В августе 2011 года в Белом море с атомной подводной лодки «Юрий Долгорукий» успешно запущена межконтинентально-баллистическая ракета «Булава» на максимальную дальность. «Ядерная триада» России усилилась в ее самой важной составляющей – подводном флоте кораблей-ракетоносцев. Это самая сильная часть триады, которой гордятся вооруженные силы любой страны.
Тихий «убийца городов»
Подводная лодка «Юрий Долгорукий» относится к субмаринам 4 поколения стратегического назначения. Ее предназначение – уничтожение наземных стратегических объектов противника. Она может нанести сразу шестнадцать ударов, именно столько она несет смертоносных ядерных боеголовок с максимальной дальностью полета более 9 тысяч километров и блоками индивидуального наведения. Это первый и главный корабль проекта 955 - «Борей». Построена субмарина на Северодвинском заводе «Севмаш», а в ряды атомных подводных лодок России она вступила в 2008 году.
«Борей»
История разработок атомных субмарин четвертого поколения родилась в конструкторском бюро «Рубин» (Санкт-Петербург) в далеком 1978 году. Лодки проекта 955 «Борей» должны были заменить уже устаревшие субмарины 941 «Акула» (Typhoon) и 667 «Дельфин» (Delta-IV). Эти подводные лодки России (по классификации НАТО - Borei) имеют до 29 тысяч тонн водоизмещения, длину 10 метров, погружаются на глубину 400 метров при подводной скорости 29 узлов и вооружены ракетным комплексом Р-30 «Булава», разработанным институтом теплотехники в Москве.
Первый корабль «Борей» проекта 995
В 1995 году в списке военного флота России появилась атомная подлодка – «Санкт-Петербург». Затем субмарина сменила название в честь основателя Москвы Юрия Долгорукого и под этим именем была заложена в стапельных цехах «Севмаша» 02.11.1996 в присутствии тогдашнего мэра Москвы Юрия Лужкова. Начался тяжелый путь лодки к спуску на воду. На ее долю выпали перебои в финансировании, прекращение поставок комплектующих с Украины (специальные виды металлопроката для винта изготавливался на Запорожском металлургическом комбинате). Но в июне 2009 года подводная лодка «Юрий Долгорукий» вышла в море на ходовые испытания. Стоимость корабля составила более 23 миллиардов рублей, но время показало, что эти затраты не напрасны.
В строю
В борт субмарины бутылку шампанского отправил капитан Константин Митькин 10.01.2013 года, и лодка стала частью 31 дивизии Северного морского флота с базой в гарнизоне Гаджиево. А уже в августе 2015 субмарина два месяца провела под ледовым покрытием Арктики на боевом дежурстве в Ледовитом океане.
Особенности корпуса
«Борей» и сегодня во многом секретен. Долгое время даже фото подводной лодки «Юрий Долгорукий» были не доступны общественности. Эта полуторакорпусная одновальная атомная подлодка четвертого поколения имеет цилиндрический корпус с 8 отсеками:
- Первый – торпедный, где расположены аккумуляторные батареи и гидроакустическая аппаратура.
- Второй – командный с центральным постом и жилыми помещениями.
- Третий – боевой, тут находятся посты ракетных установок.
- Четвертый, пятый – непосредственно ракетные отсеки.
- Шестой – тут расположена паропроизводящая установка.
- Два последних – энергетические, где располагается ядерный реактор субмарины и турбинная установка.
Прочный корпус окружен легкой оболочкой, между которыми находятся балластные цистерны и арматура (двухкорпусная конструкция). Кроме того, корпус покрыт специальным прорезиненным составом. Все оборудование устанавливается на амортизаторы, каждый блок имеет свою амортизационную систему. Это уменьшает уровень шумов, повышает плавучесть и дает возможность работы в арктических широтах.
Подводная лодка «Юрий Долгорукий»: характеристики
Для более лучшего восприятия мы решили все характеристики скомпоновать в таблицу, которую вы можете видеть ниже.
Тип корабля | ПЛАРК |
Проект | «Борей» 995 |
Надводная скорость | 15 узлов |
Подводная скорость | 29 узлов |
Автономное плавание | 90 суток |
Экипаж | 107 человек |
Силовая установка | Водно-водяной реактор ОК-650В |
Глубины погружения | |
Рабочая | 400 метр |
Максимальная | 450 метров |
Размеры субмарины | |
Длина | 170 метров |
Ширина | 13,5 метра |
Осадка средняя | 10 метров |
Водоизмещение | |
Надводное | 14,7 тонны |
Подводное | 24 тонны |
Вооружение | |
Торпедно-минное | Шесть 533-миллиметровых торпедных аппарата, торпеды УСЭТ-80 |
Ракетное | 16 ракет Р-30 (SS-NX-30) «Булава» |
Особенности конструкции
Субмарины «Борей» обладают уникальными шумовыми характеристиками – они в пять раз тише, чем все предыдущие российские лодки. Движения подводной лодки «Юрий Долгорукий» осуществляет одновальный водометный двигатель с высокими пропульсивными характеристиками, что существенно снижает степень кавитации – главного производителя шумов при движении субмарины. Управление производится при помощи двух откидывающихся подруливающих устройств и выдвижных носовых горизонтальных рулей с закрылками. Автоматизированная единая система «Округ-55» обеспечивает слаженную работу всего оборудования корабля. Всплывающая спасательная камера и пять плотов КСУ-600Н-4 предназначены для спасения всего экипажа.
Гидроакустика
Комплекс гидроакустики «Иртыш-Амфора-Б-055» по дальности действия превосходит аналоги, стоящие на лодках «Вирджиния» ВМС США. Комплекс состоит из антенны и собственно системы цифровой обработки. В дополнение имеется буксировочная антенна и боковые антенны.
Пеленг шумов, эхопеленгование, классификация целей, определение толщины льда, поиск мин и обнаружение торпед – все это задачи, выполнимые гидроакустическим комплексом подводной лодки «Юрий Долгорукий». Ведение до тридцати целей одновременно и обнаружение противника на расстоянии до 230 километров – обычное задание для этой субмарины.
Силовая установка
Атомный реактор ВМ-5 четвертого поколения, работающий на тепловых нейтронах, обеспечивает скоростные характеристики лодки. Кроме того, имеется информационно-управляющая система контроля и мониторинга уровня радиации. Энергетическая составляющая добавлена паропроизводящей установкой с мощностью в 190 МВт, и турбинной установкой «Азурит-90».
Дружное семейство «Бореев»
Сегодня в ядерную триаду вооруженных морских сил России входит три субмарины данного класса: главная подводная лодка «Юрий Долгорукий» К-535, серийные К-550 «Александр Невский», К-551 «Владимир Мономах». В стадии строительства лодки проекта 955А: «Князь Олег», АПЛ «Генералиссимус Суворов», субмарина «Император Александр III», подлодка «Князь Пожарский».