Определение о возбуждении дела об административном правонарушении. Ст. 28.1 КоАП РФ. Основные признаки административного правонарушения

Для пресечения административных проступков обязательной правообеспечивающей мерой является открытие производства по делу о правонарушении. Данный сегмент правоохранительной деятельности в большей степени относится к компетенции представителей силовых структур. В процессе осуществления служебных обязанностей должностное лицо устанавливает личность нарушителя, составляет протокол и обеспечивает дальнейшее рассмотрение дела в соответствии с законодательной базой РФ. Кроме того, на сотрудника правоохранительных органов возлагается обязанность проследить за ходом исполнения вынесенного решения. Но прежде чем привлечь нарушителя к административной ответственности, важно доказать его вину. При несоблюдении данного принципа считать лицо виновным нельзя.

Что такое административный проступок: определение

С момента производства по административному делу до его окончательного завершения не обойтись без выполнения цепочки необходимых процессуальных действий. Само производство административных дел является ярким примером правоотношений, осуществляемых в рамках их публичного рассмотрения и принятия по ним конкретных решений, вплоть до применения методов денежного взыскания или ареста.

В первую очередь следует детально разобраться в базисных терминах административно-процессуального права. Во избежание двусмысленной трактовки уточнения требуют фундаментальные понятия. Административное правонарушение определено как любое противозаконное действие или бездействие, за совершение которого для виновного лица законодательством предусмотрена административно-правовая ответственность. Нарушителем в контексте административного законодательства может быть как физическое, так и юридическое лицо, государственный орган, общественное объединение и т. д.

определение о возбуждении дела об административном правонарушении
Понятие административного правонарушения, вмещающее в себе ключевые «действие» и «бездействие», можно обозначить единым термином – «деяние». Вне зависимости от формы поведения нарушителя, активной (действие) или пассивной (бездействие), совершенный виновным лицом проступок влечет за собой назначение мер юридической ответственности.

Признаки правонарушений административной сферы

Отличить противоправное деяние административного характера от проступка, за совершение которого не предусмотрена юридическая ответственность, помогут основные признаки административного правонарушения. К таковым относят:

  • Антиобщественность – действие или бездействие виновного лица причиняет вред интересам общества, отдельных граждан или государства.
  • Противоправность – при совершении административного деликта автоматически нарушаются нормы тех или иных юридических отраслей, охраняемых мерами административно-правовой ответственности.
  • Виновность – на законодательном уровне проступок рассматривается при наличии вины лица (имеет место умысел или неосторожность), совершившего административное правонарушение.
  • Наказуемость – неотъемлемый признак правового деликта, признать который административным проступком можно только при наличии предусмотренной меры ответственности за его совершение.

Для определения степени вины нарушителя и назначения ему соответствующей меры ответственности производство административного дела должно пройти ряд обязательных, сменяющихся друг другом процедур. Первым этапом на пути к правосудию и установлению неправомерных действий считается возбуждение дела. Данная стадия урегулирована разделом Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), ее началом считается момент выявления деликта, а завершением – передача документов по делу уполномоченному для прохождения дальнейших процессуальных шагов должностному лицу.

В каких случаях открывают административное производство по делу о правонарушении?

На этапе возбуждения дела, относящегося к административной правовой отрасли, огромное значение придается его причинам. Поводами к возбуждению дела об административном правонарушении являются процедуры, совершение которых осуществляется с целью установить картину событий, создать доказательную базу, зафиксировать проступок и определить его квалификацию.

ст 28 1 коап рф
Перечень поводов, позволяющих возбуждать дело административной юрисдикции, весьма внушителен. В соответствии с Кодексом об административных правонарушений РФ, следующие правовые действия служат основанием для открытия административного производства:

  • обнаружение должностным лицом, владеющим достаточной компетенцией для оформления протокола о нарушении, данных и обстоятельств, подтверждающих совершение проступка;
  • поступление из любых органов (в т. ч. государственных, местных структур, общественных объединений) материалов и данных, указывающих на осуществление административного проступка, а также заявлений от организаций и граждан, освещение публичных сообщений из СМИ;
  • видео- или фотозапись, полученная во время дорожного движения при фиксации административного правонарушения, а также письменное подтверждение собственника о владении и пользовании ТС иным лицом на момент административного проступка.

