В 1991 году Казахстан, как и другие республики бывшего СССР, приобрел статус демократического правового государства. Первая конституция, принятая в 1993-м (впоследствии она не раз дополнялась и изменялась), установила унитарную форму правления во главе с президентом.
Республика имеет единое для всех регионов устройство руководящих органов и общий закон. Как и любое демократическое государство, Казахстан имеет три ветви власти, важнейшая из них – законодательная, представленная парламентом, она состоит из верхней и нижней палаты.
Общая информация
Основной признак правового общества – это хорошо реализованный принцип разделения власти. Управление в стране не может находиться в одних руках и должно быть равномерно распределено между другими структурами. Во избежание установления авторитарного режима существующие ветви власти - законодательная, исполнительная и судебная - должны действовать только в рамках своих полномочий, при этом осуществляя взаимный контроль.
Парламент Казахстана отвечает общей концепции демократического государства. Он состоит из двух палат, Сената и Мажилиса, а также Конституционного Совета. Основная функция парламента – это принятие законов. Такое устройство пришло на смену однопалатному органу власти - Верховному Совету, действовавшему с 1937 г.
В 1995 году, с принятием Конституции, окончательно формируется новый парламент. За все время существования в нижней палате большинство кресел принадлежало партии президента Казахстана. Нурсултан Назарбаев и его «Нур Отан» почти всегда с отрывом лидируют среди других политических сообществ.
Местное законодательство
Так как Казахстан является страной с унитарной формой правления, отдельные области и города строят свою деятельность на основании единого для всех законодательства. Однако конституция республики, помимо высшей государственной власти, устанавливает региональную систему представительных органов (маслихаты), они имеют следующие полномочия:
- решение некоторых вопросов местного характера;
- планирование различных программ развития территориального значения;
- рассмотрение и контроль отчетов областной исполнительной власти;
- обеспечение прав граждан этого региона.
Депутаты маслихата могут принимать законы, только исходя из интересов данной конкретной области и ее жителей, а также участвовать в проведении местных референдумов. Иные законы, единые для всей территории страны, принимает только непосредственно парламент республики Казахстан.
Верхняя палата
Основная функция сената и его депутатов – законодательная, кроме того, парламент осуществляет исключительные ведения, как то: по указанию президента освобождение от должности председателей Верховного суда, генерального прокурора, Национального Банка и др.
На данный момент в стране действует сенат шестого созыва, срок полномочий его членов – 6 лет, причем каждые три года состав собрания может частично обновляться. Официальным началом деятельности считается первое заседание, а окончанием – последнее. Парламент Казахстана может досрочно прекратить свою работу в порядке, предусмотренном Конституцией страны.
Из 47 сенаторских мест 15 распределяются президентом, остальные назначаются от каждого региона или города республиканского значения. Депутат органа высшей исполнительной власти не может одновременно состоять в нижней и верхней палате.
Сенат парламента Казахстана проводит заседания как отдельно (только высшим органом), так и совместно с Мажилисом (последние обычно бывают в день открытия и закрытия сессий).
Нижняя палата
Полномочия второго органа законодательной власти включают следующие пункты:
- Назначение выборов президента республики.
- Только Мажилис парламента республики Казахстан обладает законодательной инициативой, проекты могут быть внесены главой государства, депутатами и правительством.
- Издаваемые законы регулируют широкий список важных общественных отношений, к которым относятся:
- сфера налогообложения;
- соблюдение гражданских прав и свобод;
- вопросы бюджета;
- контроль действий государственных органов;
- образование;
- социальные службы, система здравоохранения и многое другое.
Нижняя палата состоит из 107 депутатов, кандидатов выдвигает каждая из партий и уже путем свободных выборов определяется число прошедших в парламент Казахстана. Девять человек в Мажилис имеет право выдвигать особый консультативный орган при президенте – Ассамблея народа республики, в обязанности которого входит продвижение национальной политики в стране.
Нижняя палата законодательной власти состоит из семи комитетов, так называемых рабочих органов, именно здесь рассматриваются поступившие законы и происходит вынесение их на общее заседание.
Интересные факты
Партия президента в 2007 г. побила все рекорды по голосам избирателей, получив 88,4 процента от общего числа.
В 2011 г. Нурсултан Назарбаев досрочно прекратил полномочия Мажилиса четвертого созыва и назначил перевыборы, в результате которых семипроцентный проходной барьер преодолели три партии.
С каждым годом наблюдается сокращение политических сообществ, выдвигающих своих кандидатов во власть. В 2016 г. в выборах в парламент Казахстана приняло участие минимальное число партий, всего шесть, а в 2012-м их было семь.