Многие ли люди знают о таком понятии, как «тьюторское сопровождение»? Что оно означает? Кто такие тьюторы и чем они вообще занимаются? Кто нуждается в их помощи? На все эти вопросы можно будет найти ответы в данной статье.
Кто такой тьютор
Под понятием тьюторское сопровождение понимается деятельность человека, получившего специальное образование, направленная на помощь в обучении с применением индивидуального подхода. Иными словами – это специалист, который собственными силами обеспечивает процесс взаимодействия учащегося с учителем, помогая ему преодолеть как педагогические, так и психологические «барьеры». Часто встречаются примеры, когда с трудным ребёнком не хотят заниматься и взаимодействовать учителя, однако и он имеет на это все права, просто даётся такому ребёнку процесс обучения сложнее, чем его сверстникам. Именно в таких ситуациях тьютор выступает как связующее звено между учеником и его педагогом, зачастую помогая ему открыть в себе новые таланты и расширять собственные возможности. Надо отдать должное такому специалисту, ведь это тяжёлый труд, который даётся не каждому.
Каким должен быть тьютор
Тьюторское сопровождение – это трудоёмкая работа. Какими качествами и навыками необходимо обладать для её осуществления? Немаловажную роль играет именно психологическая готовность человека к данному процессу, необходимо иметь специальные педагогические навыки и обладать сдержанным и дружелюбным характером. Тьютор может сопровождать как одного ребёнка, так и целую группу детей. И для каждого из них необходимо находить время, подход, налаживать взаимосвязь. К сожалению, на сегодняшний день в России не имеется специальных учебных учреждений, где возможно выучиться такой профессии. Однако пытаются создавать кафедры и факультеты с уклоном к тьюторскому сопровождению. Неужели невозможно получить такую помощь?
Возможно. В школах и детских садах существуют такие люди, как социальные психологи-педагоги, они-то и могут оказывать такую помощь. Волонтёры тоже рады помочь, но они не обладают теми методическими навыками, которые необходимы для осуществления тьюторства.
Нужны ли тьюторы в системе образования
Тьюторское сопровождение вызывает споры в системе образования. Нужно ли оно вообще? Неужели учителя и сами не справятся без подобной помощи? Эти вопросы очень актуальны на настоящий момент. Рассмотрим их подробнее.
Не стоит скрывать, что во времена наших мам и пап, бабушек и дедушек педагоги были более эмоционально сдержанны, не позволяли себе разговаривать с учениками на высоких тонах, а некоторые и вовсе обладали потрясающей выдержкой. В наше же время педагоги порой проявляют невероятную грубость по отношению к своим подопечным. Как в таких условиях ребёнку воспринимать учебный материал и вообще иметь желание учиться? Тьюторское сопровождение показывает абсолютно новый педагогический подход, где ребёнок может обращаться к своему наставнику как к товарищу, задавать вопросы и не бояться, что его проигнорируют или проявят в отношении его грубость. Скажите, нужен ли такой уникальный подход? Думаем, ответ очевиден.
Без ограничений в обучении
В подобной помощи очень нуждаются особенные категории детей. В качестве примера можно привести тьюторское сопровождение детей с ОВЗ. Это дети с различными ограниченными возможностями здоровья: умственно отсталые, с задержкой развития, с нарушением речи, с диагнозом ДЦП и т. д.
Нетрудно представить, как таким детям даётся обучение в обычных школах, они чувствуют себя ненужными и стесняются собственных нарушений в здоровье. Но в этом нет их вины. Здесь тьюторам необходимо выстраивать процесс обучения, опираясь на особенности каждого ребёнка. Тьюторское сопровождение поможет таким ученикам в общем процессе обучения, специалисты подскажут, как им взаимодействовать со своими сверстниками, как получать знания и закреплять их. Главнейшая задача – не позволить этим детям чувствовать себя неполноценными или ограниченными. Здесь требуется не только педагогическая и методическая помощь, но и психологическая поддержка.
Дети с ограниченными возможностями
А как быть детям, которые передвигаются, к примеру, на инвалидном кресле? Как своё обучение получат они, если посещать школу они не могут? Тьюторское сопровождение детей с ограниченными возможностями становится настоящим спасением в таких случаях. Куратор помогает в обеспечении необходимой литературой, предоставляет необходимую информацию, осуществляет полную связь между учеником и учителем, создаёт максимально расширенные возможности для саморазвития и обучения ребёнка. Даже если ученик отправляется на лечение или на профилактический отдых в санаторий, наставник всё равно продолжает с ним взаимодействовать через различные средства связи, не покидает своего подопечного. Важным аспектом также является и то, что тьюторы организовывают взаимодействие не только в системе «ученик - учитель», но и «ученик - одноклассники».
