«Моя жизнь – прекрасная сказка, такая яркая и счастливая», – говорил о себе Ганс Христиан Андерсен. Повторить это смогли бы все датчане, считающие себя самой счастливой нацией в мире. И у них есть для этого основания, потому что Дания – одна из немногих стран, воплощающих здравый смысл, порядок, красоту, достаток, удобство и экологичность. Основная заслуга в этом парламента Дании и ее монарха.
О датчанах
Главные ценности датчан: свобода и толерантность. В стране разрешены однополые браки, наркотики и употребление алкоголя в общественных местах. Удивительно, но при такой вседозволенности вы нигде не увидите грязи, пьяных или обкуренных, не услышите грубости и не увидите драк. Дело в том, что высокое чувство личной ответственности является здесь главным для людей.
Государственное устройство и правовая система Дании устроены так, что в стране практически нет запретов, но если таковые все же имеются, датчане относятся к ним со всей серьезностью. Правила в этой стране существуют не для того, чтобы их нарушать. И все относятся с уважением к государственной власти и политической системе Дании, несмотря на то, что эта страна является одной из самых дорогих в Европе. Уровень налоговых выплат в ней достигает 50 % от дохода.
Король Дании
Государственный строй Дании - конституционная монархия, где главой государства является король. В лице короля и парламента реализуется законодательная власть. Функции исполнительной возложены на монарха и правительство. Король в Дании обладает значительной, но не безграничной властью, ни одно из политических решений он не может принять единолично. Парламент ограничивает полномочия монарха, без его согласия он не может даже жениться. После смерти короля, в случае отсутствия наследников, парламент выбирает нового правителя.
Однако конституция наделяет короля и значительными правами. Он определяет полномочия, назначает и отправляет в отставку министров, возглавляет собрание министров - Государственный совет. Также он назначает судей, высших должностных лиц и государственных чиновников Гренландии и Фарерских островов.
Король может распустить парламент, открывает его сессии и утверждает принятые им законодательные акты. От имени монарха заключаются международные соглашения. Король носит звание верховного главнокомандующего вооруженных сил, принимает решения о помиловании и амнистии. Хотя на деле большая часть его прав перешла к Совету министров. Руководство вооруженными силами государства через министра обороны осуществляет правительство. Да и правом утверждения законопроектов монарх довольно давно не пользуется.
Сейчас Данией управляет королева, Маргрете II, взошедшая на престол в 1972 году. Она является первой женщиной - главой государства за всю историю Дании. Чтобы это стало возможным, в 1953 году были внесены изменения в закон о престолонаследии, так как у тогдашнего монарха не было сыновей.
Структура парламента
Несложно понять, что главная направляющая и движущая сила в Дании - парламент. Называется он фолькетингом (дат. Folketinget) что означает - «народный тинг». Тингом называлось в Скандинавии и Германии правительственное собрание, аналог русского вече. В однопалатный парламент Дании входят 179 депутатов, которые избираются на 4 года посредством всеобщих прямых выборов. Возрастное ограничение - 18 лет. Король по предложению правительства может распустить парламент досрочно.
Выборы в парламент
Анализ избирательного законодательства Дании говорит о том, что депутаты избираются пропорционально - по одному от каждой политической партии. Они же являются представителями одного избирательного округа. Четыре из них являются представителями Гренландии и Фарерских островов. Таким образом, парламент Дании - это правительство меньшинства, а это значит, что политика государства основана на компромиссах между различными политическими фракциями.
Впервые после своего избрания парламент собирается в 12 часов двенадцатого буднего дня, хотя монарх может собрать его и раньше. Очередные сессии не требуют официального созыва. После окончания летних каникул парламент собирается в первый вторник октября и работает примерно до весны. Внеочередная сессия может быть собрана по инициативе премьер-министра или депутатов численностью не менее 2/5 от общего количества. Парламент избирает президиум - руководящий орган, который состоит из председателя и его заместителей. В их ведении руководство работой фолькетинга и комиссий.
Парламентские комиссии
Каждой отрасли государственной деятельности соответствует одна постоянная комиссия, которая состоит из членов политических партий, представленных в парламенте. Кроме того, могут быть сформированы специальные комиссии, нацеленные на решение какой-то конкретной проблемы или рассмотрение законопроекта. Они имеют право получить необходимую информацию или документы от любых лиц или организаций.