Основания для начала производства по административному делу

Поводом для назначения лицу мер административной ответственности нередко становится заявление собственника, арбитражного управляющего предприятием, главы комитета кредиторов о наличии обстоятельств, предусмотренных отдельными статьями Кодекса (например, ст. 14.12, 14.13, 14.23). Веской причиной для открытия производства может также считаться приобретение юридической значимости решения комиссии антимонопольной структуры, содействующей в установлении факта административного правонарушения, упоминаемого в статьях 14.31-14.33 Кодекса РФ.

понятие административного правонарушения

На этапе возбуждения административного производства принципиальное значение принадлежит действиям правоохранительных органов, направленным на выяснение времени и места случившегося, детализации картины правонарушения, установления личности лица его совершившего. Для процессуальной стадии открытия дела характерными является осуществление мер, уточняющих степень виновности нарушителя и сопутствующие проступку обстоятельства. При этом определение мотивов и условий правонарушения имеет значение для привлечения виновного лица к юридической ответственности.

На законодательном уровне достаточно подробно описан момент, с которого производство административного правонарушения может считаться открытым. Возбуждение дела происходит с момента составления акта по делу об административном правонарушении, которым чаще всего становится протокол осмотра места происшествия, протокол об использовании мер обеспечения административного производства и др. Открытым производство считается также с даты оформления определения о возбуждении дела об административном правонарушении. Данная процедура считается обязательной при необходимости проведения дополнительного расследования с целью точного выяснения обстоятельств случившегося или осуществления экспертизы, прочих процессуальных мер.

Разновидности правонарушений административной юрисдикции

В КоАП РФ с комментариями (статья 28.7) присутствуют пояснения к ст. 28.7, регулирующей процесс принятия решения о проведении незамедлительного расследования по административному правонарушению. Данный вопрос входит в круг полномочий того же должностного лица, составившего определение о возбуждении дела. Аналогичные процессуальные действия относятся также к прокурорским полномочиям. Прокурор выносит постановление о возбуждении дела об административном правонарушении и распоряжается о проведении дополнительного расследования. Кстати, в этой же статье Кодекса указано, при нарушении правоотношений в каких сферах может возникнуть надобность проведения расследования. Ими могут быть проступки, связанные с несоблюдением законодательства в следующих отраслях:

  • антимонопольной;
  • разрешительно-лицензионной, патентной;
  • рекламы и пиар-маркетинга;
  • проведения выборов, референдумов;
  • регулирования и легализации предпринимательской прибыли;
  • оборота наркотиков, прекурсоров и психотропных веществ;
  • оборота табачной и спиртосодержащей продукции;
  • валютного контроля;
  • защиты потребительских, смежных, авторских прав;
  • госрегулирования ценообразования, стоимости тарифов на товары и услуги;
  • природоохранной деятельности;
  • таможни и экспертного контроля;
  • пожаробезопасности;
  • правил эксплуатации транспортных средств и движения на дороге;
  • оказания услуг для нужд федерального и муниципального значения.

Определение о возбуждении дела об административном правонарушении, вынесенное уполномоченным лицом, сопровождается разъяснением участникам производства их процессуальных прав и обязанностей, согласно КоАП РФ.

акт по делу об административном правонарушении
Копия документа вручается потерпевшей стороне и тому, в отношении кого он был составлен – физическому или юридическому лицу.

Особенности осуществления расследования по делу административного производства

Расследование проводится в сроки, установленные законом, на основании акта по делу об административном правонарушении. Стоит отметить, что местом для его проведения должна быть территория свершения или выявления юридического деликта. Расследование осуществляет уполномоченное лицо, в иных случаях, предусмотренных законом – его заместителем или иным должностным лицом, обладающим для этого достаточной компетенцией.

Сроки проведения проверки не могут превышать 30 дней с момента вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении. Установленный период может быть увеличен на 1 или 6 месяцев по письменному заявлению от лица, занимающегося производством данного дела. Решение о продлении сроков, оформляемое в виде определения, принимает руководитель органа или его заместитель, его копия вручается под роспись лично потерпевшей и обвиняемой сторонам.

Как только административное расследование подходит к концу, составляется протокол. Если же в его результатах отсутствуют основания для дальнейшего производства, уполномоченным лицом издается постановление о прекращении производства. При этом правонарушителю, как и потерпевшему, дается возможность ознакомиться с составленным протоколом, дать пояснения, уточнить содержание и указать на неточности в самом протоколе или приложенных к нему документов о возбуждении дела об административном правонарушении.

коап рф с комментариями

В некоторых случаях протокол может быть составлен в отсутствие лица, совершившего проступок. После вынесения определения участникам производства направляется извещение о возбуждении дела об административном правонарушении. При неявке нарушителя или потерпевшей стороны копия составленного протокола отправляется по месту их постоянной регистрации не позже чем через трое суток после оформления документа.

