«Королевские игры» (Ленком) – это опера в двух частях, поставленная по мотивам пьесы «1000 дней Анны Болейн», созданной Максвеллом Андерсном в 1948 г. В основе первоисточника находятся исторические события, происходившие в реальности. Связаны они с правлением Генриха VIII – английского короля. В памяти потомков он остался дерзким распутником и кровавым властителем.
Спектакль «Королевские игры» Ленком поставил в 1995 г. (премьера была сыграна 12 октября того же года). Постановкой пьесы занимался Марк Захаров, а автором текста стал Григорий Горин. Музыка написана Шандором Каплошом. Продолжительность «Королевских игр» (Ленком) составляет 2 ч 40 мин. Спектакль имеет два действия, между которыми есть антракт.
Секрет успеха
«Королевские игры» театра Ленком являются поистине современным спектаклем. Ведь повествует он о вечных для мира политических интригах. Пьеса «Королевские игры» (Ленком) отзывы получает как о постановке, уникальным образом сочетающей в себе условности оперы и реальности драмы. Спектакль давно и прочно вошел в список самых популярных долгожителей. Без него невозможно представить себе репертуар театра.
Несмотря на то что премьера этой постановки состоялась более двух десятков лет назад, и в настоящее время публика, как и прежде, заранее покупает билеты на просмотр «Королевских игр» в Ленкоме. Отзывы зрителей подтверждают то, что если не позаботиться об этом заранее, то можно вполне остаться без желанного места в зале театра. Ведь попасть на просмотр спектакля стремятся очень многие.
Политика на подмостках
Многие люди предпочитают жить спокойной и размеренной жизнью. Однако как бы они ни абстрагировались от политики, она неизменно вторгается в их души и в быт, затрагивая там самые потаенные струны. Порой политика не брезгует даже цинично ворваться в личное пространство человека, ломая при этом его не только настоящую, но и будущую жизнь. В связи с этим становится невозможным игнорировать и не замечать те процессы, которые происходят на вершинах власти.
Нынешние жители Земли, несмотря на национальное своеобразие направлений развития и судеб, все же связаны между собой общей историей планеты. Этот момент был великолепно прочувствован американским драматургом Максвеллом Андерсоном и нашел отражение в его пьесе.
Спектакль «Королевские игры» (Ленком) отзывы получает как о действе, в котором все сегодняшние страдания и чаяния, утраты и приобретения зритель видит в муках и радостях представленных на сцене персонажей. При этом эти чувства прошли через замысловатое видоизменение и примерены к новой оценке, обстановке и восприятию.
Жанр постановки
Какие получает спектакль «Королевские игры» (Ленком) отзывы критиков? При написании своих рецензий они отмечают, что эта постановка по своему жанру является оперой, но, по сути, - не чем иным, как сочинением драматурга.
Сюжетная линия спектакля неразрывно связана с историей жизни Генриха VIII. Эта королевская особа и до настоящего времени не перестает интересовать сочинителей. И в этом нет ничего удивительного, ведь данный правитель был довольно колоритной фигурой. Это личность грубого варвара и в то же время философа, пытающегося обогнать время, безжалостного тирана и романтического поэта, тонкого политика и необузданного распутника. Кто же играет столь многогранного персонажа в спектакле Ленкома «Королевские игры?» Отзывы зрителей говорят о том, что весьма талантливо представляет на сцене короля Генриха VIII Александр Александрович Лазарев. Это народный артист России и достойный сын своего отца.
Словесный текст, после того как достигает определенной степени воздействия на зрителя, переходит в пение. А оно, в свою очередь, в самые кульминационные моменты превращается в стоны, вопли и рыдания одновременно любви и отчаяния.
Что говорят отзывы о спектакле «Королевские игры»? Театр Ленком советуют посетить тем людям, которые хотят ощутить острые чувства, сопереживая героям. Игра актеров настолько реалистична, что равнодушных в зале не бывает никогда.
Сюжет
Рассказанная театром Ленком история касается истории любви Генриха VIII и жестокой, а также расчетливой Анны Болейн – дочери казначея правителя. Описанные события произошли в реальности и до сих пор волнуют души людей.
