Уже более века мысль о будущем Европы не оставляет внимания философов, историков, политиков и просто мыслящих людей. Внутренняя ориентация России на Запад добавляет к этим размышлениям элемент причастности к проблеме, ведь именно европейская культура и ценности долгое время остаются эталоном для русской идеи. Будущее истории Европы, как и всего мира, сегодня становится дискуссионным полем, которое задевает все большее количество культур и политических позиций.
Философско-исторический подход
Две классические философско-исторические работы – Н.Я. Данилевского "Россия и Европа" и О. Шпенглера "Закат Европы" впервые проанализировали пути европейского мира. Определив цикличность в развитии культуры, оба исследователя выделяют европейский тип, как один из ведущих на мировой арене XIX века.
О. Шпенглер определяет европейскую культуру как прошедшую практически полный цикл своего существования. Вопросы политики и экономики не являются ведущими в концепции философа. Он представляет культуру как живую душу, которая в европейском типе потеряна уже к концу XIX века. На смену ей должен прийти другой тип культуры, Шпенглер определяет его как русско-сибирский.Данилевский, приводя другие основания для типологизации культуры, также придерживается мнения о медленном затухании европейского мира, развитию нового, русского, культурно-исторического типа.
Демография и будущее
Пессимистические прогнозы о будущем Европы выдвигают сегодня все большее количество аналитиков. Одним из них стал Гуннар Хайнзен. Его работа «Сыновья и мировое господство» основывается на демографических данных, рассмотренных в историческом и современном контекстах. Хайнзен показывает, что исторические потрясения происходят на тех территориях, где молодежь составляет большую долю населения (около 30% и выше).
Сегодня такой бурный рост населения наблюдается в арабо-мусульманском мире, а в Европе он крайне незначителен. Ситуацию усугубляет вялое желание европейцев создавать семьи, однополые браки, общий упадок ценностей семьи.
Автор пишет о роковой ошибке Европы, которая в 2015 году дала возможность беженцам переселяться в европейские страны. Мигранты и их потомки со временем составят основное население Европы (по данным Института Гэллапа – 950 млн. человек на 2052 г.), а значит, привнесут свои религию и традиции.Национальная идентичность
Приток мигрантов из стран Ближнего Востока, среди которых большую долю составляют многодетные семьи, несет не просто количественное увеличение населения. Это появление принципиально иного мировоззрения, которое в некоторых случаях идет вразрез с европейской культурой. Основания этого мировоззрения:
- Ислам – религия большинства выходцев с Ближнего Востока, играет ведущую роль, оказывая экспансивное действие. Религиозные взгляды ислама, его устремленность к овладению большими новыми территориями в связи с резким увеличением численности мусульманского населения – реальность, к которой в большинстве случаев не готова западная культура. Альтернативное будущее Европы в этом аспекте мыслится как мусульманское.
- Следование взглядам традиционной культуры. Европейская культура сегодня осознается как инновационная, где роли технологий, политических механизмов и экономики являются доминирующими. Однако выходцы с Ближнего Востока придерживаются норм традиционных обществ, где место религиозных, этических, гендерных ролей остаются неизменными на протяжении веков. Благодаря стойкой ориентации на собственные традиции такое общество более стабильно и может «заглушить» инновационные процессы. Иначе говоря, Европа является лишь выгодной экономической и территориальной базой для мусульманской культуры.
- Интеллектуальный уровень. Подавляющее число мигрантов, приехавших с Ближнего Востока, имеют низкий уровень образования, что также сказывается на характере их жизни в Европе. Толерантность, воспитываемая в европейцах, совершенно чужда приезжим. Европейские ценности и этические нормы представляются им несущественными и ничего не значащими. Они вытесняются – поначалу неявно, но в будущем – более агрессивно.
Эти, а также другие факторы являются поводом для нивелирования европейской идентичности – новые поколения европейцев будут меньшинством на своих исторических землях.
Взаимоотношения с Россией
Важным моментом в прогнозировании того, какая Европа в будущем будет присутствовать на мировой арене, выступает ее взаимодействие с Россией. Если русская идентичность изнутри России воспринимается близкой к европейской, то извне она часто осознается как самостоятельная культура или восточное тоталитарное государство. Будущее Европы в большинстве работ описывается в полном отрыве от России – как экономически, так и политически, культурно. Медленная смерть Европы не означает аналогичных процессов в России.
Политическое будущее Европы в некоторых работах рассматривается в контексте русско-европейского взаимодействия. Общие христианские корни, природные и человеческие ресурсы дают основания для этого сотрудничества.
Россия нуждается в Европе как источнике технологий и возможности сбыта сырья. Европа видит в России надежного поставщика энергетических ресурсов. Тандем двух экономик и, в целом, культурно-исторических путей, должен привести к созданию нового культурно-исторического типа. Такое мнение является, пожалуй, одним из наиболее оптимистичных.Эзотерические версии
Вспоминаются предсказатели и пророчества, описывающие будущее Европы. Ванга и Нострадамус предсказывают изменения климата, гражданские и религиозные войны, болезни, которые захлестнут Европу и изменят ее жизнь. Эдгар Кейси – экстрасенс - пишет о природных катаклизмах, большой сейсмической активности на территории Западной Европы, которая приведет к существенным изменениям в образе жизни европейцев, заставит иначе отнестись к технологиям и религии.
Соотнеся предсказания и исторические факты, аналитики указывают на некоторую схожесть и оправданность высказанного. Эзотерические версии также подтверждают глубокие преобразования, которые ожидают европейцев в будущем.
Подытожим…
За последние годы европейский мир существенно изменился, повлиял на судьбы многих народов. Увеличилась миграция коренного населения – голландцы, немцы, французы все чаще уезжают в США, Новую Зеландию, Австралию, уступая место выходцам из стран Ближнего Востока. Уютная и безопасная Европа уже не осознается таковой, предчувствие терактов и прочих катаклизмов вызывает чувство незащищенности и неуверенности. Большинство исследователей сходятся во мнении – Европа находится в переходном состоянии. Каков будет его итог, во многом зависит от политических, экономических, культурных, демографических оснований.Независимо от прогнозов и точек зрения, от будущего Европы будет зависеть историческое развитие и будущее других культур и народов, ведь она многие века была определяющей в мировом культурном пространстве.
Считаю, что произойдёт восстание или война. Чаша переполнится и будет социальное наводнение.
Михаил Крав