Церковь Ризоположения в Москве появилась в тот период истории России, когда православное христианство переходило к самостоятельному, независимому от Византии, развитию. Подходили к концу смутные времена, и страна начинала новый виток своей истории.
Легенда
Церковь Ризоположения (Московский Кремль) была освящена по указу первого митрополита русской православной церкви Ионы в 1451 году в память о произошедшем чуде. В этот год татарские орды Мазовши стояли под Москвой, предместья уже уничтожались огнем, а стены Кремля осаждали войска неприятеля. Жители заняли оборону, бились в рукопашном бою, падая под стрелами неприятеля. Пока шла битва, митрополит Иона совершал крестный ход вокруг стен города, истово молясь о спасении Москвы от захватчиков.
По преданию, во время молитвы Иона встретил подвижника Чудова монастыря Антония и просил его молиться о граде и жителях, на что старец ответил, что чудом спасется Москва и будет в этой битве только один убитый – сам Антоний. Сказав это, старец тут же пал пронзенный стрелой. К вечеру захватчики отступили от стен, а жители и митрополит молились всю ночь, готовясь к решающему сражению. Когда рассвело, оказалось, что татарские полчища в спешке покинули поле битвы, бросив при этом все награбленное.
Что послужило причиной бегства – неизвестно, ученые считают, что Мазовша получил какие-то сведения, по которым он решил, что сражаться бесполезно, а может, обуял безотчетный страх все войско, и, побросав добычу, они снялись с места боев. Такой факт уже случался под стенами Кремля с войском хана Батыя. Митрополит Иона посчитал, что чудо Божье спасло город и страну от разорения и убийств.
Мечта о каменном храме
Согласно некоторым документам, митрополичий двор на Соборной площади Кремля строился долго. В год нашествия Мазовши церковь уже была построена, но не освящена. После чудесного спасения Иона принял решение освятить храм в честь того праздника, в который произошло спасение. Так появилась церковь Ризоположения (Московский Кремль). Первая постройка была деревянной и стояла на высоком подклете, где, по старинным обычаям, хранилась казна митрополита и другие ценности.
Храм простоял до 1479 года и погиб в большом пожаре. Возрождать святыню решили уже в каменном воплощении, для чего пригласили мастеров из Пскова, где сохранились и процветали традиции каменного строительства. Артель возглавляли Иван Кривцов и Мышкин. Традиции строительства каменных домов на тот момент на Руси пришли в упадок после столетий засилья татаро-монголов - только в Пскове нашлись мастера.
Им было поручено возвести не только храм Ризоположения на Соборной площади Московского Кремля, но и построить несколько соборов гораздо большего масштаба. Один из них, Успенский, они поставили, но у него обрушилась кровля. В летописях рассказывается, что «трус был великий», что привело к разрушению, сегодня не ясно. Вызванные эксперты сообщили, что виной тому был некачественный раствор, примененный для строительства, насколько оценка была верной, история умалчивает.
Псковский след
Так и сложилось, что Успенский собор построил вызванный царем Иваном III итальянский архитектор Аристотель Фиораванти, а дальнейшее обустройство архитектурного ансамбля все же рискнули поручить Мышкину и Кривцову.
Их трудами выросли Благовещенский собор и церковь Ризоположения (Московский Кремль), ставшая домовым храмом русских патриархов. Считается, что псковские мастера, по закону своего времени, стали учениками итальянского архитектора и переняли у того все знания, дополнив ими собственный багаж. Как происходило на самом деле - неизвестно, есть только предположения, почему мастеровых оставили без наказания и доверили дальнейшее строительство, но так сложилась история.
Храм Ризположения в Московском Кремле освятили в августе 1486 года. Церковь была домовым местом молитв патриархов вплоть до занятия церковного престола патриархом Никоном. В те времена ее называли «домовой Владычной», внутренними переходами ее соединили с патриаршим двором, получив «поставление», владыки церкви выходили к народу через сени кремлевской Ризоположенской церкви.
