Ровесник XX века, известнейший на весь мир драматург, любимец неаполитанцев, бывший для них близким и родным, это Эдуардо де Филиппо. Его драматургия близка и итальянцам, и всем простым людям мира, ведь он описывал их жизнь, черпал идеи из неповторимого колорита Неаполя. Гуманизм и человеколюбие творений поставили "короля Неаполя" в первые ряды театральных деятелей как драматурга, режиссера и актера.
Становление драматурга
Незаконнорожденный сын театрального костюмера Луисы де Филиппо и прославленного Эдуардо Скарпетты появился на свет 24 мая первого года XX века. С братом Пепино и сестрой Титиной он провел свое детство на подмостках театра. С четырехлетнего возраста Эдуардо выходит на сцены Неаполя вместе с отцом, впитывая его мастерство, умение общаться и руководить труппой. Театр не стал его жизнью, он ею был.
Он нигде толком не учился, его школой был и всю жизнь оставался театр и любимый Неаполь. В четырнадцать он заключает контракт со сводным братом Винченцо. Мечта Эдуарто, Титины и Пепино о собственном храме Мельпомены станет реальностью лишь в 1931 году, когда они откроют Юмористический театр де Филиппо.Молодой драматург
К этому времени в багаже де Филиппо соберется немного фарсовых пьес, одноактовые пьески для варьете и богатый опыт общения с простыми неаполитанцами. Театр успешно ставил пьесы братьев и Титины, а также других неаполитанских авторов. Вместе они проработали тринадцать лет, а затем Пепино открыл свой театр, а Эдуардо с сестрой пошли своим путем. В 1945 году появляется Театр Эдуардо. Для сестры он писал наилучший женский образ незабываемой Филумены Мартурано.
Расцвет драматургии
Де Филиппо – известный актер, его называют последним неаполитанским великим актером-автором. Его режиссерские работы очень интересны. Но главное в его творчестве – это драматургия, и это наследие наиболее ценно и определяет индивидуальность Эдуардо как актера и режиссера.
Неаполь, раскинувшийся у подножия Везувия, по словам героя нашего повествования, представлялся ему театральной сценой. Здесь, среди узких улочек и в тесных кафешках жили и трудились герои Эдуардо де Филиппо. Пьесы его пронизаны атмосферой солнечной Италии, повседневными проблемами неаполитанцев, маленькими печалями и радостями.
Хиты Эдуардо
Значительным успехом Эдуардо стала пьеса «Неаполь — город миллионеров», поставленная в театре Сан-Карло. Успех пьесы в целом и Эдуардо с Титиной в частности (они выступили в главных ролях) был ошеломителен. С этого времени, когда в Неаполе говорили об Эдуардо, все знали, что речь идет о Де Филиппо.
Пьеса «Риск» Эдуардо де Филиппо повествует о несчастном супруге, который бесконечно пытается застрелить грубую и жестокую жену, но она оживает нежной и любящей. Конечно, ненадолго. И все повторяется.
Наиболее известное произведение Эдуардо де Филиппо - «Филумена Мартурано» - неоднократно экранизировалось. Фильм Витторио де Сика «Любовь по-итальянски» с Софи Лорен и Марчелло Мастрояни в главных ролях, конечно, о любви в Неаполе. И сегодня он смотрится на одном дыхании, актуален и заставляет о многом подумать.
Весьма интересна пьеса Эдуардо де Филиппо «Цилиндр». Хитрый ход двух женатых пар, призванный погасить их долги, неожиданно оборачивается причудливым переплетением страстей и судеб. И все это под неповторимый шум Неаполя и великолепно поставленные диалоги.
Любимая пьеса автора, к которой он неоднократно возвращается - «Человек и джентльмен». Эдуардо де Филиппо поставил ее в 1933 году и сыграл в ней главную роль. Но и позже он возвращался к постановке, находя все новые грани образа падения человека и его силы воли подняться. Сам автор считал, что в этом произведении отражается вся история человечества.
Эдуардо де Филиппо написал более 55 театральных пьес. Наиболее известные: «Филумена Мартурано», «Цилиндр», «Риск», «Мэр района Санита», «Призраки», «Человек и джентльмен». Кроме спектаклей, известны и экранизации под руководством как самого Эдуардо, так и других режиссеров (Дино Ризи «Призраки», Витторио де Сики «Брак по-итальянски»).Комедии полны психологизма обычных простых жителей Неаполя. Они пропитаны духом площадного театра с буффонадой и импровизациями. В них есть трагедия, фарс, драма. Мир их красочен и театрален. В центе всегда главный герой, выступающий одновременно и комическим персонажем, и обычным живым человеком. Он близок автору и написан как с него самого.
Личное
Эдуардо женился трижды. С первой женой Дороти Пеннингтон брак был аннулирован. Вторая - Теа Пранди - родила ему двух детей. Дочка в десятилетнем возрасте трагически умерла от разрыва сосудов мозга. Трагедия далась ему тяжело, и это привело к разводу. Сын же Лука пошел по стопам отца. Ему отец передал руководство своим театром. Третья жена - Изабелла Кварантотти - пережила Эдуардо.
Последние годы
Драматург любил жизнь и молодость. До самого конца своего пути он уделял внимание работам на телевидении, ставил и снимал свои пьесы, комедии более ранних авторов. Для молодых талантов он создал Флорентийскую школу для драматургов и драмстудию в Риме. Сын Лука от второго брака перенял искусство отца и продолжил его дело в театре.
Наследие
Заслуги его были оценены: в Италии он - пожизненный сенатор с 1981 года. Имеет множество наград и на родине, и за ее пределами.
Умер великий драматург в 1984 году и похоронен в Риме. Из 84 прожитых лет 78 он посвятил театру и более сорока – кинематографу. Любимец Неаполя, "король Эдуардо" – он был и остается человеком-театром.Если вам вдруг захочется услышать шум неаполитанских улочек и почувствовать аромат кофе, приготовленного с любовью Филуменой, откройте любую пьесу Эдуардо де Филиппо или посмотрите экранизацию его пьес.