Горьковский автомобильный завод в СССР являлся одним из основных производителей легких и среднетоннажных грузовых машин. И по-прежнему сохраняет данные позиции в России. Одна из таких моделей - ГАЗ-3507 (САЗ).
Общие особенности
Рассматриваемый автомобиль представляет собой среднетоннажный грузовик с цельнометаллическим кузовом различных вариантов разгрузки, созданный на основе шасси ГАЗ-33072 (3309). Двойное обозначение его объясняется тем, что выпуском автомобиля на платформе ГАЗ занимался Саранский завод автосамосвалов.
История
Серийное производство среднетоннажной модели 4 поколения 3307 начали в 1989 году в качестве преемника ГАЗ-53А. На основе ее разработали две модификации самосвалов: 3507-01 и 35072. В начале 2000-х было разработано шасси 3309, которое также использовали для них, в результате чего появились версии 35071 и 35072-10. В 2009 году был прекращен выпуск бензиновых модификаций на платформе 33072.
Шасси
Рама имеет штампованную, клепаную конструкцию. При этом для автомобиля ГАЗ-3507 (САЗ) ее немного изменили. Так, установили укороченную на 0,152 м заднюю раму, запасное колесо перенесли на 0,272 м назад. К тому же буксирный прибор 33072 заменили буксирными крюками на ГАЗ-САЗ-3507. Технические характеристики, приведенные далее, отличаются для каждой версии. Лишь колесная база для всех вариантов равна 3,77 м, передняя колея - 1,69 м, а задняя - 1,63 м.
Кабина
Кабину взяли от исходной модификации 3307. Во всех версиях она металлическая, двухдверная, двухместная. Оснащена отопителем, но кондиционер отсутствует. Сиденья имеют регулировку по высоте и углу наклона спинки. Рычаги управления гидравлическим приводом кузова находятся в кабине.
Платформа
Модификации автомобиля отличаются конструкцией, габаритными размерами кузова и способом его откидывания. Грузовая платформа версий 35071 и 3507-01 имеет длину 3,516 м, ширину - 2,28 м, высоту - 0,62 м (1,25 м с надставными бортами). Ее площадь равна 8 м2, объем - 5 м3. Наращенные борта увеличивают последний параметр в два раза. При этом боковые и задний борта откидные, поэтому разгрузка может быть осуществлена в три стороны.
Позже появился новый вариант платформы для данных версий. Она отличается длиной (3,484 м) и шириной (2,304 м) от прежней.
Кузов самосвала оснащен телескопическим гидравлическим приводом одностороннего действия, состоящим из трех выдвигающихся секций, суммарная длина которых равна 0,667 м. Данный механизм обеспечивает опрокидывание кузова на 45° набок либо на 50° назад. Процесс опрокидывания и возврата в исходное положение занимает 30 секунд. Существуют варианты с итальянским приводом. Габаритные размеры данных версий составляют 6,471 м в длину, 2,456 м - в ширину, 2,32 м - в высоту (по кабине).
Модификации 35072 и 35072-10 имеют другой кузов. К тому же их подразделяют на версии 0000010 и 0000015. Габаритные размеры кузова составляют 3,05 м в длину, 2,337 м - в ширину и 0,586 м (0000010) либо 0,781 м (0000015 за счет наличия козырька) - в высоту. Площадь его пола равна 7,1 м2, объем с надставными бортами - 4 м3 (0000010) либо 5,4 м3 (0000015). У данных вариантов откидной только задний борт (усиленный у первой версии), следовательно, разгрузка может осуществляться только в этом направлении.
Гидравлический привод также обеспечивает откидывание кузова исключительно назад на 50°. Длина таких машин составляет 6,163 м, ширина - 2,7 м, высота по кабине - 2,35 м. Причем 35072-10 чуть больше в длину и высоту. Визуально демонстрируют различия вариантов кузовов автомобиля ГАЗ-САЗ-3507 фото, представленные в статье.
Двигатель
Автомобиль встречается с двумя моторами: ЗМЗ-5231 (3507-01 и 35072) и ММЗ Д-245.7 E3 (35071 и 35072-10). У грузовика ЗМЗ-5231 бензиновый 8-цилиндровый двигатель объемом 4,25 л, который имеет V-образную компоновку и мощность в 113 л. с. при 3200 об./мин и 294,3 Нм при 3500 об./мин. У автомобиля ММЗ Д-245.7 E3 4-цилиндровый дизельный двигатель объемом 4,75 л, оснащенный турбиной. Он имеет мощность 119 л. с. при 2400 об./мин и 413 Нм при 1300-1600 об./мин.
Трансмиссия
Все модификации ГАЗ-3507 (САЗ) оснащали 5-ступенчатой МКПП с однодисковым сухим сцеплением. Привод был на задние колеса.
Ходовая часть
Подвески крепились на четырех полуэллиптических продольных рессорах. Передняя имеет телескопические гидравлические амортизаторы двустороннего действия. Задняя оснащена дополнительными рессорами. Дорожный просвет равен 265 мм. Дизельные автомобили укомплектованы рулевым механизмом типа винт-шариковой гайки с гидроусилителем, а бензиновые - глобоидным червяком с трехгребневым роликом без усилителя. Тормозная система - с пневмогидравлическим приводом и барабанными механизмами. Ручной тормоз - с тросовым приводом. Автомобиль оснащен 20-дюймовыми дисковыми колесами с радиальными пневматическими шинами.
Эксплуатационные качества
Двигатель определяет многие эксплуатационные характеристики ГАЗ-САЗ-3507. Так, обеспечивается возможность перевозки 4,125 т груза (4,325 т - с надставными бортами) на модели 3507-01 и 4,1 т - на 35072. При этом снаряженная масса первой модификации равна 3,6 т (надставные борта увеличивают ее на 200 кг), полная - 8 т. Для 35072 аналогичные параметры без надставных бортов равны 3,69 т и 7,94 т соответственно.
Грузовик 35071 способен транспортировать 4 т, а 35072 - 3,95 т. Значения снаряженной и полной массы для первой версии составляют 3,94 и 8,09 т, а для второй - 4,08 и 8,18 т. Также отличается расход топлива. Бензиновые версии тратят на 100 км при 60 км/ч 19,6 л, а дизельные - 14 л. Максимальная скорость равна 95 км/ч для 35072-10 и 90 км/ч - для прочих модификаций ГАЗ-3507 (САЗ).
Назначение
Нюансы использования рассматриваемых автомобилей определяются конструкцией кузова. Так, версии с трехсторонней разгрузкой предназначены для транспортировки сельскохозяйственных и других сыпучих грузов, а модификации с откидывающимся назад кузовом - для перевозки строительных материалов и прочих насыпных и навалочных грузов.