Самолет Як-1: описание, технические характеристики, серийные модификации

Як-1 – советский самолет-истребитель Великой Отечественной войны. Он был первой боевой машиной, сконструированной в ОКБ Яковлева, и первой моделью серии самолетов, которые стали основой истребительной авиации СССР в ВОВ. Давайте познакомимся с историей Як-1 и его техническими параметрами!

Общая характеристика

Самолет Як-1 приняли на вооружение СССР в 1940 году. За четыре года производства было построено почти 9 тысяч экземпляров истребителя и разработано несколько модификаций. На первых порах производства предприятия были поставлены в жесткие временные рамки, что привело к ряду недоработок в конструкции самолета. Тем не менее летчики очень любили этот истребитель. Он бил врага с первых дней ВОВ. Самолет отличался неприхотливостью в обслуживании, простотой в управлении и высокими летно-техническими характеристиками, благодаря которым он без проблем противостоял немецким истребителям Bf.109 и Fw.190.

Самолет Як-1

Кроме советского летчика-аса, легендарного Покрышкина Александра Ивановича, самолеты модели Як-1 пилотировали такие известные летчики, как Алелюхин, Колдунов и Ахмет-Хан-Султан. Именно на этом самолете в бой вступил знамения полк «Нормандия-Неман». Кроме того, на истребителе воевал единственный женский авиаполк РККА.

Предпосылки для создания

В конце 40-х годов прошлого столетия советский истребительный парк начал нуждается в обновлении. Стране нужен был новый истребитель, способный как минимум на равных противостоять зарубежным аналогам. Самолет И-16 был «звездой» в середине 40-х, а СССР – первым государством, принявшим на вооружение скоростной истребитель-моноплан. Долгое время И-16 был настоящим лидером в испанском небе, пока в 1937 году туда не был отправлен новый немецкий самолет Bf.109. Конечно, первые серии немецкого истребителя были далеки до идеала, однако они имели большой модернизационный ресурс, который советский флагман уже полностью исчерпал. В те времена авиация начала развиваться с особой скоростью, и самолет, созданный пять лет назад, считался уже устаревшим.

Разработка

Работы над созданием нового советского истребителя начались сразу в нескольких конструкторских бюро: Яковлева, Лавочкина и Поликарпова. В 1940 году у последнего отобрали КБ вместе с практически готовым проектом самолета, который позже получит название Миг-1.

В те времена руководство советских ВВС уже поняло, что основное воздушное противостояние ближайшего будущего будет проходить на большой высоте, поэтому конструкторы должны были создать истребители, способные хорошо себя показать на высоте более 5000 метров. Будущий самолет должен был развивать 600 км/ч скорости иметь 11-12 км практического потолка и летать на 600 км.

На тот момент одной из серьезнейших проблем советского авиапрома были моторы, поставки которых перед войной сильно упали. Еще одной трудностью стал дефицит дюраля. Основное количество этого материала шло на производство бомбардировщиков, поэтому конструкторам истребителей и штурмовиков приходилось активно использовать в своих наработках фанеру, дерево и полотно.

Конструкторское бюро Александра Яковлева принялось за создание истребителя еще в мае 1939 года. Ранее оно занималось спортивными и учебными самолетами. Новую машину создавали на базе спортивной модели Я-7. Конструкторские работы велись на заводе № 115.

Истребитель Як-1

Прототип истребителя был назван И-26. 13 января 1940 года он совершил свой первый полет. Пилотирование нового истребителя было поручено летчику-испытателю Ю. И. Пионтковскому. Первый полет прошел успешно, а второй привел к аварии, в результате которой пилот погиб, а машина разбилась. Позже было выявлено, что причиной катастрофы стал производственный дефект. Несмотря на аварию, никто не усомнился в том, что самолет Яковлева заслуживает внимания. В результате еще до окончания государственных испытаний истребитель решили пустить в серийное производство. В этот момент он и получил название Як-1.

