Лирика А. А. Фета доставляет читателю упоительное художественное наслаждение. Л. Толстой удивлялся, что толстый, на вид вполне прозаический человек обладает невероятной лирической дерзостью. Одно из удивительных по силе воздействия стихотворений, которое написал А. Фет: «Это утро, радость эта…». Анализ его будет произведен ниже.
Поместье Фета
В 1857 в Париже А. Фет женился на состоятельной немолодой некрасивой девушке – Марии Петровне Боткиной. Ее отец дал за дочерью большое приданое, которое заметно улучшило материальное состояние Афанасия Афанасиевича. Спустя три года он купил хутор Степановку и двести десятин земли. Он успешно хозяйствовал, приумножил состояние жены, и в 1877 году переселился в старинное живописное поместье Воробьевку в Щигровском уезде под Курском и сделал ее жилищем своей музы.
В этом имении, как он сам считал, длительный сон его поэзии прервался. Именно в Воробьевке с прекрасным парком предположительно в 1881 году были написаны строки «Это утро, радость эта…» (Фет). История создания темна. Обычно его стихи рождались по наитию, он осознанно стремился передать не мысль, а настроение читателю. Тонко зафиксировал свое минутное состояние, свой экстатический восторг А. Фет: «Это утро, радость эта…». Анализ стихотворения мы произведем чуть позже.
Несколько слов о творчестве поэта
Облик А. Фета полностью сформировала служба в армии, когда он добивался дворянского звания. Это было парадоксальное состояние практика и поэта, интуитивности и рациональности. Он сам писал, что его поэтические приемы носят интуитивный характер. Жизнь его, однако, всегда держала в ежовых рукавицах и потому до крайности развила самоанализ. Без всесторонних размышлений он не позволял себе в жизни сделать ни одного шага.
По определению критиков его времени, особенность его поэзии являет натуру музыкальную, и потому стихи часто разрешаются «прямо в музыку, в мелодию». Преклоняясь перед Шопенгауэром, которого Фет переводил, поэт писал, что в поэзии разум он ценит мало по сравнению «с бессознательным инстинктом (вдохновением), пружины которого от нас скрыты». Звуки, краски, мимолетные впечатления – это темы творчества поэта. Он стремился отразить мирозданье в его изменчивости.
Анализ стихотворения «Это утро, радость эта…»
Это произведение уникально в русской поэзии. Бурное пробуждение природы после долгой зимы описывается одним предложением и только указательными местоимениями (анафорой) и существительными: «Это утро, радость эта…» (Фет). Композиция делит его на три строфы по смысловому содержанию, причем никакой идеи, кроме того, что пришла долгожданная весна, в ней нет.
В первой строфе – бушует утро, во второй строфе поэт охватывает взглядом все вокруг себя, в третьей наступает переход от вечера к чарующей и не дающей спать ночи.
Рассмотрим стихотворение подробно
Что сказал в первой строфе Фет: «Это утро, радость эта…»? Анализ показывает, что поэт посмотрел вверх и увидел невозможно синее небо, мощь света и наступающего ясного, не сумеречного утра. Затем вступает звуковой ряд. Мы слышим крик, который поэт уточняет словами «вереницы» и «стаи». Наконец появляются птицы. Вдруг переносим внимание вниз – послышался «говор вод».
Какую картину рисует во второй строфе Фет: «Это утро, радость эта…». Анализ ее строк – это взгляд вслед за поэтом, который осматривает все, что стоит рядом вокруг: березы, ивы, которые сочатся каплями-слезами радости.
На деревьях нет еще листьев, только намечается их пух. А взгляд устремляется вдаль, туда, где горы и долы, и возвращается обратно, замечая мелких мошек, а затем крупных пчел. Отглагольные существительные «зык» и «свист», как и в первой строфе, завершают звуками природы картину. Стихотворение Фета «Это утро, радость эта…» наполнено языческим восторгом перед красотой мира. Он и огромен, как небо и горы, и мал, как пух и мошки.
Третья строфа – это переход вечера в ночь, но также замедленно и неопределенно, как все совершаемое самой природой. Длятся «зори без затменья», длится «ночь без сна», которая наполняется мглой и жаром постели.
Вдали слышен ночной вздох селенья, прекрасная метафора, передающая тихие звуки ночи. И тут же, как по барабану, звучат громкие дробь и трели соловьев, которые делают невозможным сон этой волшебной ночью. Он – вечный спутники весны и любви.
Произведение написано четырехстопным хореем, где каждая последняя строка неполная. Короткие строки «торопят» друг друга, спеша рассказать о красоте пробуждающейся природы. Стихотворение Фета «Это утро, радость эта..» завершает значимое слово, которому посвящено все стихотворение, – весна.