Роспись храма
На фоне остальных сооружений Соборной площади Кремля сегодня храм выглядит миниатюрным и легким, но в начале православия на Руси он был едва ли не главной церковью всей страны. Внутреннее оформление посвящено торжеству и прославлению Божией Матери.
На фресках верхнего уровня изображена жизнь Богородицы, два нижних яруса посвящены акафисту Богородицы. Роспись выполняли царские изографы – Осипов и Борисов, а главный храмовый образ «Положение ризы Божией Матери» принадлежит кисти известного иконописца Назария Истомина (XVII век).
К церкви Ризоположения (Московский Кремль) в XVII веке с южной стороны примыкала часовня, посвященная Печерской иконе Божией Матери, где хранился список чудотворной иконы, сделанный в Киево-Печерской Лавре. Икона считалась защитницей русской митрополии и сопровождала патриархов церкви из Киева, сначала во Владимир, а позднее в Москву.
Царская домовая церковь
В смутное время патриарший двор сгорел, как и многое во время пожара. Пришедший Никон развернул масштабное строительство на дворе Бориса Годунова, подаренного ему царем Алексеем Михайловичем, где обустроил новый домовой храм. Так церковь Ризоположения в Кремле перешла к царской семье. С палатами государя ее соединяла галерея, а список Печерской иконы Божией Матери после строительства Теремного дворца оказался напротив окон палат царицы. Список был утерян после революции вместе с часовней, когда проводились масштабные реставрационные работы.
История церкви Ризоположения в Московском Кремле наполнена многими событиями, она пережила не один пожар, самый страшный из них случился в 1737 году, когда повредился даже Царь-колокол. В 1917 году Кремль был обстрелян из артиллерии, и церковь сильно пострадала. Реставрировали и восстанавливали ее столько же раз, сколько и разрушали, но больше акцентировалось внимание на внешнем облике, внутренние росписи неоднократно закрашивались и наносились новые.
Архитектура
Сегодня храм Ризоположения расположен на Соборной площади Московского Кремля в не очень выгодном для него месте, соседствуя с Грановитой палатой, Теремным дворцом и Успенским собором. На фоне этих сооружений церковь почти незаметна, а между тем ее возраст гораздо больше, чем у остальных грандиозных построек.
Церковь относится к традиционным крестовокупольным строениям. Она сложена из кирпича, которым в XV веке стали заменять бывший в большом ходу белый камень. Все четыре стороны храма имеют деление на три части, раньше такое деление называлось прясло. Особенностью является, то, что центральное прясло церкви гораздо больше двух боковых. Над каждым пряслом стены в качестве завершения высится традиционная для русской архитектуры килевидная закомара (свод). Алтарные выступы на внешней стороне также разделены на три полукруглых части.
Церковь Ризоположения в Московском Кремле – это одноглавый храм с шлемовидным куполом, над которым возвышается световой барабан главки. Подкупольная часть барабана украшена особым авторским орнаментом фриза, отсылающим к псковской северной школе русского зодчества. Из кирпичиков выложены украшения - поребрик, бегунец.
Украшения и детали
Восточная часть храма доступна к осмотру с Соборной площади. Центральная апсида алтарной стены более заметна, чем две боковые, более узкие, что обусловлено архитектурным строением крестовокупольных храмов. По всему периметру храма в верхней части расположен декоративный фриз, что служит приметой русского церковного зодчества раннего периода.
Фасады в нижней части украшены полуколоннами, которые, соединяясь по верхнему уровню, повторяют рисунок килевидных закомар. На трех стенах церкви заметны неглубокие ниши, в которых ранее были выставлены иконы. Сейчас сохранилась только одна фреска XVII века на северном фасаде, ее открыли при реставрационных работах в 1996 году, она изображает престольный праздник храма – Положение ризы Пресвятой Богородицы.