Конкуренты

У остальных советских самолетов времен ВОВ, которые поучаствовали в предвоенном конкурсе, судьба сложилась довольно интересным образом. Все они были приняты на вооружение и пущены в серию. Однако вскоре война расставила все по своим местам.

Миг-1 показал себя довольно хорошо на высоте более пяти километров. Основные же сражения на советско-германском фронте проходили гораздо ниже. Кроме того, машина имела слабое вооружение. Вскоре ее сняли с производства, а построенные самолеты передали в ПВО.

Военный путь самолета ЛаГГ был еще короче. Машина была полностью построена из древесины, что плохо сказывалось на ее весе. Характеристики самолета также оставляли желать лучшего. В конечном итоге руководство страны приказало остановить производство этого самолета и передать освободившиеся мощности под выпуск Яков.

Производство

На момент, когда самолет начали производить серийно, в Европе обороты набирала война. Из-за спешки серийный самолет был «сырым», поэтому прямо в процессе производства, в конструкцию вносили некоторые корректировки. Это приводило к регулярному изменению чертежей, созданию новой оснастки, а в некоторых случаях и вовсе к переделке готовых узлов и агрегатов. Наиболее серьезные доработки коснулись маслосистемы и конструкции шасси, которое перегревалось при торможении. В доводке нуждалась также воздушная система истребителя, его мотор и вооружение.

Як-1М

В начале осени 1940 года военным была передана первая партия самолета Як-1, состоявшая из 10 экземпляров, которые сразу же отправились на войсковые испытания. 7 ноября того же года, пять истребителей поучаствовали в параде, который проходил на Красной площади. На заводах тем временем полным ходом дорабатывали самолет с учетом замечаний, полученных в ходе испытаний. В общей сложности, с июня 1940 года по январь 1941-го, в чертежи самолета было внесено 7 тысяч изменений.

К началу ВОВ, советские промышленники успели изготовить немногим более четырехсот экземпляров истребителя ЯК-1, однако далеко не все попали в войска. Лишь часть выпущенных самолетов была освоена летчиками западных военных округов. Первые полтора года военных действий, самолет, безусловно, был лучшим советским истребителем. Он отличался простотой конструкции, дешевизной, легкостью в управлении, хорошими летными параметрами и мощным вооружением. Пик производства пришелся на 1942 год, за который было выпущено 3,5 тысячи самолетов.

Производство было завершено летом 1944 года, а эксплуатация продолжалась до конца Великой Отечественной войны.

ЯК-1Б

Летом 1942 года был налажен выпуск первой модификации истребителя, получившей индекс «1Б». От базовой версии она отличалась более мощным мотором марки М-105ПФ. С новой силовой установкой истребитель разгонялся почти до 600 км/ч и мог выполнить вираж за 19 с. Кроме того, вооружение самолета также получило некоторые изменения. Истребитель вооружили двумя автоматическими 20-миллиметровыми пушками ШВАК и одним 12,7-миллиметровым пулеметов УБ.

Модернизированная версия самолета получила возможность достойно противостоять последним модификациям немецкого истребителя Me-109. В бою на горизонтали советский самолет превосходил противника, а на вертикале – немного уступал ему. Кроме перечисленных доработок, самолет получил новый фонарь, обеспечивающий хороший обзор тыльной полусферы и переднее бронированное стекло.

Советские самолеты времен ВОВ

Як-1М

В ноябре 1942 года ОКБ Яковлева начало работы над созданием машины, которая могла бы уверенно сражаться со всеми типами немецких истребителей. Из этих соображений исходную конструкцию самолета Як-1 подвергли серьезной ревизии. 15 февраля 1943 года был построен первый экземпляр истребителя ЯК-1М. От серийной модели он отличался в первую очередь уменьшенным размахом (9,2 м), и площадью крыла (14,83м). Благодаря ряду конструктивных мероприятий (уменьшение количества топливных баков, уменьшение площади хвостового оперения, и прочие) полетный вес самолета сократили до 230 кг. Кроме того, благодаря переносу маслорадиатора, улучшению внешних форм водорадиатора и применению индивидуальных выхлопных патрубков на каждый цилиндр двигателя, аэродинамическое сопротивление самолета существенно уменьшилось, а скорость увеличилась. Благодаря большому количеству конструкторских изменений самолет скорее напоминал модель Як-3 (следующий самолет серии), нежели свою базовую версию.

