Эффект Стрейзанд (Streisand effect) - понятие, примеры

Рождению термина «Эффект Стрейзанд» поспособствовал интернет. Ну и особенности психологии пользователей Сети и, наверное, любого человека. Интересно? Сейчас всё узнаете.

Американская певица Барбара стрейзанд

История появления термина

Год рождения понятия «Эффект Стрейзанд» - 2003. Именно тогда американская певица Барбара Стрейзанд обратилась в суд с необычным иском.

Звезда требовала от фотографа Кеннета Аделмана возмещения компенсации за то, что на одном из его снимков, выложенных в интернете, был запечатлён её дом.

Аделман вовсе не был назойливым папарацци, его не интересовала недвижимость или личная жизнь Барбары. Фотограф просто изучал эрозию почвы на побережье (причём по заказу правительства) и сделал более 12 000 фотографий, которые и разместил в Сети.

Изображение с домом Барбры Стрейзанд вовсе не пользовалось популярностью, его почти никто не скачивал, за исключением пары человек (среди которых был и адвокат звезды), зато после распространения информации о поданном звездой иске фото просмотрели более 1 000 000 пользователей!

Казалось бы, несчастный фотограф должен был подать встречное заявление, ведь его обвинили невесть в чём! Но он получил от этого немалую выгоду: нелепый иск позволил его сайту получить сотни тысяч новых посетителей, а одно из агентств и вовсе выкупило у Аделмана злополучное фото, предложив за него неплохую сумму.

В итоге изъять изображение из Сети, естественно, не получилось. Более того, оно было опубликовано практически во всех мировых СМИ.

В 2004 году журналист Майн Мэсник в описании другой (но подобной) ситуации применил термин «Эффект Стрейзанд», который быстро полюбился всем. С тех пор феномены, выражающиеся в том, что все попытки по удалению информацию из интернета ведут лишь к более широкому её распространению, и именуются эффектом Стрейзанд.

Кстати, в этом же году суд отклонил иск Барбары и призвал её возместить Кеннету Алману все его судебные расходы.

дом барбры стрейзанд

Virgin Killer

Одним из примеров эффекта Стрейзанд может послужить следующая история.

В 2008 году организация из Англии, следящая за законностью публикации материалов в интернете, поместила в чёрный список статью Virgin Killer из Википедии об альбоме популярной группы Scorpions. Решение было объяснено тем, что на обложке альбома изображена практически обнажённая девочка, а это можно толковать как распространение детской порнографии. В результате статья набрала миллионы просмотров, а изображение мгновенно распространилось по различным сайтам.

Эффект стрейзанд примеры

Право на забвение

В 2016 году в «Закон об информации…» были внесены поправки, которые позволяют россиянам удалять из поискового списка ссылки с устаревшей или ложной информацией о себе.

Информация при этом из Сети никуда не удалится, однако поисковик выдавать сайт не будет. Получить доступ к нему сможет лишь пользователь, знающий точный адрес. Единственная оговорка: на внутренний поиск соцсетей такая функция не распространяется.

Этот закон пользователи Сети прозвали «правом на забвение».

Подводные камни закона

«Право на забвение», конечно, может позволить россиянам сохранить своё лицо, не уронить честь и достоинство или избежать ложных обвинений. Однако недоработанность закона приводит к появлению таких последствий, с которыми справиться очень сложно.

1. Поисковики часто не в силах проверить достоверность сведений, ведь у них нет на то никаких полномочий. Так что возлагать надежды на то, что «Яндекс» сам установит достоверность информации или нарушение закона, не стоит.

2. Изо всех поступивших обращений пользователей, касающихся удаления ссылки о них из поискового списка, удовлетворены были лишь 30%. Огромное количество заявок «Яндекс» просто не успевает обработать. Выходом должна послужить передача полномочий по контролю за соблюдения «закона о забвении» госорганам. Но на это остаётся только надеяться.

3. Использование «права на забвение» может обернуться громким скандалом и концом мирной жизни. Если пользователь получает отказ, то СМИ тут же начинают его «преследовать», пытаясь выяснить, что же он скрывает. Если же выяснить ничего не удаётся, то «бедным» журналистам приходится придумывать «интриги, скандалы и расследования» самостоятельно.

фотографии в интернете

Гром среди ясного неба

Эффект Стрейзанд и интернет-цензура в современной России связаны очень тесно. Причём что здесь яйца, а что курица, непонятно. С одной стороны, цензура порождает интерес, с другой, нездоровый интерес порождает цензуру. Это подтверждает ряд громких дел.

