Генри Дэвид Торо был американским писателем, поэтом, мыслителем, историком, гражданским активистом и борцом за отмену рабства. Он являлся ярким представителем философско-литературного течения, называемого трансцендентализмом. Это движение зародилось в середине XIX века в США в среде прогрессивной интеллигенции.
Самое известное произведение Генри Дэвида Торо - "Уолден", которое представляет собой размышление на тему отказа от благ современной цивилизации и простого образа жизни в естественном природном окружении. Другая заметная книга писателя называется "Гражданское неповиновение" (в оригинальной версии - "Сопротивление властям"). В ней автор отстаивает право личности на неподчинение несправедливому государству.
В общей сложности книги, статьи, эссе и поэтические произведения Генри Дэвида Торо составляют более 20 томов. В его литературном стиле переплетаются наблюдения за природой, личный опыт, острая риторика, символизм и типично американское внимание к практическим деталям. Иногда Генри Дэвида Торо называют анархистом, хотя писатель призывал не к отмене, а к улучшению государственной власти.
Ранние годы и образование
Литератор и философ родился в городе Конкорде в штате Массачусетс в 1817 году. Дом, в котором Генри Дэвид Торо появился на свет, сохранился и в настоящее время превращён в музей. Отец писателя владел небольшой фабрикой по производству карандашей. Торо получал образование в Гарвардском колледже с 1833 по 1837 год. Он изучал риторику, классическую литературу, философию и математику. В соответствии с легендой, после окончания колледжа писатель отказался заплатить пять долларов за диплом. Объяснение этого поступка стало одной из знаменитых фраз Генри Дэвида Торо: "Пусть каждая овца хранит свою собственную шкуру". Писатель намекнул на существовавшую в те времена традицию использования пергамента для изготовления дипломов.
Возвращение в Конкорд
Торо не интересовали доступные для выпускников колледжей профессии, связанные с юриспруденцией, церковью, бизнесом и медициной. После возвращения из Гарварда в родной город он попробовал работать школьным учителем, однако уволился через несколько недель из-за нежелания применять к детям общепринятые в ту эпоху телесные наказания.
В Конкорде произошла судьбоносная встреча, открывшая новую страницу в биографии Генри Дэвида Торо. Писатель через общего друга познакомился с Ральфом Эмерсоном, знаменитым протестантским священником, поэтом и приверженцем философии трансцендентализма. Этот выдающийся духовный лидер выступал с лекциями и проповедями по всей территории Соединённых Штатов. Он стал наставником Торо.
Первые публикации
Благодаря Эмерсону писатель познакомился с такими прогрессивными мыслителями того времени, как поэт Эллери Ченнинг, журналистка Маргарет Фуллер, просветитель Бронсон Олкот и романист Натаниэль Хоторн. В тогдашней Америке главным печатным изданием, посвящённым философии трансцендентализма, являлся ежеквартальный журнал The Dial. Обязанности редактора в нём исполняла Маргарет Фуллер. Эмерсон вдохновил Торо заняться написанием эссе и поэм для этого журнала. Основная идея философии трансцендентализма заключалась в том, что человек достигает духовного совершенства не при помощи религиозной доктрины, а путём единения с природой и внутреннего интуитивного прозрения.
В течение трёх лет Торо работал в качестве домашнего учителя детей Эмерсона, а также выполнял обязанности его секретаря и садовника. Одновременно писатель завязывал знакомства с журналистами и издателями, которые могли помочь с опубликованием его сочинений. Именно в тот период Торо встретил Хораса Грили, ставшего впоследствии его литературным агентом. Затем писатель вернулся в свой родной Конкорд для того, чтобы совмещать творческую деятельность с работой на семейной фабрике по производству карандашей. Будучи разносторонне одарённым человеком, он сумел внести усовершенствования в технологию изготовления графитовых стержней и увеличить доходность предприятия.
Уединение
Книгу "Жизнь в лесу" Генри Дэвид Торо создал во время двухлетнего добровольного отшельничества в маленькой хижине, расположенной на берегу Уолденского пруда. Проникнувшись идеями трансцендентализма, он решил поставить эксперимент по самостоятельному существованию человека в полной изоляции от общества.
