен: преобразователь света или софтрефлектор, «бьюти диш» или просто «тарелка». Есть две ключевые характеристики тарелок:
- цвет;
- диаметр.
Портретная тарелка – что это и зачем?
Софтрефлектор иногда оснащается дополнительным оборудованием: рассеивателем из ткани и сотами. По сути своей это обычный рефлектор, но «доведенный до ума». Диаметр тарелки больше, чем стандартного рефлектора, есть несколько дополнительных конструктивных особенностей.
Чтобы портретная тарелка Profoto лучше отражала свет, в центре она оснащена рассекателем (дефлектором). Эта деталь прямые лучи равномерно распределяет по всей тарелке. Для направления света предусмотрено углубление. Наиболее точно и эффективно распределять свет помогут соты. Поставить их на портретную тарелку можно, если есть каемка.
Наиболее распространены следующие диаметры портретных тарелок:
- от 400 мм до 410 мм - это самые маленькие;
- от 550 мм до 560 мм - такие относят к категории среднего размера;
- от 680 мм до 700 мм – большие тарелки для вспышки.
Диаметр 850 мм и больше того найти практически невозможно. Специалисты рекомендуют останавливаться на тарелках среднего диаметра. Маленькие софтрефлекторы пригодятся на небольших фотостудиях, а вот средние наиболее востребованы, если пространство для съёмки просторное. Большие софтрефлекторы подходят, чтобы делать групповые портреты.
Портретная тарелка для накамерной вспышки самого большого размера – залог того, что свет будет мягким. Обеспечено это тем, что объект будет освещен тарелкой в каждой своей точке, и это ведет к смягчению теней. Сравнить это можно с солнечной и пасмурной погодой. Если солнечные лучи вынуждены пробиваться сквозь облака, частично отражаясь от них, они освещают все объекты на улице под разными углами.
Как выбрать «бьюти диш»?
Если студия относительно маленькая, нужно помнить, что не получится поставить тарелку на достаточно большом расстоянии от объекта съёмки. Впрочем, это не будет проблемой, если нужно сфотографировать, например, просто портрет, а вот снимки в полный рост уже не нужны. В этом случае подойдет маленького диаметра портретная тарелка. Вспышки будут с нивелированными бликами при высоком качестве съемки. Что касается конкретных цифр, то высота головы, как правило, в пределах 30 см, а расстояние от макушки до груди – не более 1000 мм. При выборе объектива 50 мм в небольшой студии (2-3 метра по длинной стене, 1,5-2 метра по ширине) можно смело использовать портретную тарелку 410 мм.
Софтрефлектор маленького диаметра – это идеальный выбор для домашней фотостудии.
Для средней студии, то есть помещения от 3*5 метров и больше, рекомендовано остановиться на портретной тарелке среднего диаметра, то есть 560 мм. Еще больший размер нужен в том случае, когда студия действительно просторная и предполагается, что модель нужно будет отснять в полный рост.
Тарелка для любой ситуации
Наиболее востребована портретная тарелка для модных фотографий. Здесь в качестве модели – молодая девушка с красивой, чистой, ухоженной кожей. Наиболее эффектно подать ее можно, прибегнув к схеме расстановки оборудования «бабочка». Это позволяет получить рисующий свет.
Еще один важный момент – цвет портретной тарелки. Необходимо обратить внимание на углубление. Рекомендовано брать тарелку, у которой оно окрашено в серебристый, так как это повышает способность отражать свет. Эффект, подобный этому, удается получить, если применить очень качественную белую краску, что и делают многие производители.
Портретная тарелка: с чем комбинировать?
Чтобы сузить световой пучок, отражаемый от тарелки, можно установить специальные соты для софтрефлектора. Выбрав хорошие соты, можно тем самым полностью заменить прожектор. В современной фотоиндустрии эффекты, которые дает портретная тарелка с сотами, распространены очень широко.
