Первые годы двадцать первого века, называемые еще «путинской эпохой», остались в истории страны достаточно противоречивым временем. Успешное развитие российской экономики с одной стороны позволило встать Российской Федерации в первый эшелон мировых лидеров, пусть и с определенными оговорками и возражениями отдельных политиков и экономистов.
С другой стороны, периодические кризисы в эти годы ощутимо потряхивали Россию, что чувствовало большинство россиян. Особенно трудная пора пришла в середине 2010-х годов, когда экономические шероховатости наложились на внешнеполитическое похолодание, а западные страны привычно подключили различного рода санкции против нашей страны.
Нарастание трудностей в экономике
2014 год стал одним из трудных для нашей страны и в целом для населения в этом столетии. Падение цен на углеводороды, бурные события на Украине, вызвавшие целый комплекс санкций против нашего государства, возросшие темпы инфляции… Все привело к затруднениям в экономическом положении внутри государства. Значительное сокращение стоимости национальной валюты, уменьшение валового внутреннего продукта и нарастающие темпы инфляции были экономическими причинами кризиса, образовавшего в основных отраслях экономики России.
Жителям страны 2014 год запомнится крупным повышением стоимости на продовольствие, импортные товары, падением стоимости денежных запасов из-за девальвации рубля. На протяжении года уровень российского рубля только в крупных масштабах снижался дважды, обрушивая и благосостояние отдельных людей, и страны в целом. Стратегическая линия Центрального Банка по сохранению уровня рубля в итоге способствовала урезанию финансовых запасов страны на девяносто миллиардов долларов, подъему цен не менее чем на пятнадцать-двадцать процентов и обвальному падению уровня жизни большинства россиян.
Антикризисные реформы
Сложное положение в стране заставило государство отойти от политики созерцания в экономике и провести некоторые комплексные антикризисные процедуры по сохранению текущего уровня, так как разрозненные хозяйственные реформы оказались малоэффективными, а временами и вовсе ухудшали положение. Разработка антикризисного плана правительства началась еще в 2014 году. 28 января 2015 года, с окончанием дискуссий и споров в правительстве, был опубликован окончательный вариант действий на текущий год.
Антикризисный план правительства содержал в себе шестьдесят пунктов и был вполне реалистичен и полон. По нему предполагалось постепенное уменьшение федеральных расходов в текущем году по основным направлениям хозяйственной области на десять процентов, а затем, следующие три года, каждый год – по пять процентов. В основном антикризисный план правительства предусматривал минимизацию расходов на второстепенные статьи. Социальную сферу, здравоохранение, образование, армию, реальную экономику не затрагивал.
Антикризисный план правительства РФ
Основные разделы принятого плана включали:
- Поддержку импортозамещения и экспорта отечественной экономики по широкой номенклатуре изделий не только сырьевой, но и индустриальной продукции.
- Поддержку малого и среднего бизнеса за счёт уменьшения денежных и бюрократических расходов, финансовую и юридическую поддержку.
- Компенсацию добавочных инфляционных потерь самых чувствительным слоям населения (пожилые люди, студенты, многодетные семьи, матери-одиночки и так далее) путем выдачи пособий, добавочных сумм зарплаты, выплат, социальных выплат и так далее.
- Понижение излишней интенсивности на рынке труда и содействие результативной занятости, как в столице, так и в провинции.
- Оптимизацию бюджетных расходов при помощи обнаружения и уменьшения малорезультативных расходов, сосредоточение средств на важнейших путях развития и выполнении обещаний государства.
- Разработку схемы санации проблемных системообразующих объединений и органов.
Штаб правительства
Для нейтрализации нарастающего экономического кризиса был создан антикризисный штаб правительства России. Такие штабы организовали на всех остальных уровнях властной системы: от общероссийского до городских и поселковых. Такие же штабы создали в сырьевых монополиях, на больших, средних и мелких производственных объединениях для получения антикризисной стабильности.
