Что такое нерадение? Как оно влияет на жизнь человека? Эти и другие вопросы мы рассмотрим в статье. Нерадение – это небрежное отношение к своим обязанностям. Отцы Церкви утверждали, что беспечность, нерадение и невнимательность совершают в жизни людей больше зла, чем те или иные определённые грехи.
Грех может поразить нас своим безобразием, своим ужасом и своей пошлостью. А нерадение, забвение того, что судьба смертного глубока, что человеческая доля уходит в пучину Божию и отворяется в вечность, - это поражает нас фундаментально и иногда абсолютно: так, что индивидуум мельчает и уже не может ни вырасти, ни выпрямиться в меру своего значения. А по призванию человек – глубок и велик.
Схиархимандрит Авраам
Схиархимандрит Авраам часто вспоминал евангельский рассказ о том, как Иисус Христос в последнюю ночь перед своими мучениями после Тайной вечери возносил молитву в Гефсиманском саду. Сама эта молитва являлась началом терзаний Господа нашего. Евангелист Лука говорил, что Иисус воссылал моления до кровавого пота. Иные евангелисты также свидетельствуют о том, какие он переживал борения.
В Богочеловеке Иисусе функционировали две воли: человеческая и божественная (то есть боящаяся мук и колеблющаяся). В итоге Спаситель, хотя и не без поддержки ангела, укрепившего его, одержал верх над самим собой, воля смертного подчинилась воле Бога.
Но Иисус в эту ужасную ночь оставался совершенным, реальным человеком. В этом случае под безупречностью подразумевается не высшая ступень в эволюции существа, а полнота человеческой натуры Спасителя.
Испытывая страх и борение во время чтения молитвы, Иисус у своих непосредственных учеников – Иоанна, Петра и Иакова - просил человеческого содействия. У тех, кто, как написано в Евангелии, выказывал наибольшее усердие, пусть иногда неразумное, но всё же искреннее.
И вот Спаситель, возвратившись к своим ученикам после первого своего моления, обнаружил, что они спят. Он упрекнул их в том, что они и единого часа не смогли побдети. Как видите, самые ревностные ученики Иисуса, потеряв духовную бодрость, поддавшись немощи телесной, не смогли выдержать достойно испытание, которое ждало их в грядущем.
Нерадение
Итак, нерадение – это страшная напасть. Известно, что апостол Пётр смалодушничал и от Спасителя отрёкся трижды. Все остальные апостолы пустились наутёк. До конца при Иисусе остался лишь Иоанн Богослов.
Молитеся и бдите, да не внидете в напасть: ибо дух бодр, тело же немощно. Апостолы проявили то, что мы сегодня назвали бы нерадением. Вероятно, у них имелись какие-либо уважительные причины: усталость, скорбь, страх, неразумение происходящего.
Евангелист Марк говорит: «Бяху бо очеса им тяготна» (Мк. 14:40). Отчего были их глаза отягощены? Может быть, от плача? Как бы то ни было, в итоге апостолы выказали нерадение, которое привело к чудовищному затруднению.
Апостол Пётр
Немногим известно, что нерадение – это грех. Так, апостол Пётр весьма остро переживал вышеуказанный момент. Когда во дворе священника Господь на него взглянул с немой укоризной, он заплакал навзрыд. По легенде, в течение всего своего бытия апостол Пётр, услышав пение петуха, начинал рыдать. Он заливался слезами даже тогда, когда уже был помилован и снова получил чин апостола, стал одним из наиглавнейших посланников – столпом, как говорил о нём евангелист Павел.
На иконах проповедника Петра воссоздают с бороздками на щеках, что в иконописном обычае является знаком покаянных слёз.
Беда
Святые отцы о нерадении говорят много. Этот грех может привести к страшной беде! Особенно об этом нужно помнить тем, кто покидает этот мир. Вероятно, им кажется, что, выказав некую ревность и переменив свой образ бытия, они оставили позади все опасности и соблазны, и им осталось совсем немного сделать для спасения.
Но схиархимандрит Авраам пишет, что перемена положения и одежды в эфире спасения не обеспечивает. Мы можем внутренне остаться такими же либо даже стать намного хуже.
Святой Игнатий (Брянчанинов) сообщает с горечью, что видел много людей, ведущих жизнь монаха и приобретших уже в обители страсти, которых в миру у них не было. Он считает, что эти люди покаяния не имели.
