Несмотря на обилие тракторной техники, немногие модели получили повсеместную популярность. Например, ВТ-150 уже более 12 лет остается востребованной модификацией, ориентированной на выполнение работ, отвечающих всем современным стандартам, включая эксплуатацию новейшего навесного оборудования. Наряду с высокой практичностью, техника отличается достойным уровнем комфорта, низкой ценой, высоким показателем ремонтопригодности, легким управлением.
Применение
Максимальную эффективность ВТ-150 показывает на больших полях, площадь которых составляет не менее 50 гектаров. Его вполне реально использовать и на меньших участках. Но при этом проявляется не такая высокая рациональность, дающая возможность проявить себя трактору на все 100 процентов.
Основное применение рассматриваемой модели – большие фермерские наделы и значительные посевные площади. Особенно экономичность по времени и расходу ощущается на тягах более 2 000 кгс. Машина способна агрегировать с большими показателями на высоких скоростях (до 5,5 тонны).
Характеристики
Ниже приведены технические параметры, присущие ВТ-150:
- Длина/ширина/высота – 5400/1850/3090 мм.
- Клиренс – 38 см.
- База продольная – 1830 мм.
- Колея – 1330 мм.
- Гусеницы по ширине – 47 см.
- Эксплуатационная масса – 7,82 т.
- Вес съемного балласта – 0,78 т.
Силовой агрегат
Трактор ВТ-150 оснащается дизельным мотором с турбиной, который выпускается Алтайским моторным комбинатом в Барнауле. В разработке предусмотрены два типа силового агрегата: Д-442-24 ВИ и Д-442-25 ВИ. Первая модификация оснащается пуском с электрическим стартером, второй вариант – прямой электростартер. Мотор имеет масляно-жидкостный узел охлаждения. Эффективность уровня теплового обмена позволяет существенно уменьшить время, требуемое для прогрева установки перед пуском зимой, а в теплое время года не допускает перегрева мотора.
Параметры данного силового агрегата приведены ниже:
- Мощность – 150 конских сил (110 кВт).
- Запас крутящего момента – 20 процентов.
- Максимальный полезный показатель мощности – 1900 вращений в минуту.
- Количество цилиндров – 4.
- Рабочий объем по расходу – 7,43 л/час.
Обслуживание мотора и узел трансмиссии
Ремонт силового агрегата ВТ-150 не вызывает особых нареканий. Капот откидного типа гарантирует свободный доступ ко всем основным узлам и системам. Конструкторы предусмотрели свободную нишу в подкапотной части техники, что позволяет эксплуатировать не только штатные, но и другие отечественные или зарубежные дизельные моторы.
Трактор оснащается пятиступенчатой коробкой передач с постоянно зацепленными шестернями. Конечные части передач – эвольвентные шестерни с точечным зацеплением. В качестве эксперимента использовался блок с трехрежимной бустерной коробкой. Такое решение дало возможность увеличить число передач до 15 диапазонов. Кроме того, имеется реверсивный редуктор и уменьшитель хода на 4 диапазона.
Кабина
Кабина у рассматриваемого трактора каркасного типа, оборудована двумя рабочими местами, хорошей герметизацией, довольно просторна. Металло-галогенные лампы (МГЛ ВТ-150) обеспечивают отличное освещение в кабине, включая приборную панель. Кроме того, узел оснащен воздушным охладителем, калориферным обогревателем, парными герметичными пакетами на лобовом и заднем стекле. Присутствуют стеклоочистители сзади и спереди, регулируемое водительское сидение на рессорах, а также кондиционер (в качестве дополнительной опции).
Кабина достаточно комфортна, несмотря на аскетичный интерьер. Все датчики и приборы расположены непосредственно перед оператором, подрессоренное кресло позволяет поглощать вибрации, возникающие при перемещении по неровной поверхности. Все съемные и подвижные детали оборудуются резиновыми накладками, что позволяет предотвратить стуки и скрипы, попадание пыли в салон.
Ходовая система
Рулевое управление классического типа, после нажатия рычага активируется фрикцион и тормоз. Выжимать педали необходимости нет. Легкость достигается за счет использования пневматических усилителей. Метод поворотов управления – планетарный механизм с пневматикой.
Техника укомплектована стояночным тормозом дискового типа, они отличаются от стандартных ленточных аналогов, которые эксплуатируются на других гусеничных тракторах. Ходовая система агрегата имеет индивидуальную подвеску комбинированного типа. Она может функционировать в режиме упругого балансира либо как персональная рессора. Такое решение обеспечивает плавность хода, минимальное воздействие траков на грунт, а также увеличивает навесные возможности техники.
Навесной механизм с гидравликой
Этот узел оснащен рычажно-шарнирной конструкцией с возможностью парной или тройной наладки. Показатель грузоподъемности на шарнирных осях составляет 3000 кгс. Предельное давление в системе гидравлики – 20 МПа, производительность насосной помпы – 90 литров в минуту.
Агрегируемое навесное оборудование позволяет использовать трактор для культивации, пахоты, удобрения, посева, мелиорации, уборки урожая. Задний вал отбора мощности имеет две скорости, частично независимый и может без выключения привода одновременно воздействовать на оба контрольных рычага. Обороты 1-го и 3-го хвостовиков – 540 и 2800 вращений в минуту.
Особенности
К особенностям рассматриваемой техники можно отнести несколько моментов:
- Галогенная лампа ВТ-150 обеспечивает отличное освещение в темное время суток.
- Трансмиссия техники позволяет гарантировать минимальные потери мощности и высокую надежность узла.
- Улучшенная принудительная смазка обеспечивается модернизированным производительным масляным насосом.
- Предельное тяговое усилие на стерне – 44 кН.
- Тип сцепления машины – однодисковый сухой узел с планетарным механизмом, дающим возможность быстро развернуть трактор практически на одном месте.
ВТ-150: отзывы
Из положительных моментов пользователи отмечают, что данная техника оборудуется комфортной кабиной, выполняет массу различных функций, отличается надежностью и высокой ремонтопригодностью. С другой стороны, трактор снят с производства по причине закрытия Волгоградского комбината. В связи с этим, очень трудно найти подходящие запчасти, да и цена на них немалая.