В 20-е годы XX века урок словесности был изъят из системы школьного образования. Но в конце столетия вновь появляется. Что сегодня стоит за термином «русская словесность»? Для одних это нечто устаревшее, для других звучит высоким слогом, третьим представляется чем-то научным. И мало кто знает, что раньше предмет литературы назывался «изящной словесностью». Тургенев, Пушкин, Некрасов, Чехов, Толстой – на произведениях этих писателей не только учились читать, но и формировались личности самих читателей. Художественное слово занимало и продолжает занимать важное место в жизни русского народа. И его значение трудно переоценить.
В начале было…
История зарождения словесности в России представлена лишь некоторыми фрагментами и местами является весьма спорной.
В 1748 году вышел первый учебник русской словесности «Краткое руководство к красноречию», автором которого являлся М. В. Ломоносов. Пособие включало в себя основы науки красноречия и собранные отрывки сочинений знаменитых мыслителей и ораторов. Также в нем имелись советы преподавателям по практическому применению для учащихся.
Позднее понятие «словесность» встречается в Словаре Академии Российской 1789 года. Трактовка его была следующей: «Способность выражаться и говорить, и знание словесных наук». Под этими науками подразумевали: красноречие, грамматику и учение о стихотворстве. Эти предметы считались главными на занятиях Академии. Есть предположения, что с этого времени начались предпосылки установления словесности в русской науке. Именно в те годы приходит осознание роли отечественного языка для общества и по-новому осмысливается важность русского слова в научных кругах. А уже в следующем столетии предмет «русская словесность» становится в центре системы образования и преподается во всех учебных заведениях.
Первые учебники
В педагогике утвердителем словесности стал А.С. Никольский. В 1790 году были анонимно изданы его первые сочинения для детей «Логика и риторика». Немного позднее он публикует учебное пособие «Основания российской словесности». Оно было издано в Санкт-Петербурге в 1807 году для морских училищ. Доктрина Никольского имела большое влияние из-за своей простоты, где словесность определялась как способность выражать мысли словами.
Учебники начала XIX века характерны тем, что авторы начинают часто обращаться к примерам отечественной литературы. В 1822 году публикуется книга Н.И. Греча, в которой собран значительный материал по истории русской словесности, прослеженный от середины IX века.
В 1847 году вышла в свет книга Чистякова Михаила Борисовича «Курс теории словесности», которая становится учебным материалом того времени. В ней автор утверждает, что «Словесность имеет обширное значение. Это – совокупность всех произведений слова, устных и письменных, в которых выражается высшая, т.е. духовная жизнь человека: мысли его ума, нравственные движения его сердца, творческие мечты его воображения».
Возрождение
Почему возникла потребность в уроках словесности в наши дни? Появление в школе третьего предмета филологии вызывало вопросы. Специалисты считают, что кризисные процессы, происходящие в обществе, негативно влияют на состояние русского языка в целом. Может быть, возрождение предмета, как своего рода естественная реакция, продиктованная самим временем, направленная на сохранение языка, его культуры и богатства, как достояния нации.
Р.И. Альбеткова пишет, что словесность – это не какое-то дополнение к русскому языку и литературе, а отдельно стоящий предмет, заглядывающий в саму суть языка.
Педагог с многолетним стажем Роза Альбеткова вместе со своими коллегами (учителями из Рязани, Москвы, Орла) какое-то время находилась в изысканиях новых возможностей преподавания литературы и русского языка в учебных заведениях. Результаты поиска отразились в учебных пособиях Р.И. Альбетковой «Русская словесность», которые были приняты Министерством образования РФ.
Поставленные задачи
Изучение предмета начинается с 5 класса. Словесность вводится, когда учащиеся принимаются осваивать литературные произведения различных жанров и планомерно изучают правила русского языка.
Задачи предмета:
- Научиться выражать собственные чувства и мысли в письменной и устной форме.
- Овладеть способностью самостоятельно понять и осмыслить идею, композицию и сюжет литературного произведения.
- Усвоение законов пользования языка.
- Увеличить интерес к чтению.
Изучение словесности – это хорошие возможности развития искусства слова у учащихся, коммуникативных навыков, так как значительную часть урока идет обсуждение прочитанного материала, работа в группах или парах.
Словесность Альбетковой
Программа, представленная Альбетковой, предлагает последовательное усвоение материала согласно возрасту учащихся. Она состоит из двух этапов:
- первый – начальный уровень, для 5-6 классов;
- второй – более глубокое погружение в предмет, для 7-9 классов.
Пособие в доступной форме на изложенных примерах учит работать с любыми текстами, анализировать их, раскрывая богатство русского языка. Также автор создал оригинальную систему упражнений в помощь учащимся для закрепления материала.
Скучать на таких уроках никому не придется. Они выстроены по принципу: творчество, игра и юмор. И что еще примечательно, что нет оценочной системы худшая работа – лучшая работа, поскольку способности у всех могут быть разные. Но цель учителя пробудить в каждом ученике его творческое начало.
Дар слова
Рассматривая литературные произведения как плоды словесного искусства, тщательно изучая их и анализируя, учащиеся приобретают ценные навыки и умения:
- обогащение словарного запаса;
- формирование эстетического вкуса;
- расширение кругозора;
- свободное владение русским литературным языком;
- ораторское искусство;
- повышение уровня культуры речи.
Но что еще важно, все это стимулирует творить собственные шедевры, будь то письменно или устно.
Значения и виды
Словесность – это предмет филологии. Но в современных ее изданиях этот термин почти не использовался. Профессор МГУ Ю.В. Рождественский возродил его, придав определенный научный смысл. Он попытался выстроить классификацию видов словесности, адаптируя ее к нынешнему времени:
- Устная (диалог, фольклор, молва, ораторика, речь сценическая и судебная).
- Письменная (документы, сочинения, описания, письма).
- Литературная (художественная, публицистическая, научная).
- Массовая коммуникация (СМИ, кино, интернет).
Значение словесности рассматривается в четырех определениях:
- наука о слове;
- искусство слова;
- дар слова;
- общность словесных произведений.
Словесность сегодня
Не все знают, что понятие словесности – это детище русской науки. Его аналогов в Европе не существует. Сегодня слово становится все более популярным и модным, причем рассматривают его не только в рамках школьного образования.
Есть еще один интересный момент в преподавании словесности, в котором так и не пришли к согласию. По мнению некоторых филологов, ее никак нельзя отрывать от православия. Они апеллируют теми фактами, что само творчество русских писателей и поэтов тесно сопряжено с религией. Она была нравственным мерилом, через призму которого и происходил весь творческий процесс, причем не имело значение насколько богобоязненным был сам автор.
Владимир Путин, выступая на первом съезде Общества русской словесности, заявил, что сохранение языка, литературы и культуры – это вопрос сохранения национальной идентичности в глобальном мире.