Система вентиляции и отопления служит для создания комфортных климатических условий для водителя и пассажиров внутри салона автомобиля. С ее помощью мы, находясь внутри машины, можем дышать свежим воздухом, а также поддерживать необходимую температуру.
В этой статье мы рассмотрим, как работает система отопления и вентиляции ВАЗ-2107. Мы разберемся с особенностями ее конструкции, основными неисправностями и методами их устранения.
Из чего состоит вентиляционно-отопительная система
Система отопления ВАЗ-2107 интегрирована в систему охлаждения двигателя. Нагревание поступающего в салон воздуха происходит в процессе теплообмена хладагента, осуществляющегося при помощи дополнительного радиатора. Она состоит из следующих элементов:
- отопителя;
- модуля управления;
- воздухопроводов;
- регулируемых сопел.
Что такое отопитель
Основным элементом системы является отопитель, или как его еще называют, «печка». В его конструкцию входят:
- пластиковый корпус с крышкой воздухопритока;
- радиатор отопителя с краном;
- электрический вентилятор.
По сути, отопитель – это самая настоящая «печка». Верхняя часть его корпуса оснащена регулируемой крышкой воздухопритока. Через нее наружный воздух поступает в «печку». Внутри корпуса расположен радиатор отопителя, через который движется нагретый хладагент (тосол или антифриз).
За счет него воздух и нагревается. Радиатор оснащен краном, который позволяет регулировать интенсивность движения охлаждающей жидкости через него, или вообще его перекрывать. В автомобилях ВАЗ-2107 система отопления салона в теплое время года обычно отключается. И делается это при помощи данного устройства.Сам по себе нагретый воздух не может поступать в салон с необходимым напором, даже во время быстрой езды. Для его нагнетания служит вентилятор с электрическим приводом (двигателем). Он также размещен внутри корпуса отопителя. Вентилятор «семерки» может работать в трех разных мощностных режимах.
Модуль управления
Система отопления ВАЗ-2107 управляется при помощи специального модуля, размещенного в нижней части приборной панели. В его конструкцию входят три рычага и переключатель режимов вентилятора отопителя.
Самый верхний рычаг обеспечивает управление краном «печки». В крайнем левом положении он закрыт, и охлаждающая жидкость движется в обход отопительного радиатора. Если переключатель переместить до упора вправо, хладагент начнет поступать в него в полном объеме, нагревая воздух по максимуму.
Средний рычаг позволяет закрывать-открывать крышку воздухопритока. В левой позиции она будет полностью закрыта, и наружный воздух не сможет поступать в салон. Крышка полностью откроется, когда мы переместим переключатель в крайнее левое положение.
Система отопления ВАЗ-2107 предусматривает распределение воздушных потоков для обдува ветрового и передних боковых стекол. Осуществляется оно при помощи нижнего рычага. В правом положении воздух направлен на боковые стекла, в левом – на ветровое.
Кран отопителя, крышка воздухопритока, а также заслонки, перенаправляющие воздушные потоки, приводятся в движение тросами.
Переключатель режимов вентилятора находится слева от рычагов управления. Он имеет четыре положения, при которых вентилятор:
- выключен;
- работает на первой скорости;
- на второй скорости;
- на третьей скорости.
Воздухопроводы
Воздухопроводы служат для транспортировки теплого (холодного) воздуха к ветровому и боковым стеклам. Их всего три:
- левый;
- правый;
- центральный.
Каждый из воздухопроводов представляет собой пластиковый «рукав» определенной формы. Одним концом они присоединены к корпусу отопителя, вторым – к соответствующему соплу. Для того чтобы снизить потери воздуха при передаче, соединения уплотнены резиновыми манжетами.
Сопла
Сопло, или дефлектор – это устройство, через которое воздух попадает непосредственно в салон. Система отопления ВАЗ-2107 включает четыре дефлектора: левый, два центральных и правый. Особенностью конструкции сопла является механизм, позволяющий изменять положение ламелей внутри него, перенаправляя воздушный поток из стороны в сторону, а также вообще перекрывать его.
Как это работает
Изучив устройство системы отопления ВАЗ-2107, несложно понять, как она функционирует. Итак, воздух через решетки на капоте автомобиля и крышку воздухопритока попадает в корпус отопителя. Там, в зависимости от температуры охлаждающей жидкости и положения заслонки крана «печки», он прогревается до определенной температуры, и движется дальше по воздухопроводам через дефлекторы в салон. Интенсивность воздушного потока при этом зависит от скорости движения машины (при выключенном вентиляторе), или же от положения переключателя режимов вентилятора. Изменяя положение нижнего рычага модуля управления, а также положение ламелей в соплах, мы направляем теплый воздух туда, куда нам необходимо – на лобовое стекло, на боковые стекла, или же в центр салона.
Инжектор и карбюратор: есть ли разница в конструкции системы отопления
Система отопления ВАЗ-2107 (инжектор) ничем не отличается от той, которой оснащались старые карбюраторные «семерки». Их конструкции и принцип работы абсолютно идентичны. Радиаторы, их краны, электровентиляторы и все другие элементы взаимозаменяемы. Единственное, чем система отопления ВАЗ-2107 (карбюратор) может отличаться, это материалом изготовления радиатора «печки». У старых «семерок» они были из меди.
Распространенные проблемы и способы их устранения
Несмотря на простоту конструкции, система отопления ВАЗ-2107 выходит из строя достаточно часто. Наиболее уязвимыми ее местами являются:
- кран отопителя;
- вентилятор (электродвигатель);
- радиатор «печки».
Кран отопителя «семерки», как и у всех классических ВАЗов, ломается чаще всего. Самая популярная его неисправность – течь, вызванная разгерметизацией корпуса. Решается подобная проблема путем замены запчасти. Ремонт крана в большинстве случаев невозможен.
Еще одной распространенной поломкой является обрыв троса привода. Чтобы его заменить, придется демонтировать кран, ведь добраться до его крепления со стороны запирающего устройства без снятия невозможно. Следует также следить за натяжением троса. Если допустить его провисание, заслонка крана не будет открываться полностью.
Что касается вентилятора, то и его назвать надежным никак нельзя. Обычно он выходит из строя с наступлением холодов. Причиной неисправности электродвигателя в лучшем случае становятся износившиеся подшипники или щетки, в худшем – обрыв или замыкание обмоток. Исправить ситуацию может ремонт электродвигателя или его замена.
У радиатора отопителя также две «болезни»: течь и засорение. Первая неисправность может быть вызвана либо механическим повреждением, либо же химическими процессами. Сегодня радиаторы изготавливают из алюминиевого сплава, который не отличается особой устойчивостью к техническим жидкостям. И если старые медные радиаторы еще можно было запаять, то современные можно только заменить.
Засорение теплообменника также происходит в результате химических процессов. Накипь постепенно оседает на стенках трубок устройства и со временем ограничивает нормальную циркуляцию охлаждающей жидкости. Это приводит к тому, что нагнетаемый в салон воздух не прогревается до нужной температуры. Избавиться от подобной проблемы можно путем промывания радиатора специальными жидкостями, в крайнем случае – заменой устройства.