Причины отмены производства по делу об административном проступке

Чтобы закрыть дело, необходимо наличие как минимум одного из предусмотренных законодательно условий:

  • отсутствие факта административного проступка;
  • неполный состав правонарушения (в т.ч. учитывается дееспособность, вменяемость физического лица);
  • осуществление деликта лицом, не достигшим 16-летнего возраста;
  • нарушитель не имел выбора действия;
  • издание амнистии, подразумевающей устранение наказания;
  • прекращение силы действия законодательного акта, закрепившего административную ответственность;
  • истечение давностных сроков для подачи иска.

Кроме того, если одновременно, по единому факту велось уголовное и административное производство, принималось постановление о возбуждении дела, его прекращении или назначении меры наказания, административное производство останавливают. В случае смерти виновного физического лица расследование также прекращают.

Составление административного протокола на примере ДТП

При фиксированных нарушениях Правил дорожного движения, в том числе и при недобросовестной эксплуатации ТС, которая повлекла за собой причинение вреда здоровью потерпевшего, оформляется протокол осмотра места правонарушения. Данный документ составляют также в том случае, если причиной нарушения ПДД стала неосторожность пешехода или пассажира ТС.

основные признаки административного правонарушения
В ходе протоколирования места происшествия требуется присутствие двух понятых, документ составляется без промедлений и отлучения от территории ДТП. Сам протокол должен вмещать в себе сведения:

  • об основных признаках административного правонарушения;
  • о порядке действий служебных лиц, правоохранителей, составляющих протокол осмотра места правонарушения;
  • о качестве дорожного покрытия, его состоянии, присутствии на нем соответствующей ПДД разметки;
  • о степени освещенности рассматриваемого дорожного участка;
  • о регулируемости перекрестка, на котором произошло правонарушение;
  • о наличии неисправностей светофора;
  • об отсутствии дорожных знаков приоритета;
  • об иных обстоятельствах, имеющих важность для возбуждения дела.

Проверка по делу об административном проступке

В ходе оформления протокола в нем делается запись о том, что права и обязанности лиц, присутствующим при процедуре осмотра, были внятно разъяснены в соответствии с законом. Кроме того, к протоколу осмотра прикладывают заявления лиц-участников, вносится запись об использовании средств для проведения фото- и видеосъемки, других разрешенных способов фиксации картины происшествия и вещественных доказательств.

После составления протокола свои подписи внизу ставит должностное лицо и остальные присутствующие – участники процедуры осмотра места правонарушения, включая понятых и виновника ДТП. Копии подписанных протоколов вручают нарушителю, управляющему ТС в момент происшествия. В случае направления проверки процессуального производства, которую проводят в месте непосредственного правонарушения, надобность в выполнении административного расследования отпадает сама собой.

В КоАП РФ с изменениями (ст. 28.5) отмечено, что совершение правонарушения в очевидных условиях является основанием для проведения проверки в ближайшее время. После обнаружения места ДТП и выявления дополнительных признаков противоправного деяния проверка проводится в сроки, позволяющие открыть принципиально важные обстоятельства дела, в т.ч. сведения о нарушителе (физлице или организации), если в отношении его вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении. Проверка осуществляется в двухдневный срок с момента выявления нарушений.

Завершение стадии возбуждения дела о правонарушении

Ст. 28.1 КоАП РФ регулирует момент окончания проверки по производству. При передаче дела должностному лицу, уполномоченному для дальнейшего его рассмотрения, составляется протокол об административном правонарушении. В случае закрытия производства выносится определение об отказе в возбуждении дела. Согласно ст. 28.1 КоАП РФ, поводом для отказа является отсутствие состава правонарушения в имеющихся материалах, сообщениях и заявлениях дела.

документ о возбуждении дела об административном правонарушении

В оформлении протокола нет необходимости, если виновное лицо привлекается к административной ответственности в виде устного предупреждения или денежного штрафа в однократном размере минимального размера оплаты труда, а при нарушениях таможенного законодательства – в десятикратном. Возможность административного наказания, предусматривающего назначение меры ответственности без составления протокола, признается упрощенным видом производства.

В КоАП РФ с комментариями детально описан механизм возвращения документа лицу, составившему его, в случае присутствия в протоколе существенных дефектов. Любые несоответствия должны быть устранены должностным лицом в трехдневный срок, а измененные или дополненные материалы возвращают главному участнику административного правонарушения в течение суток.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.