Конструкция

Истребитель Як-1 строился по нормальной аэродинамической схеме и представлял собой моноплан с фюзеляжем типа полумонокок и низким расположение крыла. Шасси самолета убиралось в пол.

Конструкция была смешанной, так как в ней были элементы из металла, дерева и полотна. Несущий каркас фюзеляжа был построен из стальных труб, сваренных в единый элемент с моторной рамой. Его основными элементами были 4 лонжерона, скрепленные десятком рам. Между двумя первыми рамами располагалась кабина пилота. Здесь же находились соединительные узлы фюзеляжа и крыльев. А каркас фонаря бы приварен к верхним лонжеронам.

Передняя часть самолета обшивалась дюралем, а задняя – полотном. На носовой части располагался капот, который в первых модификациях имел боковые «жабры» для продувки силового агрегата.

В тыльной части истребителя, на фюзеляже, сверху и снизу были установлены гаргроты, улучшающие его аэродинамические параметры. Пологий верхний гаргрот стал характерной особенностью внешнего облика самолета Як-1. В последующих модификациях его переделали, для улучшения обзора пилотом задней полусферы.

Трапециевидные крылья истребителя выполнялись из дерева. Силовой каркас крыла включал в себя два лонжерона и набор нервюр со стрингерами.

Самолет-истребитель Великой Отечественной Войны

Крылья обшивались бакелитовой фанерой и полотном. Каркасы элеронов, посадочные щитки, щитки шасси и зализы крыла, выполнялись из дюраля. Хвостовое оперение самолета также имело смешанную конструкцию: киль и стабилизатор из дерева, рули высоты и поворота – из дюраля.

Кабина закрывалась фонарем из плексигласа, средняя часть которого сдвигалась по специальным полозкам назад. Место пилота защищалось 9-миллиметровой бронеспинкой. Сидение имело чашу для парашюта. Последние модификации модели были оборудованы системой аварийного сброса фонаря, позволяющей пилоту стремительно покинуть боевую машину.

Истребитель имел убирающееся шасси, которое опиралось на две стойки и одну хвостовую опору. Шасси оборудовалось масляно-воздушной амортизацией и воздушными колодочными тормозами. Шасси убиралось с помощью пневматической системы. Ниша, в которую оно помещалось, во время полета была закрыта двумя щитками. Кроме обычного шасси, на самолет можно было поставить лыжное шасси.

Оснащение

Машина работала за счет двигателя М-105П с водяным охлаждением. На поздних версиях его меняли на более мощные двигатели М-105ПА и М-105ПФ. Самолет оснащался трехлопастным винтом, с изменяемым шагом. Спереди он закрывался легкосъемным коком обтекаемой формы. Управление мотором осуществлялось посредством тросов. Запуск силовой установки производился с помощью сжатого воздуха.

Топливная система включала в себя четыре бака, суммарной емкостью 408 литров. Все они размещались в крыльях машины. За подачу топлива отвечал бензонасос, приводимый в действие основным мотором. Масляная система имела 37-литровый бак. Радиатор для охлаждения был размещен в специальном тоннеле под силовой установкой истребителя.

Кабина пилота была оборудована высотомером, спидометром, указателем наддува, указателем поворота, датчиком температуры охлаждающей жидкости и часами АВР. Из радиооборудования, машина оснащалась приемником «Малютка», передатчиком «Орел» и радиополукомпасом.

Вооружение

В качестве вооружения самолет Александра Яковлева получил 20-миллиметровую пушку ШВАК и пару 7,92-миллиметровых пулеметов ШКАС. Пушка устанавливалась в развале мотора. Она стреляла через полый вал винта и втулку редуктора. Пулеметы располагались выше двигателя, по бокам фюзеляжа. Возможность попадания пуль в винт была исключена благодаря использованию синхронизатора. Пушка и пулеметы могли перезаряжаться как вручную, так и посредством пневматического привода. Боекомплект пулемета состоял из бронебойно-зажигательных, разрывных, трассирующих и пристрелочных патронов.

