Современная муза поэзии и реальность

Перед любым человеком, которого посещает муза поэзии и который слагает стихи в 21 веке, тем более, если он склонен видеть в этом нечто большее, чем бессмысленную забаву, со временем встает вопрос: какой должна быть современная поэзия, чтобы отстоять свое право на существование и не выглядеть глупо в век технократии?

Филология рассматривает этот вид творчества в качестве искусства создания художественного образа в структуре мелодически и ритмически организованной речи, которая придает тексту определенную способность суггестивного и эмоционального воздействия на слушателя или читателя. Но какую же ценность, кроме музейной, эта изящная словесность может представлять для современного культурного пространства, заполненного 3D-графикой и информационными технологиями? Конечно, нас в первую очередь волнует современная поэзия – русская и зарубежная, которая, благодаря существованию отличной школы перевода, отражает все поэтическое пространство человечества.

При беглом взгляде на прилавки книжных магазинов и на соответствующие сайты, освещающие положение дел в Сети, можно поверить в то, что современная поэзия не только публикуется в Интернете, но также издается на бумаге. Но читатель, как и муза поэзии, разочаруются сразу после выборочного знакомства с текстами, наполненными банальным косноязычием, навевающими тоску непоэтическую и вневременную.

Представление читателя о современной поэзии

Нередко можно столкнуться с тем, что заявившему о несостоятельности современной поэзии, говорят: «Да что ты! Вот такой-то пишет отлично! Держи ссылку — почитай!» Но там оказывается творчество одного из многочисленных «эльфов», и рифмовать-то не умеющего, но претендующего на то, что его регулярно посещает муза лирической поэзии и диктует шедевры поэтической мысли.

Но вся катастрофичность ситуации, в которой оказалась сегодня поэзия, становится понятной куда позже, когда выясняется, что читатели не имеют представления о существовании действительно интересных и оригинальных поэтов, из живущих ныне, но совсем не потому, что таковых не существует. Муза поэзии все еще посещает людей — и действительно прекрасные творцы есть, но мало кто из читателей способен припомнить хотя бы один текст, в котором хоть на сколько-нибудь достойном уровне переосмысливалось бы произошедшее после развала Советского Союза и происходящее сейчас. Складывается впечатление, что мироощущение современного человека вполне способны отобразить юмористические куплеты, рекламные слоганы и эстрадные песенки, наполненные немудреной бытовухой и пошлостью.

Современная поэзия и реалии

Мыслящий человек хорошо понимает, что постсоветское пространство уже третий десяток лет находится в руках циничных временщиков, которые, независимо от их идеологических убеждений, считают укрепление основ отечественного самосознания ненужным и даже вредным. Но поэзия, как и все остальные искусства, относится к этим самым основам, наряду с фундаментальной наукой и образованием. Муза поэзии и научная мысль взаимодополняемы: первая помогает второй обрести силу убеждения и внятность формулировки, таким образом, превращаясь в знание. Будучи неотъемлемой частью знания, способного обнажить истинную суть вещей, поэтическое слово обладает еще и высокой мобилизационной активностью: истории известно немало случаев, когда стихотворение или песня становились спутником народного возмущения или другого социального процесса.

Таким образом, развитие поэзии необходимо так же, как и развитие науки. В первую очередь оно требуется лидеру, который собирается вести в светлое будущее, но совершенно противопоказано временщикам. К сожалению, современный поэт разжалован из ключевых иерархов знания в балаганные фокусники, которых разве что иногда посещает муза любовной поэзии, но не более того. Хочется верить, что современное самосознание в скором времени остро почувствует нехватку поэтического слова, и это искусство будет реабилитировано.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментарии 0
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.