ОАО «Московский вертолетный завод имени Миля М. Л.» - главный разработчик вертолетов в Российской Федерации. Деятельность предприятия связана с конструированием, производством, ремонтом и испытаниями авиатехники, в том числе военной и техники двойного назначения. Является важным звеном в отраслевом объединении «Вертолеты России».
Историческая справка
Корни Московского вертолетного завода им. М. Л. Миля ведут к небольшому конструкторскому бюро, созданному в 1947 году гениальным авиаконструктором Милем. С середины 40-х годов в КБ разрабатывался первый советский вертолет, однако командование скептически относилось к новой технике. Производство геликоптеров постоянно откладывалось.
Кардинально ситуация изменилась после успешного применения американской армией вертолетов Сикорского в Корейском конфликте. Испытания советского прототипа ГМ-1 (позже переименованного в Ми-1) показали его работоспособность. В 1951 правительство пошло на смелый шаг – предоставило в введение Михаила Леонтьевича завод №3, расположенный в подмосковных Сокольниках.
После передачи Ми-1 в серийное производство на авиапредприятия СССР и Польши, КБ поручили спроектировать и изготовить опытные летные образцы первых советских машин для транспортировки десанта и грузов. Под эти цели цеха были перестроены, обновлен станочный и технологический парк. В 1953 предприятие получило новый номер ГАЗ №329, а в 1967 году переименовано в МВЗ (Московский вертолетный завод).
В 1960 году для конструирования большого семейства вертолетов предприятию потребовалось расширить мощности. На территории дровяного склада, располагавшегося в поселке Панки, была построена производственно-лабораторная база. Здесь расположились само ОКБ, лаборатории, опытное производство, возведен жилой фонд. Миль скончался 31.01.1970 года. Его имя было присвоено Московскому вертолетному заводу.
К концу 70-х достроен новый корпус КБ на Сокольничем валу. Перестроечные годы, проходившие под лозунгом военной и политической разрядки, характеризуются снижением финансирования оборонных предприятий. МВЗ вынужден был заморозить ряд уникальных проектов. В 1993 завод был акционирован.
Сегодня на предприятии выполняется огромный спектр работ. В частности, к таковым относятся продление жизненного цикла вертолета, ремонтно-восстановительные работы, инженерно-техническое сопровождение эксплуатации, модернизация оборудования вертолетов.
Производство
Современная территория Московского вертолетного завода имени М. Л. Миля расположена на краю парка Сокольники и рассекается пополам трассой Третьего транспортного кольца. На ее месте еще сто лет назад находилась незастроенная болотистая местность, по которой протекала речка Рыбинка. На протяжении нескольких столетий местность считалась одним из самых глухих окраинных углов г. Москвы и долгое время не застраивалась.
Основные производственно-конструкторские мощности располагаются по адресу: 140070, Московская обл., Люберецкий р-н, пос. Томилино, ул. Гаршина-26/1. Кроме территории в Сокольниках, МВЗ располагает опытно-производственным и наземным испытательным комплексом в Панках и Летно-испытательным комплексом, размещенным на аэродроме Медвежьи Озера.
Московский вертолетный завод имени М. Л. Миля осуществляет:
- Исследовательскую, научно-конструкторскую деятельность.
- Проектирование, испытания, сборку опытных вертолетов.
- внедрение в серию, сертификацию, модернизацию, сопровождение и авторский надзор за авиатехникой.
Продукция
На счету Московского вертолетного завода имени Миля более двух десятков произведенных моделей винтокрылой техники: от легких до ультратяжелых с рекордной грузоподъемностью. С учетом модификаций количество типов машин достигает 200 наименований. Летательные аппараты серии «Ми» являются базовыми для России (более 98% вертолетного парка) и по характеристикам стоят на равных с лучшими мировыми образцами.
Основные модели:
- многоцелевые вертолеты легкого класса Ми-1/Ми-2А/Ми-2 и среднего Ми-4;
- тяжелые транспортно-десантные серии Ми-6;
- средние Ми-8Т (транспортные), Ми-8П (пассажирские);
- многоцелевые средние Ми-17/Ми-8МТВ/Ми-8МТ;
- пассажирские Ми-172/Ми-8МТВ;
- транспортные, десантные Ми-17В-5/Ми-8МТВ-5;
- грузопассажирские средние Ми-171/Ми-8АМТ;
- транспортно-штурмовые/штурмовые Ми-8АМТШ/Ми-17Ш;
- многоцелевые круглосуточного применения Ми-8МТКО/Ми-17Н;
- транспортные тяжелые Ми-10;
- краны-вертолеты Ми-10К;
- опытные сверхтяжелые В-12;
- амфибийные многоцелевые Ми-14;
- опытные Ми-18;
- боевые Ми-24П/Ми-24В/Ми-35/Ми-35П и их модернизации;
- тяжелые транспортные Ми-26;
- боевые всепогодные Ми-28НЭ;
- многоцелевые Ми-34 (легкие), Ми-38 (средние).
Сейчас коллектив сосредоточен на улучшении технических возможностей моделей и модификаций Ми-8 и экспортного варианта Ми-171. Машины выпускаются заводами-партнерами в самых разных исполнениях: противопожарном, санитарном, грузовом, спасательном, VIP, пассажирском. Многоцелевой Ми-171 от базовой «восьмерки» отличается лучшим комфортом и двигательными установками серии ТВЗ-117.
Ми-26Т – гордость предприятия. Машина обладает наибольшей грузоподъемностью среди серийных вертолетов. В грузопассажирское отделение помещаются 20 т полезного груза, 60 больных либо пострадавших человек на носилках, либо 82 десантника, укомплектованных снаряжением и носимым вооружением.
Сотрудничество
Вертолетный парк РФ и сопредельных стран состоит на 94% из моделей «Ми» различного назначения. ВВС, МЧС, погрвойска, МВД, армейская авиация фактически полностью укомплектованы летательными аппаратами, сконструированными на МВЗ. Общее количество собранных машин марки «Ми» превысило цифру в 30000 единиц.
Московский вертолетный завод им. М. Л. Миля активно сотрудничает с международными партнерами, например такими авиагигантами, как EADS, United Technology, "Аэрофлот" и другие. Машины, собранные на МВЗ, прошли суровую проверку более чем в 40 военных конфликтах, где продемонстрировали высокую надежность, живучесть и боевую эффективность. Работа МВЗ отмечена иностранными и отечественными наградами. Коллектив дважды удостаивался престижного Международного приза имени Сикорского, Интернациональной Звезды качества, премии Российского национального Олимпа.
Виды деятельности
Московским вертолетным заводом им. М. Л. Миля проводятся:
- выполнение экспериментальных, исследовательских, научных, проектных работ;
- монтаж конструкций, разработка, испытания, изготовление, эксплуатация, поставка, ремонт авиатехники;
- авиаперевозки;
- полеты по задачам санитарных рейсов, стихийных бедствий, поисково-спасательных работ, пожаротушения лесных угодий, техногенных аварий;
- облеты, патрулирование и сопровождение;
- подготовка, обучение, переподготовка специалистов;
- десантирование парашютистов, грузов;
- техобслуживание авиатехники;
- выпуск потребительских товаров.