Венгерская автомобилестроительная компания Ikarus во всей Европе известна производством хороших, качественных автобусов. Но один из них заслуживает особого внимания. Речь идёт о транспортном средстве под названием «Икарус-293», производство которого завершилось почти что 20 лет назад.
Вкратце о модели
Это транспортное средство представляет собой внушительных размеров трёхсекционный автобус, являющийся редкостью на сегодняшний день. Да и раньше, в годы производства, эту машину можно было встретить лишь в Венгрии и на территории ГДР.
Визуально автобус напоминает троллейбус. Выглядит он внушительно, что не удивляет. Его полная масса равна 33 450 кг, а снаряженная составляет 15 650 кг. В длину он достигает 22,68 м, его ширина составляет 2,5 метра, а высота равна 3 м (по крыше). Неудивительно, что этот «Икарус» - автобус, относящийся к классу особо больших. А вместить он может 229 человек (по пять на один квадратный метр).
Несмотря на свои практичные возможности, автобус не пользовался популярностью. Недолгое время эти модели эксплуатировались в Будапеште и в городе Пече. Потом уже, после рестайлинга, автобус был продан в Тегеран, и его пустили на маршрут. Там «Икарус-293» возил пассажиров вплоть до 2005 года.
Конструкция
«Икарус-293» относится к категории сочленённых автобусов. Он состоит из трёх жестких секций, которые шарнирно соединены друг с другом. В каждой из них размещён пассажирский салон. Все три имеют достаточно пространства, необходимого для свободного перемещения людей и кондуктора. Рассоединить три секции можно, но это проводится лишь высококвалифицированными специалистами. Причем исключительно в производственном помещении.
Также стоит отметить, что кузов каждой секции был несущим и имел вагонную компоновку. Самостоятельная рама отсутствовала. Была лишь жесткая конструкция, образованная металлическими деталями, соединёнными сваркой. Впрочем, кузов большинства старых автобусов создавался именно по такому принципу.
Характеристики
Немного стоит рассказать и о технической базе, лежавшей в основе модели «Икарус-293». Трехсекционный автобус имеет два узла сочленения. Первый оснащался противоскладывающимся механизмом. Такой же был и у заднеприводного автобуса Ikarus 284. Второй узел был традиционным.
Изначально у модели был достаточно слабый двигатель. «Икарус» комплектовался 6-цилиндровым дизельным мотором, производством которого занимался венгерский холдинг «Раба». Агрегат, вырабатывавший 250 «лошадей», шёл в паре с автоматической КПП. Но мощности этого двигателя было явно мало для такого тяжеловесного транспортного средства. Требовался другой агрегат, в противном случае автобус не мог бы разогнаться до стандартной скорости. Но его не сразу получил «Икарус».
Автобус оснастили новым мотором только через 4 года. Это был агрегат, произведённый немецкой машиностроительной компанией MAN. Он вырабатывал 280 л. с. Тридцать «лошадей» оказались решающими. Благодаря новому мотору транспортное средство получило возможность развивать скорость до 70 км/ч.
Другие особенности
Стоит отметить, что более мощный двигатель был не единственным обновлением, которое получил «Икарус-293». После такого своеобразного рестайлинга автобус обрел также новые оси и другую окраску кузова. Плюс ко всему, инженеры решили по-другому расположить вторую из пяти 2-створчатых дверей. Её сместили на одну секцию вперёд. Даже интерьер немного освежили. Хотя водительская кабина данного автобуса ничем в плане оформления не отличалась от рабочего места в других моделях.
Все эти работы были направлены не только на то, чтобы автобус визуально стал более привлекательным. Разработчики рассчитывали сделать его ещё практичнее и функциональнее.
Эксплуатация
Конечно, «Икарус-293» - модель не особо известная. Однако проект обещал быть успешным. Прототип, над разработкой которого инженеры трудились не один год, прошёл все обязательные испытания и даже побывал на выставках. Однако у него был весомый недостаток: все водители без исключения жаловались на ужасную управляемость. Потому, собственно говоря, проект и заморозили до 1992 года.
Также стоит упомянуть, что «Икарус-293» - модель с рессорной подвеской, главным минусом которой является её недолговечность. Плюс ко всему, она постоянно скрипит. Ещё такая подвеска жесткая. Ни о каком мягком ходе не могло идти и речи. Это не только отражалось на управлении, но ещё и влияло на потенциальный комфорт пассажиров. Мало кому понравилось бы ехать, вцепившись в рукоятки. Но главным минусом является быстрое проседание подвески. Срок её эксплуатации свёлся бы к минимуму, учитывая, какое количество людей планировалось перевозить ежедневно.
Сборка
Важно упомянуть, что этот редкий автобус собирался по модульной схеме. Именно поэтому Ikarus 293 существовал в нескольких вариантах. Кстати, теоретически эта модель может двигаться в обе стороны. Некую маневренность она получит, если тяговую установку разместить в средней секции. Однако, поскольку работы по оригинальному Ikarus 293 так и не вышли за грани эксперимента, увидеть подобные возможности наяву не получится.
Ещё считается, что все недостатки, которые есть у этой модели, достались ей от предшественника. Им был автобус И-280. Многие полагают, что тщательным их устранением инженеры решили не заниматься, а просто добавили среднюю секцию. Как итог - недостатки «базы» остались и у последователя.
Кубинская версия
Стоит также отметить, что эта модель была положена в основу создания лицензионной копии автобуса, ставшего известным как Giron. Эти транспортные средства нашли своё применение на Кубе. Однако данная версия имела ряд особенностей, отличавших её от автобуса «Икарус-293», фото которого предоставлено выше. Кубинские модели получили традиционные узлы сочленения, а ось средней секции, которую сделали короче оригинала, оснастили односкатными шинами. Ещё было решено изменить количество окон и установить двери ширмового типа. Интересно, что старые автобусы кубинцы всеми силами поддерживают на ходу. Даже сегодня их можно встретить на дорогах Острова Свободы, причем в приличном состоянии.
Идея проекта
Сейчас многие автолюбители называют этот автобус легендарным. Возникает вопрос: почему? Ведь это транспортное средство не получило большой популярности. Что ж, всё так, однако отрицать необыкновенную внешность и нестандартную конструкцию не стоит. Автобус привлёк к себе внимание. Впрочем, именно это и было главной задумкой разработчиков. Дело в том, что все автобусы, на которых осуществлялись перевозки до конца 80-х, устарели как в техническом плане, так и в моральном. Оригинальный и необычный автобус был очень кстати. Недаром его внешность подчеркнули яркой окраской.
Впрочем, может быть, проект и стал бы успешным. Но в начале 90-х годов, именно в то время, когда модель пытались переработать и улучшить, рухнула социалистическая система. А вместе с этим кануло в Лету и благополучие всего концерна. Производство, как и сбыт транспортных средств, сократилось в разы.
Разработчики и представители компании направили все силы на разработку моделей, которые пользовались бы спросом, а также стали усердно искать новые рынки для реализации автобусов. Но дела не улучшились, и в итоге концерн вошёл в состав АО IKARUSBUS. Последний автобус был выпущен в феврале 2004 года. Новое высшее руководство решило производить лишь компактные автомобили по специальным заказам. Так что вместе с производством была похоронена и идея доработать Ikarus 293, который мог бы стать практичным, функциональным и успешным.