Входы в церковь Ризоположения (Московский Кремль) расположены со всех сторон. С восточной и южной можно попасть сразу во внутреннее помещение. Южный вход украшен килевидным порталом и высокой лестницей, а восточный - ведет в галереи теремного дворца. Входы, расположенные на западной и северной сторонах храма, выводят посетителя в крытые галереи.
Интерьер
Внутреннее убранство храма образует единое пространство, по своему объему камерное и рассчитанное на небольшое количество прихожан, как и положено домовой церкви. Свод опирается на четыре колонны. Пространство стен и опор покрыто росписью религиозного содержания.
Основная часть сюжетов посвящена Богоматери, стиль живописи близок к росписи фресок Успенского собора. Совпадение неслучайно: работы в 1644 году выполняли известные мастера Поспеев Сидор и Абрамов Семен. На столбах изображены русские князья и митрополиты.
Как выглядит живопись XVII века, стало понятно в 1956 году, когда под более поздними наслоениями были открыты и очищены исторические сюжеты. В этот же период была проведена полная реставрация старинного иконостаса, который не покидал церковь Ризоположения Московского Кремля. Описание общей композиции росписи и иконостаса свидетельствует о том, что он являлся основой цветового решения живописи.
Иконостас
Иконостас выполнен из серебра, богато и искусно украшен орнаментами. Вставленные иконы написаны радостными, яркими красками, где преобладают голубые, вишневые, белые цвета. Иконостас был первым, созданным после Смутного времени и разорения, постигшего страну. Заказчиком выступил отец первого царя из рода Романовых – патриарх Филарет.
Три верхних ряда икон написаны работниками в мастерской иконописца Назария Истомина Савина в 1627 году. Нижний ряд писал сам мастер, его кисти принадлежат две центральные иконы – «Троица Ветхозаветная», «Богоматерь Одигитрия».
Реставрационные работы середины 50-х годов подтверждают, что фрески на стенах поддерживали цветовые сочетания. В живописном оформлении заметно влияние более ранних периодов христианства, когда Русь была метрополией Византии.
Величественные фигуры в верхних ярусах и на столбах, изображающие апостолов и великих князей, соседствуют с образами, в которых мастер, придерживаясь строгих канонов, выражает свое почтительное отношение к героям фресок и наделяет атмосферу вокруг них радостью и светом.
Современность
В начале 90-х годов церковь Ризоположения была открыта для посетителей, а также в дни престольного храмового праздника здесь проводятся богослужения и литургии. Из утвари сохранилось всего несколько предметов. Большие старинные подсвечники установлены перед иконостасом, в старину их называли «тощие свечи» - полые внутри. Подсвечники были отданы в храм в качестве дара патриархом Иосифом в 1649 году. Они украшены резьбой, посеребренными поддонами и опираются на стилизованные фигурки львов. Вторым уникальным предметом 1624 года является серебряное паникадило, покрытое позолотой авторства котельных дел мастера Д. Сверчкова.
В храм стоит прийти, чтобы увидеть фрески XVI века и посетить выставку деревянной древнерусской скульптуры, расположенную в крытой галерее. Один из самых древних горельефов с изображением святого Георгия XIV века встречает посетителя прямо на входе в экспозицию. В старину подобные произведения вставлялись в иконостас и служили иконами. Большой интерес представляют новгородская икона «Снятие с креста» и «Богоматерь Знамение» (Ростов).
В Ризоположенской церкви, на выставке, хранится и деревянная скульптура первого митрополита Руси – Ионы, заложившего церковь в далекой древности. Выставлены в экспозиции деревянные иконы Соловецкого монастыря, изображение Николая Можайского с мечом, в том образе, в котором он явился на защиту города Можайска от захватчиков. Не менее интересны и другие раритеты – распятие из Чудова монастыря, складни, иконы периода XV-XIX веков.