Пикники и короткие стационарные походы приятны своими посиделками у костра. Живой огонь чарует, настраивает на философский лад, помогает забыть суету мегаполисов. Но для любителей экстремального туризма, альпинистов, азартных рыбаков и охотников, поклонников речных сплавов, длинных пеших или велосипедных туров огонь – это прежде всего источник горячей пищи.
Для них на первый план выходит не романтика и красота пламени, а прагматичность. Поэтому походные горелки различных типов стали привычными спутниками туриста. Они помогают быстро и автономно приготовить пищу в мороз, во время проливных дождей, в условиях высокогорья и полного отсутствия дров. Компактные и легкие горелки экономят путешественникам время и силы.
Виды горелок
Горелки на дровах. По сути, это походная печка, работающая на дровах. Она отличается от костра лишь тем, что экономичнее расходует топливо, на нее можно поставить посуду, а огонь защищен от осадков и ветра. Но при этом очевидны и минусы: печь громоздка, не решает проблему отсутствия дров, ее сложно разжечь зимой или в дождь.
Горелки на сухом спирте. Простые в эксплуатации, дешевые, очень легкие. Но дают слишком слабое пламя, которое практически нельзя регулировать. На нем можно подогреть банку консервов или кружку воды, но приготовить что-то серьезнее сложно.
Газовые горелки. На данный момент переживают пик популярности, их с удовольствием приобретают туристы, дачники, рыбаки. Ими разжигают костры и угли на пикниках, на них готовят чай и еду. Существует множество типов газовых горелок: от миниатюрных ручных до полноценных плит с объемным баллоном, которые приобретают автомобилисты для длительных автономных туров. К их достоинствам относят: удобство в работе, простоту конструкции, возможность регулировать интенсивность пламени.
Бензиновые горелки (примусы) – главные конкуренты газовых аналогов за потребительские симпатии. Одно время казалось, что удобные газовые горелки окончательно вытесняют бензиновые туристические примусы с рынка, но путешественники и альпинисты продолжают пользоваться ими, опираясь на здравый смысл и многолетний опыт предшественников.
Исторический экскурс
Первый примус был создан в конце девятнадцатого века шведом Францем Линдквистом, который назвал свое изобретение латинским словом Primus (переводится как «первый»). Имя закрепилось и со временем стало нарицательным для всех подобных горелок. Поначалу топливом для примуса служил керосин, но в 1927 шведская фирма Svea запатентовала бензиновую горелку, которая стала прародительницей несметного числа моделей бензиновых горелок.
Достоинства примусов быстро оценили не только домохозяйки, но и путешественники. Бензиновые горелки стали обязательными участниками многих великих экспедициях двадцатого века: с примусом Линдквиста норвежец Амудсен прорывался на Южный полюс, горелка Svea помогала первым покорителям Эвереста готовить еду, греться, и отогревать заледенелую обувь на восьмитысячной высоте.
Примус туристический ПТ-1: комплектация и характеристики
Мир стремительно развивается, технологические скачки опережают возможности осознать их, но есть вещи, которые словно застыли во времени. Например, бензиновый примус ПТ-1, практически не меняясь конструктивно, служит уже нескольким поколениям путешественников.
Комплектация его удивительно проста. Это: горелка, воронка для бензина, универсальный ключ, ручка, запасные сальники.
Характеристики:
- Размер — ширина и длина по 132 мм, высота 82 мм.
- Вес — 750 г (минимальный 305 г).
- Мощность — 1,8-2 кВт.
- Максимальная тепловая нагрузка - 1650 ккал/час.
- Тип топлива – бензин «Галоша», автомобильный бензин, желательно с низким октановым числом.
- Объем бачка для топлива – 120 мл.
- Время работы горелки — 35 минут на максимальной мощности, 55 минут — на средней.
- Время закипания одного литра воды — 8 минут (при температуре воздуха 20°С).
Конструкция
Хотя примус ПТ-1 завоевал довольно зловещее прозвище «смерть туриста», в действительности при правильной эксплуатации он безопасен и надежен. Прибор состоит из горелки и топливного бачка, которые установлены в стальной коробке. Горелка крепится ко дну на резьбовое соединение. Бачок смонтирован на кронштейн сбоку от горелки, его защищает от открытого пламени подвижный стальной экран. На крышке коробки закреплен универсальный ключ, с помощью которого можно подтянуть штуцера.
Примус типа ПТ-1 снабжен устройством для быстрой чистки форсунки поворотом регулировочной ручки в положение «Прочистить». Топливный бачок сделан из качественной латуни (толщина стенок полтора миллиметра) и имеет форму цилиндра, поэтому отличается равномерной теплопроводностью и высокой прочностью. На запирающей крышке имеется клапан, который срабатывает при избыточном давлении в бачке, исключая его конструктивное повреждение, в частности взрыв.
Принцип действия
Примус ПТ-1 не имеет насосов и работает на избыточном давлении, которое создается в топливном бачке при его нагревании. Чтобы создать избыточное давление в бачке, примус нужно прогреть, для этого горелка оборудована чашей, в которой разжигается жидкое или сухое горючее.