Не твоё «кошачье дело»

Одним из самых масштабных интернет-скандалов стало «Кошачье дело». Знаменитый дрессировщик кошек Юрий Куклачёв подал в суд на блогера Михаила Вербицкого за то, что он назвал Юрия живодёром и обвинил в использовании электрошокера при дрессировке животных.

Уладить конфликт за стенами здания суда не получилось, поэтому в феврале 2010 года с Вербицкого была взыскана компенсация в пользу Куклачёва в размере 40 000 рублей. Недостоверная, по словам Куклачёва, информация была удалена. Что Вербицкий, кстати, посчитал ущемлением свободы слова.

Литература под запретом

Яркие примеры эффекта Стрейзанд - истории с романом «Голубое сало» и «Апгрейд обезьяны».

Книга В. Сорокина «Голубое сало» вызвала волну негодования в связи с обвинением в распространении порнографических материалов. Выпустившему её издательству и самому Сорокину был предъявлен иск. В результате продажи книги возросли в несколько раз.

Аналогична и история с книгой А. Никонова «Апгрейд обезьяны». В ней обнаружили скрытую пропаганду наркотиков. С прилавков магазина книга была изъята, зато в интернете она стала настоящим хитом продаж.

streisand effect

Как победить эффект Стрейзанд

Чтобы не запустить волну массового распространения о вас неприятных сведений, стоит немного знать психологию.

  • Обратите внимание: в школе дразнят «жирным» или «очкариком» не просто того, кто полноват или носит очки, а того, кто комплексует по этому поводу. Поэтому важно вовремя «включить игнор» и пройти мимо недостоверной информации, не нагнетая ситуацию.
  • Streisand Effect жив только благодаря тому, что люди очень бурно реагируют на ограничения в интернете. Даже если запрет правилен и логичен, его просто не получается забыть. Помните, как Геростат поджёг храм Артемиды? Он очень хотел, чтобы его запомнили. И даже несмотря на то, что горе-героя казнили, а имя его строго-настрого запретили упоминать – его не могут забыть уже 16 веков.
  • Относитесь ко всему с юмором, даже к компрометирующим материалам или вашим фотографиям в интернете. Бежать в суд с иском точно не стоит, угрожать тем более – так вы только привлечёте к себе всеобщее внимание.

Рекламный ход

Часто нашумевший эффект используется для рекламы или пиара.

Нестандартная социальная реклама сайта «Год молодежи», направленного на формирование активной гражданской позиции молодых людей, имела интересную аннотацию. В ней говорилось, что материал запрещён к просмотру, и по телевидению его не показывают. Естественно, всем было интересно, что там, в ролике, и просмотров было много. Никто же не догадывался, что это рекламный ход, и показывать ролик по ТВ и так не планировалось. Приём с «запрещённой информацией» - пожалуй, самый используемый рекламный ход на сегодня.

Эффект стрейзанд и интернет-цензура в современной россии

Трогательная история

Американская 9-летняя школьница Марта Пейн очень хотела поддержать один из благотворительных фондов, помогающих африканским детям. Девочка решила вести собственный блог NeverSeconds, куда выкладывала фотографии своих школьных обедов. Название блога связано с отсутствием возможности получить вторую порцию обеда в школьной столовой. Девочка очень подробно описывала блюда, их внешний вид, вкус и калорийность. Постепенно блог начал набирать популярность среди детишек из других стран, которые делились с Мартой фотографиями своих обедов. В результате сформировалось мнение, что обеды Марты очень маленькие. Местные журналисты заинтересовались этим и даже написали несколько статей.

Администрация школы отнеслась к ситуации крайне негативно и запретила девочке делать снимки обедов. Марта, опечаленная этим событием, написала в своём блоге трогательный пост о том, что теперь не сможет помочь африканским детям.

Общественность и мировые СМИ были возмущены поступком школьного совета. В результате девочке вновь разрешили фотографировать еду, а блог стал очень популярным, и школьница смогла помочь африканским детишкам за счёт рекламных средств.

Эффект стрейзанд

Как бы странно это ни звучало, люди не спешат учиться на ошибках других. Каждый уверен, что ему точно удастся победить злоумышленников, распространяющих о нём ложную информацию. Когда становится понятно, что бороться с многомиллионной армией «сплетников» невозможно, вернуть уже ничего нельзя - механизм запущен, и обратного хода он не имеет. Увы.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Добавить смайл
  • :smile:
  • :wink:
  • :frowning:
  • :stuck_out_tongue_winking_eye:
  • :smirk:
  • :open_mouth:
  • :grinning:
  • :pensive:
  • :relaxed:
  • :heart:
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
Следят за новыми комментариями — 5
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.