Писатель построил хижину своими руками. Он обеспечивал себя всем необходимым без посторонней помощи, занимаясь рыбной ловлей и огородничеством. Торо не просто искал уединения для того, чтобы иметь возможность сконцентрироваться на литературном труде. Своим экспериментом он стремился продемонстрировать преимущества жизни в гармонии с природой.
Борьба с государственной властью
В период отшельничества в лесу писатель совершил первый акт гражданского неповиновения. Встретившись с местным финансовым инспектором, он отказался заплатить налоги, накопившиеся за последние шесть лет. Торо аргументировал это решение своим несогласием с политикой правительства Соединённых Штатов, в частности, с легальным рабовладением. Писатель заявил, что гражданин не обязан платить налоги аморальному государству. В результате данной акции протеста Торо провёл ночь в тюрьме. Его выпустили на свободу после того, как задолженность по налогам была выплачена родственниками писателя. Через три года после этого инцидента увидела свет одна из самых значимых книг Генри Дэвида Торо "Гражданское неповиновение", в которой он подробно объяснил свою идею сопротивления государственной власти.
Издание книги "Жизнь в лесу"
Покинув хижину на берегу пруда, автор в течение нескольких лет пересматривал и дорабатывал рукопись, содержащую рассказ об этом необычном эксперименте. Произведение представляет собой смесь мемуаров и духовных размышлений. Книга Генри Дэвида Торо "Жизнь в лесу" была впервые опубликована в 1854 году. Произведение не вызвало особого восхищения у современников, но литературные критики последующих поколений причислили его к классике.
Политическая активность
Писатель был яростным противником рабства. Он принимал участие в работе так называемой "Подпольной железной дороги". Под этим кодовым обозначением скрывалась тайная организация, оказывавшая помощь беглым рабам. Входившие в её состав активисты переправляли негров из США в Канаду, несмотря на закон, запрещавший содействие освобождению невольников. В соответствии с этим правилом, чернокожих ловили и возвращали хозяевам, даже если им удавалось добраться до территории северных штатов, отменивших рабство. За невыполнение данного предписания государственные чиновники и частные лица могли быть наказаны тюремным заключением и штрафом. Торо неоднократно подвергал этот закон жёсткой критике.
Писатель открыто выступил в защиту Джона Брауна, попытавшегося организовать вооружённое восстание рабов в Западной Вирджинии, и приговорённого за это к повешению. В своих публичных речах он сравнивал казнь лидера неудавшегося бунта с распятием Иисуса Христа.
Восхищение героизмом Джона Брауна свидетельствовало о том, что писатель являлся сторонником не только пассивного сопротивления несправедливой государственной власти, но и активной борьбы с применением насилия, если этого требовали обстоятельства. Доказательством того, что Торо не придерживался пацифистских взглядов, служат его слова: "Да не будет мир провозглашён ржавчиной на наших мечах или нашей неспособностью вытащить их из ножен".
Поздний период
На протяжении всей жизни неуклонно возрастал интерес писателя к естествознанию. Он жадно читал книги по ботанике, а также рассказы о путешествиях и экспедициях. Торо изучал природу Конкорда и тщательно фиксировал результаты своих наблюдений за созреванием плодов растений, миграцией птиц и изменениями уровня воды в Уолденском пруду. Его дневники, посвящённые естествознанию, поражают своим объёмом. Они содержат несколько миллионов слов, написанных автором в процессе многолетних наблюдений за природой, окружающей его родной город. Торо никогда не покидал американский континент, но прочитал практически все существовавшие в то время описания путешествий в разные части света. Он стремился удовлетворить своё бесконечное любопытство, связанное с народами, культурами, религиями и природными условиями других стран. Одна из известных цитат Генри Дэвида Торо звучит следующим образом: "Живи дома как путешественник".
Смерть
На протяжении многих лет писатель страдал от туберкулёза. Однажды во время ночной прогулки он попал под проливной дождь и заболел бронхитом. С этого момента его состояние здоровья стало постепенно ухудшаться. В конечном итоге Торо оказался прикован к постели. Осознавая безнадёжность своего положения, писатель посвятил последние годы пересмотру и редактированию неопубликованных работ. На вопрос о том, удалось ли ему примириться с Богом в конце жизненного пути, Торо ответил: "Я не помню, чтобы мы когда-либо ссорились". Писатель скончался в мае 1862 года в возрасте 44 лет. Он был похоронен на кладбище своего родного города.