Дети с аутизмом
Тьюторское сопровождение детей с аутизмом подразумевает осуществляется в несколько этапов. Необходимо оценить, какими навыками обладает ребёнок, как он проявляет себя в индивидуальных занятиях и в групповых, научить следовать социальным правилам, соблюдать распорядок дня и воспринимать сенсорные раздражители. Оценить, насколько он может взаимодействовать с другими людьми, как реагирует на просьбы и обращается ли за помощью сам. Дети с таким диагнозом сложнее воспринимают окружающую среду, им труднее усваивать обучающий материал, но это не повод лишать их образования. В таких случаях тьюторское сопровождение расширяет свои границы. Наставнику требуется составить не только подробный план обучения, но и подробный план диагностики личности ребёнка, а также следить за изменениями поведения подопечного на протяжении всего процесса обучения и взаимодействия. Без всех этих составляющих результата просто невозможно будет достичь.
Дети с ограничением слуха
Обучение в школе является важным этапом в жизни каждого человека. Отсюда начинается развитие и составление будущей модели жизни, поэтому посещать школу так важно. Тьюторское сопровождение детей с нарушением слуха начинается со знакомства наставника со своим подопечным. Тьютору просто необходимо провести беседу с родителями ребёнка, выяснить его сильные и слабые стороны, изучить его специфическую сторону болезни.
Только после этого нужно переходить к составлению плана по сопровождению ребёнка. Сам процесс взаимодействия должен строиться на модели того, что тьютор не является главным, он лишь помогает ребёнку выбрать цель и достигать результатов. Одновременно с этим специалист помогает выстраивать общение с одноклассниками и учителями. Такой ребёнок, как правило, не очень контактен, и ему трудно находиться в социальной среде, но тьютор должен помочь преодолеть данные барьеры.
Дети группы риска
Тьюторское сопровождение детей группы риска является очень трудной задачей. Учителя в школах относятся к таким ученикам с апатией, наказывают их, ругают, вызывая тем самым ещё большие отклонения у ребёнка. Часто в подобном поведении ученика винят улицу и неблагополучных друзей. Однако зачастую причины девиантного поведения таятся намного глубже. Родители самостоятельно уклоняются от воспитательного процесса или выбирают агрессивную модель воспитания, что влечет за собой плохие последствия. Разве может малолетний человек самостоятельно принимать правильные важные решения? Его просто толкают на то, чтобы он демонстрировал ненормальное поведение. Это своеобразный крик о помощи, который необходимо услышать. Услышать и помочь. Тьютор же и является тем самым «спасательным кругом», выступая наставником, другом, союзником. И такую помощь обязательно оценит ребёнок из группы риска.
Проблема одарённых детей
Тьюторское сопровождение одарённых детей — это бессмысленно? Многие считают именно так. Зачем одарённому ребёнку помощь тьютора? Ответ на этот вопрос очень прост: такие дети, как ни странно, очень часто сталкиваются с непониманием учителей. И вместо того чтобы создавать для ребёнка индивидуальную программу обучения, педагоги просто заваливают его заданиями. При таком подходе таланты ребёнка можно не только не развить, но и полностью загубить.
Тьюторское сопровождение здесь играет огромную роль. Необходимо не только налаживать отношения между учениками и учителями, но и поддерживать и помогать развивать дар ребёнка. Ведь если происходит угнетение, то откуда же взяться развитию? Если происходит высмеивание талантов, то пропадает желание быть талантливым. А ведь современное общество так сильно нуждается в одарённых детях, в их мыслях и открытиях.
Обучая терпимости
Тьюторское сопровождение в инклюзивном образовании детей является важным фактором. В этом мы уже достаточно убедились. Практика отхождения детей с ОВЗ от обучения в специальных образовательных учрежденьях пока не развита полностью, но вполне возможна. При обучении в обычных школах происходит двойной процесс. Во-первых, дети с ограничениями учатся быть и жить в социуме. Во-вторых, обычные детки учатся взаимодействию с не такими, как они, учатся проявлять терпимость, уважение и понимание. А для того чтобы подобные процессы происходили без психологической травмы и для одних, и для других, создаётся тьюторское сопровождение. Только специально обученные люди, с уравновешенным характером и пониманием проблемы, могут выступать в роли наставников. Именно таким способом возможно стереть границу между необычными и обычными детьми, показывая, что все люди равны и заслуживают понимания и принятия обществом.
Целесообразность тьюторства
Наверное, люди разделятся на два типа: те, кто считает подобный процесс в обучении целесообразным, и те, кто не видит в нём особой нужды. Однако тьюторское сопровождение не просто помогает детям учиться и получать знания, но и показывает, что этот процесс может быть интересным. Дети – это ещё маленькие люди, которые самостоятельно не могут научиться толерантности, принятию не таких, как они. Бытует мнение, что детская жестокость не знает границ. Но данная жестокость рождается не от злости, а от незнания. Тьюторское сопровождение подразумевает общение с одноклассниками своего подопечного. Наставник объясняет и разъясняет проблему, указывая не на слабые стороны, а подчёркивая сильные. Лишь зная особенности ребёнка, можно уверенно выбирать модель индивидуального обучения, которая так необходима детям с ограниченными возможностями здоровья.