Т-800 – бульдозер разработки Челябинского тракторного завода. Был занесен в Книгу рекордов Гиннесса как самый крупный и производительный в мире гусеничный трактор. Агрегат является гордостью машиностроителей Урала, одним из самых значимых брендов региона.
Назначение
Предназначен сверхтяжелый гусеничный трактор Т-800 (Т-75.01) для вскрытия больших объемов грунта при строительстве железных и автомобильных дорог, расчистки больших площадей при возведении крупных промышленных объектов, в мелиоративном строительстве.
Еще одна область применения – вспашные энергоемкие работы в открытых рудниках при извлечении стройматериалов и добыче ископаемых. Гигант незаменим при разработке скальных пород и очень тяжелых мерзлых грунтов.
История создания
В конце 70-х годов Челябинский тракторный завод, как лидер по разработке спецтехники в регионе, получил заказ на изготовление невиданной ранее машины. Это был вызов инженерной мысли, ведь никто в мире не собирал столь мощную гусеничную технику. При создании тяжеловеса перед конструкторами стояла задача спроектировать такого силача, который сможет разрабатывать прочные грунты, где использование взрывчатки нецелесообразно. Бульдозер Т-800 задумывался как объект двойного назначения: при необходимости он мог применяться при расчистке завалов, оперативном строительстве стратегических объектов.
Трудовое крещение
В 1983 году Челябинский тракторный завод изготовил первую машину. И сразу сверхтяжелый трактор «бросили в бой». В ту пору возводилась Южно-Уральская АЭС, и строители столкнулись с нетривиальной проблемой выборки грунтов, в которых преобладали скальные породы. Работавший на стройке американский трактор-бульдозер «Интерн» с задачей не справлялся – его мощностей явно не хватало.
Руководство области, несмотря на необкатанность новинки, поручило направить на стратегический объект модель Т-800. Бульдозер столкнулся с суровой реальностью – его механизмы испытывали максимально возможные нагрузки. По словам очевидцев, было страшно просто находиться рядом. Трактор-тяжеловес упирался рыхлителем в скалу и с невероятной силой таранил ее. Куски породы с искрами и грохотом разлетались в стороны. Т-800 очень впечатлил и бывалых строителей, и самих разработчиков. Слава о стальном гиганте разлетелась по всему Союзу.
В помощь сталеварам
Т 800 – бульдозер, ставший желанным на любой крупной стройке. Следующим испытанием стала реконструкция легендарной «Магнитки» (Магнитогорского металлургического комбината). Одновременно с Т-800 на объектах трудился японский бульдозер. Однако объем выполняемых работ был несопоставим. Челябинский силач за смену выполнял задание, которое представитель Страны восходящего солнца мог осилить только за две недели.
Операция «Доставка»
О чудо-машине узнало руководство алмазодобывающей компании в Якутии. Ранее им приходилось взрывать разрабатываемый участок, из-за чего на драгоценных камнях появлялись микротрещины, снижавшие стоимость и ценные качества самоцветов. Эксплуатация бульдозера Т-800 позволяла отказаться (хотя бы частично) от использования взрывчатки.
Челябинцы были не против направить богатыря на помощь, однако встал вопрос транспортировки 70-тонного гиганта, плюс 30 тонн весило навесное оборудование. Железной дороги в тех местах не было, по автодороге столь тяжелый объект также не перевезти. Решено было доставить Т-800 мощным самолетом «Антей», однако при погрузке не выдержала платформа. Мощный трактор-рекордсмен пришлось везти самым грузоподъемным в мире суперлайнером «Мрия».
Перспективы
Челябинским заводом было собрано 10 единиц феноменально мощных гусеничных тракторов Т-800. Они выпускались под особые проекты по спецзаказу. В современных рыночных реалиях места уникальной технике в России не нашлось. Впрочем, об уникальной машине знают за рубежом. Некоторые горнодобывающие компании проявляют интерес к модели Т-800. Бульдозер, цена которого в каждом случае оговаривается отдельно, может появиться на рудниках Азии и Африки. Ведутся переговоры с клиентами из Таджикистана, ЮАР, Индии.
Бульдозер Т-800: технические характеристики
По характеристикам Т-800 до сих пор опережает большинство аналогичных моделей в мире. И это при том, что разработан он в начале 80-х годов. Рабочая сила тяги гиганта составляет 75 тонн, однако при необходимости она может достигать 140 тонн. Т-800 – бульдозер, мощность двигателя которого сравнима с танковым – 820 л. с. Сам трактор с комплексом бульдозерно-рыхлительного оборудования весит внушительные 106 тонн, а это более чем вдвое превышает массу танка Т-90. Одни только гусеницы весят 8 тонн для глинистой почвы (более широкие) и 6 тонн для скального грунта (стандартные).
Основные характеристики:
- Вес (без оборудования) – до 76,5 т.
- Вес полный (с навесным комплектом) – 106 т.
- Высота – 4,77 м.
- Ширина трактора – 4,18 м, с оборудованием – 6 м.
- Длина трактора – 7,94 м, с оборудованием – 12,4 м.
- Двигатель 6ДМ-21Т от самосвалов «БелАЗ» мощностью 820 л. с.
- Емкость баков для топлива – 2,5 т.
- Скорость передняя – 10,6 км/час.
- Скорость задняя – 14 км/час.
Конструкция
Трансмиссия – гидромеханическая. Коробка передач (трехвальная планетарного типа) обеспечивает две передачи заднего и четыре переднего хода. Каждый из элементов трансмиссии находится в так называемой масляной ванне, что значительно снижает износ агрегатов. Повороты осуществляются двумя рычагами. Траки оснащены механизмом пневмонатяжения телескопического типа.
Проектировщики постарались упростить жизнь водителю столь громкой машины. Двухместная кабина имеет хороший (на сколько это возможно) круговой обзор. Герметичная компоновка препятствует попаданию внутрь пыли. Приемлемый микроклимат создается благодаря системе кондиционирования. Специальная конструкция кабины, двойное остекление и эластичная подвеска с прорезиненными амортизационными прокладками гасят вибрацию и снижают шум.
Т-800 (Т-75.01) – яркий образец удивительной техники, которую способны создавать отечественные инженеры. В его конструкции воплощены передовые идеи, которые учитываются при разработке новой техники. Руководство надеется, что сверхтяжелые тракторы нового поколения станут одним из важных звеньев развития региона.