Средства массовой коммуникации включают в себя журналы, газеты и телевидение. Достаточно часто они ассоциируются с развлечениями, из-за чего многие предпочитают не тратить на них свое время, хотя подобная точка зрения в корне не верна.
Массовая коммуникация затрагивает практически каждый аспект современной жизни. К примеру, все денежные операции связаны с определенным обменом информацией между устройствами. Банковский счет – это не куча драгоценных бумажек, накрепко запрятанных в бронированном сейфе, а определенная последовательность цифр, которая напечатана на магнитной ленте карты и хранится в базе данных.
Телевидение и газеты также имеют значительное влияние на наше мировоззрение. Это происходит не только благодаря специфическому воздействию на наши позиции, но и из-за того, что они дают доступ к знаниям, от которых в значительной мере зависит общественная жизнь.
Газетное дело
Прообразами современных газет считаются памфлеты и информационные листы, распространенные в 18 веке. Через некоторое время они приобрели значительную читательскую аудиторию и стали выпускаться ежедневно. В истории развития СМИ газета стала очень важным достижением, так как предлагала самую разнообразную информацию в простой и легкой к осознанию форме. В ней содержатся не только хроники событий, но и развлечения вместе с рекламой.
Больше полвека газеты занимали главенствующую позицию в деле быстрой, а главное эффективной передачи информации для широких масс читателей. С появлением кино, радио и телевидения роль газет значительно уменьшилась. Средства массовой коммуникации сделали свое дело и, если в 60-х годах в Британии каждая семья приобретала более одной газеты ежедневно, то сейчас пресса стала продаваться в два раза хуже.
Телевидение и его влияние
Постоянно увеличивающееся влияние телевидения – это одно из важнейших достижений в мире СМИ за последнее время. Современные тенденции развития позволяют предположить, что через 18 лет каждый человек будет проводить больше времени у телевизора, чем за каким-либо другим занятием, исключая сон. Практически в каждой современной семье имеется телевизор. По средним показателям люди смотрят различные телепрограммы не менее 3 часов за день.
Появление телевизора оказало огромное влияние на средства массовой коммуникации и человеческую жизнь в целом.
Интернет
Отдельную нишу среди средств массовой коммуникации занимает интернет. Вся информация, которая содержится в глобальной сети, гораздо более доступна по сравнению с газетами и телевидением. Более того, она постоянно обновляется, не ограничивается объемами и сопровождается графической информацией.
Нетехнические средства массовой коммуникации
Существуют также межличностные средства коммуникации. Наиболее распространенным среди них можно считать общение между оратором и аудиторией. Ранее ораторское искусство считалось основной формой массовой коммуникации, которая позволяет пропагандировать что-либо или кого-либо. На данный момент этот метод тесно переплетается с техническими средствами, образуя так называемый симбиоз. Самым ярким примером можно считать выступления политиков, в изобилии транслируемые по всем каналам во время предвыборной кампании.
Различают две функции массовой коммуникации – это личностная и информационная. Личностная обеспечивает взаимодействие между людьми, а информационная осуществляет процесс продвижения новой информации. Обе эти функции тесно связаны между собой. Взаимодействие между личностями обеспечивается благодаря распространению информации, но при этом не сводится к информационным процессам в полной мере.
Более подробно и конкретно к изучению вопроса коммуникаций подходит наука «социология массовых коммуникаций». Она изучает прямое влияние их на человека и на его жизнь в целом, позволяя в полной мере оценить важность СМИ для повседневного быта.