Образование антикризисного штаба объединяло все уровни от местных частных фирм до и государственных министерств для противостояния отрицательным явлениям.
Деятельность государства во время кризиса
Несмотря на ряд разнообразных антикризисных решений, большинство из них касалось двух проблем:
- Нейтрализации падения цен на нефтегазовую продукцию. Стоимость углеводородов достаточно жестко сказывается на остальных видах сырья. Для России с большим удельным весом сырьевой индустрии падение цен на нефть и газ было самым тяжелым фактором кризиса.
- Противостояния санкциям со стороны иностранных государств (Европы и Америки).
В общем, программа антикризисных мер объединяет в целом до 2,3 триллионов рублей. Пятьсот пятьдесят миллиардов предполагалось перенести из государственных финансовых организаций во "Внешэкономбанк" (до 300 миллиардов) и другие банки (до 250 миллиардов). Планировалось довести докапитализацию особенно важных финучреждений до объема в один триллион рублей.
Решение проблем малого и среднего бизнеса
Разработка антикризисной стратегии касалась и направления уменьшения налоговой тяжести на малых предпринимателей. Налоги по упрощенной схеме брались по ряду направлений. Объем обязательных отчислений снижался с шести до одного процента, а разница между доходами и расходами — с пятнадцати до семи с половиной процентов.
До пятидесяти миллиардов рублей приписывалось на укрепление аграрного сектора, до пятидесяти двух миллиардов – на поддержку рынка труда и около двадцати миллиардов рублей планировалось выделить на стабилизацию в индустриальной сфере. Именно этот сектор экономики активно развивал программу импортозамещения.
Антикризисное управление государством
Сложность ситуация в стране достигла такого уровня, что не реагировать на нее правительство не могло. Программа антикризисного управления стала итогом деятельности органов власти. Антикризисное управление означает такой вид руководства, которое происходит в напряженных условиях тяжелого положения в экономике. Руководство касалось не только перераспределения финансовых средств, но и преобразования в сфере сельского хозяйства и промышленности, торговли, банковском секторе. Предусматривался пересмотр соотношения государства и частного капитала. Характерно и осторожное отношение к социальной сфере – правительство не хотело урезать пенсии, стипендии, социальные выплаты.
Характеристика правительства Российской Федерации
Оценка деятельности правительства во время кризиса диаметрально противоположная: от позитивной от официальных аналитиков, до крайне отрицательной со стороны оппозиции. Но несомненно одно – падение экономики шло плавными темпами, снижение главных экономических показателей не сорвалось в пропасть: в 2016 году инфляция достигала от восьми-десяти процентов до пятнадцати-шестнадцати процентов при подсчете по отдельным методикам. Скорость развития находилась в прямой зависимости от того, что насколько жесткой будет политика государства, внутренний валовой продукт упадет на один-четыре процента в сопоставимых ценах. Российский бюджет из-за плавного курса рубля был закрыт с умеренным дефицитом. Разумеется, негативные стороны слабой деятельности правительства в отдельных сферах обязательно скажутся на экономике в дальнейшем: падение уровня жизни россиян, кризис ряда предприятий и даже отдельных отраслей. Но обвального падения российской экономики, чего ожидали ряд отечественных и зарубежных аналитиков, уже не произойдет.
Экономика России в последующие годы
В 2015-2016 годах экономическая ситуация в России во многом повторяла девяностые, но, вопреки ожиданиям многих пессимистов, полностью с ней не совпала:
- курс рубля к доллару составлял до семидесяти рублей;
- обвал цен на нефть временами составлял меньше двадцати долларов за баррель;
- рост цен достигал пятнадцати-двадцати процентов в месяц;
- падение реальных доходов доходило до ста процентов и так далее.
Однако конечные цифры падения оказались более умеренными, а в 2017 году начались даже некоторые положительные изменения, что говорит о том, что кризис (или рецессия – в зависимости от взглядов) постепенно преодолевается.