Волгоград – крупнейший промышленный центр Поволжья, расположенный на пересечении важных транспортных магистралей. Заводы Волгограда вносят важный вклад в развитие региона, это и наполнение бюджета, трудоустройство горожан, социальные и инфраструктурные проекты. Производственный сектор представлен главным образом предприятиями машиностроения, металлургии, химической и приборостроительной отрасли.
Волгоградский алюминиевый завод, Волгоград
В его стенах осуществляют выплавку первичного алюминия и изготавливают ряд продуктов на его основе. Начал работу 26.01.1956 года, став за это время седьмым по мощности профильным предприятием страны. Коллектив за трудовые заслуги не раз удостаивался наград и памятных знаков, самым почетным из которых является орден Трудового Красного Знамени. Сегодня является структурным подразделением группы компаний РУСАЛ.
На алюминиевом заводе в Волгограде осуществляют производство:
- Алюминия первичного в слитках, чушках и гранулах (до 60000 т/г).
- Порошков, паст и пудр на основе цветного металла (до 15000 т/г).
- Анодной массы (до 150000 т/г).
- Сплавов.
Основными партнерами и потребителями являются компании электротехнической, автомобильной, упаковочной промышленности, строительной и энергетической отраслей.
Последние годы из-за высоких тарифов на электрическую энергию предприятие испытывает определенные проблемы. Производство является нерентабельным, из-за чего завод неоднократно приостанавливал работу.
«Красный октябрь»
Завод «Красный октябрь» в Волгограде – одно из крупнейших и высокотехнологичных металлургических предприятий области. Здесь выплавляют специальные марки сталей, столь необходимые для автомобилестроения, вооружения, производства ракет и авиационной техники, для предприятий нефтехимии, научно-исследовательских институтов и лабораторий. Это единственное подобное предприятие на юге России.
Трудовой путь завод в Волгограде начал в далеком 1897 году. Царицынский металлургический (так он назывался первоначально) имел удобное месторасположение на Волге, и после своего открытия составил заметную конкуренцию уральским железоделательным мануфактурам. В 1910 году на предприятии выплавляли до 8,5 млн пудов высококачественной стали.
После революции завод национализировали и в 1922 году присвоили нынешнее название «Красный октябрь». В 30-х годах началась реконструкция и замена морально устаревшего оборудования. К концу десятилетия это был уже один из самых технически оснащенных производств СССР. Титул флагмана металлургии предприятие отчасти сохранило до наших дней. Сегодня в его цехах выпускают порядка 900 марок спецсталей, свыше полутысячи видов проката. Здесь выплавляют третью часть нержавеющих марок сталей в стране.
Завод «Баррикады» (Волгоград)
История ПО «Баррикады» восходит к 1914 году. После начала Первой мировой войны армия столкнулась с нехваткой боеприпасов и оружия. Правительство и военное ведомство постановили создать ряд новых оружейных предприятий, одно из которых было построено в Царицыне.
На протяжении своей истории завод в Волгограде выпускал главным образом военную продукцию. С началом Второй мировой на предприятии нарастили производство. Особенно армия нуждалась в артиллерии, частично потерянной при отступлении на начальном этапе войны. В месяц здесь собирали до 1000 орудий. Но когда немцы оказались на подступах к Сталинграду, основные мощности были эвакуированы на Алтай.
Сегодня на базе завода действует научно-производственный центр АО «Титан-Баррикады», в чьи задачи входит разработка:
- Артиллерийского вооружения крупных калибров.
- Пусковых установок (ПУ) для тактических ракетных комплексов.
- ПУ для стратегических ракетных комплексов.
Волгоградский тракторный
Некогда легендарный завод в Волгограде, снискавший славу во времена СССР, но не переживший реалии наших дней. В 1926 году Сталинград был выбран в качестве площадки для строительства первого отечественного крупносерийного тракторного предприятия. Сельское хозяйство остро нуждалось в механизированной технике, 17.06.1930 г. с конвейера завода выехал первый 30-сильный трактор СТЗ-1. Спустя год в его цехах в сутки собирали более ста единиц столь необходимой техники.
С началом войны заводчане смогли наладить ремонт, позже и изготовление танков Т-34, а также двигателей к ним. Производство не останавливалось даже под бомбежками и обстрелами подошедшей к Сталинграду фашистской армии. Только когда бои перекинулись непосредственно на территорию завода, работа цехов была приостановлена.
После войны здесь продолжили выпуск мирной продукции. Основу составляли мощные гусеничные тракторы серии ДТ. К сожалению, в начале 2000-х Волгоградский тракторный столкнулся с неразрешимыми финансовыми проблемами, и в 2007-м предприятие было упразднено.
Красноармейский судоремонтный завод
Здесь осуществляют обслуживание судов различного класса, капремонт силовых установок, изготавливают судоподъемные краны, грейферы, гидроперегружатели, баржи и прочую продукцию. Среди его партнеров гражданские организации и Военно-морской флот России. Помимо ремонтных работ, на заводе осуществляют сборку судов различного класса: сухогрузов, технических, вспомогательных, самоходных и несамоходных.