Поиск призвания – это чрезвычайно интересная тема, обсудить которую нам выпало счастье сегодня. Не упустим же возможность и поговорим обстоятельно о человеческом самоопределении. Обсудим значение слова «призвание», его синонимы, а также пути обретения себя.
Значение
Толковый словарь холоден и предлагает только два смысла для слова:
- Склонность к какому-либо делу. Например, «Василий станет математиком по призванию, не забивайте ему голову литературой!».
- Дело всей жизни, назначение. «С тех пор помощь людям с зависимостями стала его призванием».
Но что может знать словарь о подлинном человеческом призвании? Это, конечно, прежде всего философская и психологическая проблема. Драма, которая разворачивается отдельно в каждой индивидуальной жизни. Промахи, надежды разочарования, когда человек выбирает одно, думает: «Вот оно!». Потом миражи его обманывают, он понимает, что выбирал не совсем сам, вместо него выбор совершил кто-то еще: родственники, родители, социальная ситуация. А он вообще хотел не того и не так.
Да, примеры подобраны верно, и словарь говорит правду, разве он может ошибаться? Но история хранит итог, а мы, помимо прочего, поговорим о том, как найти свое место в жизни и не пожалеть об этом, но сначала синонимы.
Слова-замены
Призвание – это тема вообще довольно трудная, поэтому можно для закрепления результата вспомнить и о смысловых аналогах, которые читателю пригодятся, а мы, в свою очередь, не имеем привычки от него их скрывать. Вот они:
- талант;
- предназначение;
- способности;
- склонность;
- дело (всей жизни);
- ремесло (всей жизни);
- дарование;
- дар.
Знакомые слова. Не так трудно подобрать синоним к «призванию», это-то как раз очень легко. Как понять, свой личный, индивидуальный дар, талант, предназначение? Далее на очереди механизм раскрытия собственной фундаментальной склонности.
Когда первый раз человек задумывается о выборе пути в жизни?
Происходит это в 15-17 лет. Нижний предел – это 9 класс средней школы, а верхний – выпускные классы. Человек – существо гибкое, поэтому он подстраивается под требования социального и биологического времени. Правда, есть разные точки зрения. Например, Эрих Фромм - известный психолог и философ, обронил фразу в одной из своих книг, что самое благоприятное время выбора профессии всей жизни – это возраст ближе к 30. У такой позиции свои резоны: человек уже достаточно зрел, чтобы сознательно что-то выбрать. Вероятность ошибки не так велика, страхов уже меньше или совсем нет, потому что есть опыт.
Но такой роскоши у большинства людей нет. Социальные и биологические измерения человеческого существования неумолимы. А дальше будет только хуже, скорость возрастает с каждым днем. Например, в Японии детей уже в пятилетнем возрасте заставляют проходить тесты, которые и определят всю их дальнейшую судьбу: в какую школу они попадут, в какой компании будут работать. А ведь малыши ничего еще не знают о призвании. Толкование данного слова им тем более недоступно. Поэтому европейским и русским детям еще повезло.
У них момент самоопределения наступает в ранней юности (в 15-17 лет), как уже было сказано. Вместе с необходимостью выбирать жизненный путь, может быть, впервые появляются серьезные раздумья, которые тормозят активную деятельность, иногда вредят ей. Человек впервые осознает ответственность за свою жизнь и свой выбор.
Метод проб и ошибок
Чтобы страхи, как волны, не поглотили мальчика или девочку и не погубили детей в этот период, они должны подходить к порогу ранней юности с конкретным багажом: кружки, клубы по интересам, разного рода игры. Тогда процесс профессионального самоопределения не будет таким болезненным и мучительным. Хотя здесь мы лукавим, ибо призвание означает страдание. Некоторые вещи в жизни не могут даться легко, сколько к ним ни готовься.
Тем не менее, метод проб и ошибок все равно в решении этой проблемы бесценен. Если человека не выпускать из дома, не позволять творить и экспериментировать, для него процесс самоопределения, во-первых, может затянуться на всю жизнь, а во-вторых, быть крайне болезненным.
Ребенок должен пробовать, искать, терять, страдать (в разумных пределах), но найти себя. Если быть упорным, то на просторах бытия отыщется дело всей жизни, а возможно, и несколько ключевых специальностей. Время сейчас такое, что в вопросе призвания (это доказывает практика) нужно быть «мультиинструменталистом», то есть разбираться в нескольких областях знаний сразу.
Стоит ли ждать божественного озарения?
Имеет место такой очень вредный миф относительно предназначения, что, мол, есть люди, которые с самого начала знают, чего хотят от жизни, кем хотят быть. Особенно часто такое можно слышать от писателей. Стивен Кинг и Рэй Брэдбери признавались, что писали с 12 лет. А автор «Вина из одуванчиков» утверждал, что выдавал не менее 1 000 слов каждый день, начиная с этого самого возраста. Еще один гиперпопулярный писатель Джордж Мартин фантазировал о жизни на других планетах лет с 4 или 5. И все они говорят, что всегда знали: писательство – это их призвание.
Так вот, это до известной степени стечение обстоятельств и таких несущественных мелочей, о которых и говорить-то стыдно. Например, попади современные кумиры к родителям деспотичным или злым, их не было бы как явлений. Кинга мама всегда поддерживала. У Брэдбери уже в 22 года был свой литературный агент, это еще до того, как он опубликовал свой первый рассказ.
Конечно, когда заходит речь о призвании, толковании слова и размышлении над ним, людям на ум приходят разные случаи, и тут нельзя сбрасывать со счетов упорство, волю, характер тех или иных героев.
Например, если прочесть Довлатова, то можно узнать: некоторые журналисты даже голодали, но не бросали ремесла. И это было не потому, что они хилые или высокомерные, а просто призвание – дело загадочное и не поддается математической формуле.
Бог или природа создает мужчину или женщину с определенным замыслом, но не раскрывает последнего своим детям, чтобы им было интереснее жить. Иногда предназначение становится очевидностью только в зрелом возрасте. Помните тот знаменитый пример у Булгакова про человека, который 20 лет преподает римское право, а на 21 году понимает, что на самом деле любит выращивать цветы, а римское право, напротив, совсем ему не близко? Если читатель захочет ознакомиться с пассажем в его первозданном виде, то скажем ему: он находится в романе «Белая гвардия».
А все потому, что людям не хватает смелости, а может быть, и опыта жить по собственному разумению и желанию с самого начала. Бог же здесь ни при чем, это та борьба, которую человек должен выиграть сам.