Грех
Какое имеет значение нерадение? Безответственность, небрежность, праздность, пренебрежение и бесчувствие в делах веры. То есть, когда человек халатно относится не только ко всему, что окружает его, но и к делу своего спасения.
Когда начинается пост, то, казалось бы, тот, кто беспокоится о посте, как-то подготавливается. Многие в пост входят потихоньку, помаленьку, так же грешат, живут без особых изменений, чего не должно быть. Авва Исаия говорит так: «Нерадение и леность – это упокоение в веке сем». То есть, когда смертный предаётся нерадению и лени, он желает расслабиться, отыскать покой в вещах, в энергиях и мыслях, которые принадлежат этому миру. Происходит умиротворение плоти, телесного мудрования, когда человек пытается отыскать в своей сущности такую точку, чтобы никогда не напрягаться, желает просто ничего не делать, быть расслабленным, а за это получать различные блага.
И ныне сама философия нынешней жизни в принципе такова: максимум прибыли, минимум труда. Соответственно, это приводит, конечно же, к колоссальным духовным перекосам.
Ветхий Завет
Как трактуется нерадение в православии? Что это за действие такое? Что говорит о нём Ветхий Завет? В книге Притчей (в Ветхом Завете) высокомудрый Соломон утверждает, что нерадение и лень являются глупостью, и каждая глупость, по учению книги Екклесиаста, книги Притчей, - это зло. Очень плохо быть глупым, в этом ничего хорошего нет.
В замечательной притче сказано: «Лучше встретить на дороге медведицу, лишённую медвежат, чем глупца с его глупостью». Мыслите, какое сопоставление! Если ты встретишь медведицу, лишённую медвежат, то ты обязательно погибнешь, иного выхода нет. Ведь она человека убьёт обязательно, так как у неё отняли детей, она людям мстит. Каждый человек, попавшийся медведице на пути, подвергается неминуемой смерти. А Соломон заявляет, что лучше встретить её, чем столкнуться с глупцом и его глупостью, настолько это злом считалось.
Новый Завет
Теперь вы знаете, что нерадение – это отрицательное явление. Господь в Новом Завете говорит конкретно о том, что лень является негативной чертой человеческого бытия: «ленивый - раб лукавого», потом так же упоминаются ленивые и нерадивые девы, которые не позаботились о закупке масла и иного.
Сам Господь утверждает, что ленивые в жизни не приобретают ничего хорошего, и это ужасно. А Святые Отцы сообщают, что лень и нерадение – это даже не обычный грех, это реальная пагуба для жизни человека, которая делает из смертного какое-то полено, слабое, безвольное, неразумное существо.
Притчи
В Притчах написано: «Нерадящий о своих путях погибнет» (Пр. 19:16). Это изречение и к духовной жизни относится. Если мы не заботимся о путях своих, мы, конечно же, пропадём, если Господь не простит нас. Если мы об учёбе в школе, в университете не радеем, разве мы сможем получить что-либо? Если мы не радеем о воспитании малышей, то дети вырастут неотёсанными. Соответственно, все прекрасно понимают, что нерадение и лень – это настоящая гибель для человека, особенно крушение духовного бытия.
Корреляция грехов
Откуда появляется леность и нерадение – какая из страстей от другой происходит? У Святых отцов в различных материалах пишется о том, что как лень рождается от нерадения, так и нерадение возникает от лени, - у этих грехов действует взаимопомощь. То есть они питают друг друга и поощряют.
Если человек ленится, то затем появляется у него ко всему нерадение. Если же человек в каком-нибудь деле вознерадел – после этого его посещает лень, он теряет силы, становится негоден ни на какое доброе дело.
Также существует мольба, созданная специально для людей, страдающих невниманием, рассеянием, нерадением в молитве. Она имеет такое содержание: «Господи, собери мой ум рассеянный и очисти оледеневшее сердце, даяй мне яко Петру покаяние, яко блуднице – слёзы, яко мытарю – воздыхание, да велиим гласом зову Ти, Боже, спаси мя, яко Един Благоутробен и Человеколюбец».
Пагубное влияние
Известно, что демоны и бесы на ленивых и нерадивых усиливают своё давление. Преподобный Сирин Ефрем говорил, что демонам нравится тревожить тех, кто любит лень и нерадив в молении. Так как кого там беспокоить-то – отдыхает, приблизился, что желаешь – вложил этому смертному в ум, в душу, и всё ляжет на вспаханную, удобренную почву. Человек не сопротивляется вообще. Соответственно, на таких людей нечисть и любит нападать.