Парламентом избирается высший государственный чиновник, в ведении которого наблюдение за работой гражданской и военной администрации. Он обязан сообщать фолькетингу обо всех нарушениях в их работе, противоречащих Конституции или законам государства.
Полномочия парламента
Конституция наделяет парламент широкими правами. В его ведении находятся внешняя политика, финансы, вооруженные силы государства и издание законов. Фолькетинг сам устанавливает регламент работы и принимает решение о законности выборов депутатов. Фолькетингом регулируется назначение, перемещение и увольнение государственных служащих. На парламенте лежит законотворческая функция. Формально она контролируется королем, без согласия которого не принимается ни один закон. На деле же монарх никогда не спорит с фолькетингом.
Правительство и депутаты имеют право выносить проекты законов на обсуждение. Правительство от имени короля направляет законопроекты в фолькетинг. Приоритет всегда у правительственных проектов, предложения отдельных депутатов проходят крайне редко, так как правительство поддерживает партия или фракция, имеющая большинство в парламенте.
Принятие законопроектов
Каждый законопроект проходит три чтения. Первый - ознакомительный. Затем закон отправляют на изучение соответствующей парламентской комиссии. Комиссия дает свое заключение, и проект закона поступает на второе чтение, во время которого происходит постатейное обсуждение документа. Далее следует третье чтение - обсуждение закона в целом и голосование. Для принятия закона требуется, чтобы он был одобрен большинством голосов.
После закон поступает на утверждение королю, который обязан в течение 30 дней наложить резолюцию. Для принятия законов, касающихся изменений порядка престолонаследия и национального суверенитета, необходимо 5/6 голосов депутатов парламента.
Внешнеполитическая деятельность
Одна из задач парламента - обсуждение нюансов внешней политики. Правительство обязано доводить до сведения парламента информацию обо всех значительных событиях в этой области. Без согласия фолькетинга правительство не может распоряжаться вооруженными силами страны. Исключение составляют случаи иностранной агрессии, но и тогда парламент должен быть немедленно созван для участия в обсуждении вопроса.
Парламент и правительство
Одно из главных прав фолькетинга - контроль над деятельностью правительства. Эта функция была закреплена в Конституции Дании в 1953 году, но фактически реализовывалась с начала XX века. В случае выражения парламентом недоверия кому-либо из министров, тот обязан уйти в отставку. Если недоверие было выражено всему Совету министров или премьер-министру, в отставку уходит все правительство.
Также парламент может привлечь министров к суду в случае их противозаконных действий, дела такого рода находятся в ведении Государственного суда. Парламентское меньшинство пользуется определенными гарантиями. Например, законы, против которых проголосовало меньшинство депутатов, проходят рассмотрение по усложненной процедуре.
Меньшинство может добиться двенадцатидневной отсрочки принятия законопроекта в третьем чтении. Для этого нужно набрать 2/5от общего числа голосов. Треть депутатов в течение трех дней после принятия закона может потребовать выноса его на референдум.
Если парламент поддержит это предложение, закон публикуется, и не ранее чем через двенадцать, но не позднее восемнадцати дней после публикации проводится референдум. Если против закона проголосует большинство избирателей, но не менее 30 % от их общего количества, принятие закона будет отклонено. Не референдум не выносятся финансовые законопроекты, законопроекты о принудительном изъятии частной собственности и о штатах административных учреждений.
Резиденция парламента
В одной из самых знаменитых достопримечательностей Дании - замке Кристиансборг, в Копенгагене, заседает парламент Дании. Название замка переводится как "Христианский замок". Он отстроен на месте крепости XII века, на острове Слотсхольмен. Остров искусственного происхождения и образовался в результате отделения полуострова от остальной суши каналами.
Это уже пятый замок, возведенный на острове. Предыдущие четыре были разрушены в результате пожаров и войн. Первый замок был построен еще в 1167 году. Строительство современного начали в 1907 году, а в 1928-м оно было закончено. Парламент страны переехал в замок в 1828 году, так как король Фредерик VI использовал Кристиансборг только для приемов.
Сегодня замок - поистине уникальный комплекс, в котором расположена выставка, посвященная древним руинам, королевская библиотека, резиденция короля с приемными и жилыми покоями, канцелярия премьер-министра, Верховный суд и парламент Дании. Есть ли в мире еще страна, где все ветви власти находятся в таком тесном контакте? Таким образом, замок Кристиансборг на протяжении уже 800 лет является средоточием экономической и политической власти Дании.