Соты стоят достаточно дорого, и самый выгодный и надежный вариант – купить их в комплекте с тарелкой. По отдельности это выльется в еще большую сумму, а вот гарантии совместимости никто дать не сможет. Популярны среди профессиональных фотографов комплекты, включающие в себя:
- портретную тарелку;
- рефлектор;
- соты.
Еще одно важное дополнение портретной тарелки – это белый рассеиватель. Установив его, тем самым фотограф получает в свое распоряжение полноценный круглый софтбокс. Прибегают к рассеивателю профессионалы нечасто, тем не менее производители почти всегда включают его в комплект к тарелке.
Тарелка и зонт: отличный дуэт
Использовать портретную тарелку можно в комплекте с зонтом. Собирать и разбирать его просто, на это нужно несколько секунд, да и транспортировка проблем не вызывает, поэтому такой комплект действительно распространен среди современных фотографов.
Выбирая зонт для работы с портретной тарелкой, нужно помнить, что диаметр должен быть не менее полутора метров. Комбинирование позволяет получить невероятно мягкие тени – таких при использовании только одной тарелки добиться невозможно. При этом тарелка обеспечивает точную геометрию, так как она отражает свет параллельно, а вот зонт дает рассеянный свет. Можно выбрать зонт с матовой поверхностью, отражающей лучи света. В комбинации с портретной тарелкой это позволит добиться очень мягкого света. Правда, будут иметь место небольшие потери света.
А вот серебряный зонт при работе с портретной тарелкой совершенно ни к чему. Эффект он дает точно такой же, как и тарелка, не усиливая и не ослабляя его. Зато можно взять зонт на просвет. Размер источника света от зонта не изменится, но это можно отрегулировать посредством портретной тарелки. Правда, она не сможет смягчить свет, и как раз с этим справится зонт на просвет. Он исключает появление теней по центру кадра и сглаживает ту тень, которую может создать тарелка.
Софтрефлектор своими руками: возможно ли?
Сделать софтрефлектор для внешней вспышки – задача не очень сложная. Следует иметь в своем распоряжении:
- две миски из пластика (20 см и 12 см диаметром);
- паяльник;
- очень крепкую нитку;
- мгновенный клей;
- фольгу.
Приобрести практически все можно в любом хозяйственном магазине, стоит это буквально копейки. Что с этим делать?
Как сделать «бьюти диш» самостоятельно?
Изготавливается портретная тарелка своими руками следующим образом. Сперва нужно взять миску побольше и изнутри ее очень аккуратно оклеить фольгой, используя моментальный клей. Края необходимо обработать липкой лентой, чтобы фольга не задиралась. Маленькую миску следует обклеивать снаружи, также фольгой и тоже очень аккуратно. Далее проделывают отверстие в дне миски побольше - так, чтобы туда могла войти головка вспышки. При этом должны получиться четыре пластиковых лепестка. Их нужно сохранить. Как правило, пластиковые миски делают из достаточно толстого материала, но хрупкого, поэтому лепестки нельзя отгибать просто так, сперва следует подогреть места сгиба. Здесь и придет на помощь паяльник.
Если удалось все размеры соблюсти, насадка будет надеваться плотно. В этом случае никаких дополнительных креплений делать не надо, и можно переходить к следующей задаче – установке миски меньшего диаметра внутри ее большего собрата. Секрета тут никакого нет. Сперва паяльником в кромках обеих мисок проделываются три отверстия, затем берут очень прочную нитку и продевают ее сквозь полученные дырочки. Нитку нужно натянуть равномерно, затем откорректировать положение внутренней миски.
Система полностью готова, можно приступать к тестированию.
Если все было сделано правильно, можно заметить, что тени при использовании насадки стали менее плотными, их резкость уменьшилась, а вот блики потеряли свою яркость. Изображение, получаемое при использовании самодельной тарелки, контрастнее, чем без нее. Края теней получаются мягче, они рассеянные, а в центре тени сохраняется плотность, обеспечивая выразительность, реальность, глубину картинки.