Телематика - это одна из значительно развивающихся областей телекоммуникационных услуг. Ее перспективы тоже достаточно радужны и многообещающи. В этой статье мы разберемся, что это такое - телематические услуги связи, службы, а также каковы основные правила их предоставления в РФ.
Понятие телематических услуг связи
Телематика, телематические услуги - это вид связи, основанный на удаленном доступе к информации. Исключением является телефония, т. к. она все же требует промежуточной обработки данных.
Сегодня телематические услуги (услуги связи по передаче данных) - одни из самых быстро развивающихся. В европейских странах их рынок ежегодно увеличивается на 400%. В России, где впервые о телематике узнали в начале 2000-х гг., прирост количества новых операторов исчисляется 30-50% в год.
Телематические услуги сегодня используются в технической, научной, социальной сфере. Все способы получения и хранения информации - от голосовой почты до дистанционного высшего образования - так или иначе связаны с ними.
Разнообразие применений телематических услуг
Отвечая на вопрос: "Телематические услуги связи - что это такое?", разграничим сегменты их применения:
- инфосистемы;
- цифровые сервисы (интернет, интернет-телевидение, телефония);
- удаленное управление, обслуживание (научные нанотехнологии, медицина, автоиндустрия).
Основные направления использования таковых услуг следующие:
- роботехника, нанотехнологии;
- навигация (Glonass, GPS);
- управление техникой и передачей данных в промышленных и иных корпоративных системах;
- онлайн-обучение, дистанционные курсы, лектории, консультации;
- разнообразные интернет-сервисы (онлайн-услуги, хостинг сайтов);
- IP-телефония, СМС-службы и сервисы, голосовая почта и пр.
Телематические службы
ТМ (телематические) службы - службы электросвязи, передающие информацию через сети последней. К ним не относится телеграф, телефонная коммуникация, зато таковыми сервисами можно назвать службу голосовых мессенджей, электронных посланий, видео- и аудиоконференций, факсимильную службу и иные разновидности доступа к данным, сохраненным в электронном виде.
Если обратиться к истории, то ранее под предоставлением телематических услуг связи подразумевали службы, путем сетей связи удаленно управляющие разновидностями ресурсов. Сегодня ТМ считается взаимодействие "вопрос-ответ" между определенным пользователем и конкретной службой согласно протоколу. Это и сеанс связи по протоколу HTTP с сервером, и отправление/получение сообщений электронной почты POP3-IMAP4, и запросы доменных имен DNS.
Операторы телематических услуг связи оказывают их, подключая свои узлы к сетям передачи данных. Для такой деятельности, регулируемой ФЗ "О связи", нужно получить соответствующую лицензию.
Терминология правил оказания ТМ-услуг
Правила оказания телематических услуг связи - это постановление Правительства РФ №575 (10.09.2007). Последняя редакция коснулась его 3.02.2006. Разберем важные понятия, суть которых раскрывает данный документ:
- абонент - лицо, пользующееся телематическими услугами связи на основе возмездного соглашения на их предоставление, имеющее уникальный код идентификации;
- абонентский терминал - все программные и технические средства, применяемые абонентом при пользовании ТМ-услугами для приема, передачи, отображения и хранения данных, содержащихся в инфосистеме;
- абонентский интерфейс - технологические настройки параметров физических сетей, которые призваны соединять абонентское оборудование и связной узел передачи данных оператора;
- абонентская линия - сеть, соединяющая пользовательское оборудование с узлом связи определенного ТМ-оператора;
- информационная система - вся информация, находящаяся в базах данных, а также технические средства и информационные технологии, которые обеспечивают ее обработку;
- протокол обмена - формальные правила и условия, регулирующие требования к электронным ТМ-сообщениям, а также к обмену последними;
- сетевой адрес - уникальный номер, который присваивается абонентскому терминалу и иным средствам связи, включенным в инфосистему;
- тарифный план - ценовые условия, назначенные оператором за пользование определенной телематической услугой;
- ТМ электронное сообщение - сообщение электросвязи с данными, структурированными по протоколу обмена, который поддерживается как инфосистемой, так и терминалом абонента;
- спам - ТМ электронное сообщение, созданное для неопределенного круга лиц, присланное от неизвестного адресанта абоненту, без дачи согласия на это последнего;
- унифицированный указатель - определенный набор символов, идентифицирующий только одну информационную систему в сети.
Все эти понятия, продиктованные законом, так или иначе помогают разобраться в вопросе: "Телематические услуги связи - что это такое?"
Важные положения правил
В самом начале вышеуказанного документа перечислены важнейшие как для абонента, так и для оператора общие законы:
- Во взаимоотношениях "абонент-оператор" на территории РФ используется только русский язык.
- Обязанность оператора - соблюдение тайны связи абонентов.
- Данные об оказанных ТМ-услугах абоненту должны быть доступны только лично ему или его уполномоченным представителям. Третьи лица могут узнать эту информацию только с письменного согласия пользователя либо в случаях, оговоренных в законодательстве РФ.
- Согласие абонента на обработку его персональных данных в рамках начисления оператором счетов за оказанные ТМ-услуги не требуется.
- Оператор вправе приостановить оказание ТМ-услуг на время непредвиденных ЧС различного характера.
- Оператор обязан доводить до своих абонентов сведения о возникшей ЧС, правилах поведения, планах спасения в ее условиях - всю информацию, предоставленную ему МЧС РФ.
- Если договор или законодательство не подразумевает иного, оператор должен предоставлять ТМ-услуги круглосуточно.
- Оператор обязан иметь центр техподдержки пользователей, который может оказывать как платные, так и бесплатные справочные услуги для абонентов.
- Круглосуточно и без взимания платы оператор должен предоставлять следующее: информация об оказываемых ТМ-услугах, тарифных планах, территории обслуживания; для конкретного абонента - состояние его лицевого счета, прием заявок о технических неисправностях сети, данные о настройках его терминала.
- Договор между абонентом и оператором обязательно включает в себя: информацию об операторе, реквизиты его лицензии, перечисление и описание оказываемых конкретному пользователю ТМ-услуг, условия выбранного тарифного плана, способы и порядок оплаты, контакты центра техподдержки, услуги, неразрывно связанные с основными, дополнительные обязательства оператора.
Другие положения правил оказания ТМ-услуг
В полном тексте документа также можно ознакомиться со следующей информацией:
- условия договорного документа между оператором и абонентом, порядок его заключения;
- правила, регулирующие исполнение условий данного договора, порядок выполнения его пунктов;
- форма расчетов, порядок оплаты ТМ-услуг;
- условия, регулирующие порядок расторжения, изменения, приостановления (в т. ч. и временного) договора;
- претензии: порядок предъявления и рассмотрения;
- взаимоответственность оператора и абонента.
ТМ-службы, таким образом, являются одними из самых востребованных и быстроразвивающихся на мировом рынке. Телематические услуги связи (что это такое, мы разобрали с разных аспектов) регулируются в нашей стране сводом строгих правил, вводящих определенную ответственность как для оператора, так и для абонента.
Телематические услуги и услуги связи по передаче данных - это два разных вида услуг, требующие разных лицензий!