Под давлением бензин вытесняется из бачка и подается по тонким трубкам в горелку, где превращается в пар и загорается. Характерный шум, возникающий при работе примуса, вызван интенсивным горением бензиновых паров, если пламя большое и колышущееся, значит — горят не пары, а сам бензин, то есть давление недостаточное. Такое часто случается на морозе, когда для разогрева бачка требуется больше тепла, чем летом.
Примус ПТ-1: инструкция
Алгоритм работы с примусом прост, требуется лишь последовательно выполнять все этапы, тогда проблем не возникает. Порой с первого раза нормально зажечь горелку не получается, но не стоит волноваться, тут дело навыка. Достаточно пары раз спокойно зажечь горелку, и примус турист ПТ-1 станет безотказным помощником в любых условиях.
1. Налить в бачок топливо. Конструкцией бака не предусмотрено полное заполнение, поэтому не надо пытаться заливать бензин до краев.
2. Разогреть горелку: для этого в чаше нужно разжечь спирт, бензин или твердое топливо.
3. Для прогрева достаточно нескольких минут, все это время кран примуса должен быть закрыт, чтобы в бачке создалось необходимое для работы давление паров.
4. Открыть кран и зажечь горелку, из которой с шипением начнут выходить бензиновые пары.
5. Чтобы погасить примус, достаточно прекратить подачу топлива, закрыв регулировочный кран.
Нюансы эксплуатации
Работа с бензиновой горелкой будет комфортнее и безопаснее, если учитывать следующие нюансы:
• перед перевозкой примуса нужно полностью слить топливо из бачка, особенно это важно сделать перед транспортировкой на самолете;
• в примусе крайне лучше не использовать бензин с высоким октановым числом, существуют отзывы: примус ПТ-1 эффективней всего работает на бензине «Галоша»;
• нельзя заливать керосин, он не обеспечивает нормального горения и сильно засоряет горелку, которую приходится кропотливо чистить;
• перед работой примуса надо открыть бачок, чтобы выровнять отрицательное давление, оставшееся от предыдущего розжига;
• бензин удобно перевозить в пластиковых бутылках: они надежны, легки и занимают мало места;
• желательно всегда иметь набор запасных запчастей и сальников;
• чтобы примус прослужил дольше, о нем нужно заботиться: периодически прочищать форсунку, чистить после каждого использования, хранить в сухом месте.
Достоинства
Примус ПТ-1 уже более полувека остается актуальным и востребованным источником огня для туристов. Если его популярность во временя Союза можно объяснить дефицитом и скудным выбором подобных приспособлений, то в наш сытый и изобильный век потребитель выбирает прежде всего исходя из соотношения достоинств и недостатков продукции. В этом плане примус туристический бензиновый ПТ-1 дает фору многим новомодным горелкам, ведь он обладает целым букетом достоинств:
• доступная цена в районе 2000 рублей, а с рук можно приобрести значительно дешевле;
• долговечность: при аккуратном и правильном использовании примус будет работать десятки лет, его легко чинить и чистить;
• безотказность и работа в экстремальных условиях: примус ПТ-1 надежно работает при сверхнизких температурах, на больших высотах, в дожди и метели, чем выгодно отличается от отказывающихся гореть на морозе и ветру газовых горелок;
• компактный и легкий;
• доступное и дешевое топливо: бензин легко носить с собой, при необходимости его найти значительно проще, чем газ в баллонах;
• мощность примуса в полтора-два раза выше, чем у газовых горелок;
• бензиновый примус можно перевозить в самолете, газовые баллоны – запрещено.
Недостатки
Есть, конечно, у примуса и некоторые недостатки:
• у новичков порой возникают проблемы с розжигом, но они обычно носят временный характер;
• при ошибках в эксплуатации или выборе неправильного топлива случается засорение трубчатой системы горелки или прилипанию регулировочной иглы к форсунке;
• долгая подготовка к работе;
• бензин опаснее, чем твердое топливо или газ.
Техника безопасности
Даже в опытных руках устройство, наполненное бензином и работающее под давлением, представляет опасность. Поэтому нельзя халатно относиться к эксплуатации примуса ПТ -1. Нужно приучить себя к порядку работы с горелкой, быть бдительным и не забывать о простых правилах:
1. Следовать инструкции.
2. Проверять плотность соединений.
3. Надежно закручивать крышку бачка.
4. Не разжигать примус в тесном и непроветриваемом помещении (в палатке, машине).
5. Не работать с горелкой рядом с материалами, склонными к воспламенению.
6. Не ставить на легко воспламеняющиеся поверхности: дно короба сильно разогревается.
7. Следить, чтобы бачок не перегревался. Не пользоваться посудой с большим дном, так как велика вероятность соприкосновение пламени с бачком.
8. Если все-таки он перегрелся, и сработал защитный клапан, не надо паниковать. Конечно, язык пламени, вырывающийся из бензинового бака, выглядит устрашающе, но его можно накрыть плотной тканью или, стравив давление, подождать, когда он погаснет сам.