Экологическая политика. Направления, концептуальные основы

Государственная экологическая политика относится к важнейшим факторам регулирования в социально-экологической ситуации. Под этим определением, по мнению ряда авторов, следует понимать комплекс особых экономических, политических, юридических и прочих мер. Экологическая политика государства проводится с целью обеспечения использования ресурсов природы, имеющихся на территории страны, рациональным образом, способствуя динамично-сбалансированному развитию общества, экономики и природы.

В основе вышеуказанного фактора управления лежит официальная общепринятая концепция решения проблемы природопользования.

Сегодня экологическая политика России определяется устойчивыми положениями, закрепленными Указами Президента. Основными направлениями регулирования природопользования в современных условиях являются:

  1. Формирование нового экономико-правового механизма управления воздействия военной, хозяйственной или любой другой деятельности на состояние окружающей среды.
  2. Совершенствование и адаптация к новой социальной, экономической модели законодательства, обеспечивающего охрану природы.
  3. Формирование лицензирования, сертификации, стандартизации в экологической отрасли, в соответствии со вступлением России в систему природной безопасности международного значения.
  4. Образование единой государственной системы по экологическому мониторингу.
  5. Стимулирование внедрения ресурсосберегающих и экологически чистых технологий.
  6. Расширение института по экологической экспертизе.
  7. Расширение предпринимательской деятельности в сфере природопользования.
  8. Привлечение граждан к принятию решений в сфере природопользования и прочие направления.

Экологическая политика с ее концептуальными основами находится под влиянием определенных факторов. По мнению специалистов, существенное воздействие оказывают следующие факторы:

  1. Действительная степень обострения проблем природопользования на территории определенной страны.
  2. Характер возникших экологических трудностей, связанных с ухудшением состояния экологии.
  3. Неопределенность в научной сфере при решении некоторых принципиально важных проблем.
  4. Ограничения в ресурсах (в том числе, и финансовых).
  5. Действительный уровень развития природоохранных и ресурсосберегающих технологий (в том числе, уничтожения и утилизации отходов).
  6. Конкурентоспособность экологичной продукции, эффективность в экономическом плане экологически чистого производства.

Кроме того, на то, как развивается экологическая политика, оказывают влияние международные обязательства, а также социальная реакция населения.

При формировании концептуальной базы регулирования природопользования в стране немаловажным является выбор принципа функционирования механизмов экономического регулирования. В соответствии с экономической теорией, последствия производства для природы относят к экстернальным (внешним) факторам. Возникают эти факторы при нарушении равновесия между общественными и частными выгодами. Примером такой ситуации может являться функционирование ТЭЦ. Подобное производство электроэнергии, безусловно, общественно полезно и приносит доход владельцу станции. Однако в то же время оно может спровоцировать кислотные дожди, усиление радиоактивного фона на близлежащих территориях. Таким образом, функционирование полезной для одного общества ТЭЦ может причинять ущерб населению, не получающему выгоды от ее работы.

Экологическая политика страны должна быть направлена на улучшение экологической ситуации. По результатам некоторых опросов, большая часть граждан страны считает госаппарат ответственным за природную безопасность.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.