Як-1: история

Боевая эксплуатация

В начале ВОВ одномоторный самолет-истребитель Як-1 был лучшим истребителем Красной армии. Основная проблема, связанная с эксплуатацией самолета – его слабая освоенность со стороны личного состава. Машина была новой и появлялась в частях буквально за несколько месяцев до начала эксплуатации. Летчики были вынуждены переучиваться прямо во время сражений.

Самолет был прост в управлении и «дружелюбен» к пилотам. Для тех, кто успел полетать на И-16, пересесть на Як-1 было настоящим событием. Летчики-испытатели, после первых полетов, написали в заключении, что данная машина доступна для летчика с квалификацией ниже среднего. Тем не менее одно дело поднять истребитель в воздух и посадить его на землю, а другое – противостоять одному из лучших истребителей Второй мировой войны, немецкому Bf-109. Первые модели Як-1 были значительно тяжелее вражеского самолета, и имели менее мощную силовую установку. Из-за этого, они проигрывали оппоненту по скорости и скороподъемности. Кроме того, советский истребитель поначалу имел ряд «детских» болезней, причиной которых стала спешка в производстве.

Основные технические проблемы Як-1:

  1. Перегрев воды и масла, при работе мотора на пике мощности. Разбрызгивание масла через плохие уплотнения. Масло не только забрызгивало фюзеляж, но и пачкало фонарь кабины, закрывая пилоту обзор. Кроме того, из-за утечек масла мотор мог перегреться, поэтому пилоту приходилось сбавлять скорость для его охлаждения. В условиях боя, это могло привести к пагубным последствиям.
  2. Неравномерная выработка топлива из разных баков.
  3. Утечки пневматической системы.
  4. Заклинивания и перекосы патронных пулеметных лент.
  5. Самовыворачивание шурупов из-за сильной вибрации.
  6. До 1942 года самолет не оборудовался рацией.

Со временем истребитель лишился перечисленных проблем, однако многим пилотам за это пришлось поплатиться жизнью. Если говорить откровенно, то Як-1, обзор которого мы проводим, уступал на протяжении всей войны немецким истребителям, и лишь поздние версии самолета могли превосходить оппонентов. Здесь стоит понимать, что исход воздушного сражения часто зависит не от характеристик самолета, а от навыков летчиков и адекватного расчета сил. В начале войны у советских летчиков были большие проблемы, но со временем они набрались опыта и реализовали весь свой потенциал.

В таких масштабных конфликтах, как Вторая мировая война, стоит учитывать еще один момент – умение быстро восполнять потери техники и личного состава важнее, нежели техническое совершенство техники. В этом плане у СССР было тотальное превосходство. Намного выгоднее располагать сотней летчиков и простым дешевым истребителем, чем десятком асов и ресурсоемким истребителем.

обзор як 1

К достоинствам самолета Як-1 можно отнести следуещее:

  1. Относительная простота и дешевизна;
  2. Соответствие технологической базе, которой на тот момент располагал СССР.
  3. Приемлемые технические и летные параметры.
  4. Простота в управлении и доступность для пилотов, обученных по ускоренной программе.
  5. Большой модернизационный ресурс.
  6. Неприхотливость и ремонтопригодность.
  7. Широкая колея, позволяющая использовать грунтовые аэродромы.

Параметры

Основные технические характеристики ЯК-1:

  1. Размах крыла – 10 м.
  2. Высота – 1,7 м.
  3. Длина – 8,48 м.
  4. Площадь крыла – 17,15 м2.
  5. Взлетная масса – 2700 кг.
  6. Мощность мотора – 1180 л. с.
  7. Максимальная скорость – 592 км/ч.
  8. Практическая дальность – 850 м.
  9. Практический потолок – 10000 м.
  10. Скороподъемность – 926 м/мин.
  11. Экипаж – 1 чел.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.