На момент первой встречи с Анной королю Генриху VIII было чуть более тридцати лет. Он был счастлив в браке с Екатериной Арагонской. Жизнь правителя Англии омрачало лишь то, что у него не имелось сына-наследника. Из всех рожденных королевой детей выжила лишь дочка Мария (в будущем Кровавая Мэри). Но, тем не менее, отношения между Екатериной и Генрихом, несмотря на его постоянные кратковременные увлечения, были вполне доброжелательными и теплыми. Ведь жена снисходительно относилась к похождениям своего мужа. Однако все изменилось, когда в их жизнь стремительно ворвалась смуглая и черноволосая фрейлина, которая смогла растоптать не только здоровье, счастье и жизнь королевы, но и религиозные традиции, а также спокойствие страны в целом.
Анна очаровала Генриха. Ему в девушке нравилось все. Ее роскошные волосы и выразительные глаза, стройная и изысканная фигура, острый ум, грациозность движений, умение элегантно и безупречно одеваться, которое она получила в период проживания в Париже, а также безудержная страстность, угадывающаяся в ее манерах, и даже ее пение.
Генрих, сам будучи талантливым музыкантом, не мог не оценить виртуозной игры Анны на лютне, завораживающего голоса, а также утонченного вкуса при подборе песен новой пассии. Ему было приятно оказывать ей знаки внимания, но она отклоняла все его воздыхания и приношения.Король влюбился просто безумно. Однако Анна дала понять то, что никогда не будет одной из его наложниц. Ей нужно было стать королевой. И Генрих решил выполнить условие возлюбленной. Но король был женат, и расторгнуть брак оказалось непросто. Он обратился к Папе Римскому, чтобы тот дал разрешение на развод. В этом Генриху было отказано. И тогда король Англии начал в своей стране реформу церкви, бросив вызов религии. Согласно вновь принятым законам Папа Римский полностью утрачивал власть над всем католическим миром Туманного Альбиона. Главой же вновь созданной Англиканской церкви становился король Генрих VIII. После этого он смог развестись и заключить брак с Анной Болейн. Однако надежды короля на появление наследника так и не оправдались. Анна родила ему дочь. Вскоре брак, который длился всего лишь 1000 дней, распался. В это время Генрих уже увлекся простушкой Джейн Сеймур. Впоследствии девушка станет его очередной женой. А вот от Анны он решил избавиться. Генрих обвинил Болейн в прелюбодеянии и измене государству, приказав обезглавить ее.
В конце спектакля на сцене появляется светловолосая девочка. Это дочь Анны. Она произносит фразу «Елизавета станет Первой».
Эта история является самым ярким и необычным любовным романом, о котором известно миру. А маленькая девочка Елизавета, которую Анна оставила после себя, несколько позже стала одной из самых великих правительниц Туманного Альбиона. При этом она привела английское королевство к процветанию и миру.
Таково краткое содержание «Королевских игр» (Ленком).
Актеры
Игры королей – это всегда нечто манящее и ужасное. Ведь тот, кто принимает в них участие, может получить корону и трон или оказаться на плахе палача. Эта жестокая игра страстей и стала для авторов постановки благодатным материалом для созданной ими сценической фантазии.
Драматические актеры спектакля «Королевские игры» (Ленком) вдруг неожиданно, но смело приняли участие в опере. Постановку удачно сыграли:- Александр Лазарев, а также Семен Шкаликов (в роли Генриха);
- Анна Большова, а также Светлана Илюхина (в роли Анны),
- Иван Агапов (Норфолк);
- Павел Капитонов (Кромвель);
- Виктор Речман (в роли Томаса Болейна);
- Елена Степанова (в роли Мэри Болейн);
- Олег Кныш (слуга);
- Екатерина Мигицко, а также Наталья Омельченко (экономка);
- Юрий Колычев (Вулси);
- Сергей Дьячковский, Константин Петухов (лорд Перси);
- Любовь Матюшина (в роли Елизаветы Болейн);
- Ольга Зиновьева, Наталья Щербинкина (поющая фрейлина);
- Сергей Дьячковский и Алексей Скуратов (в роли Генри Норриса);
- Сергей Дьячковский и Дмитрий Грошев (Марк Смитсон);
- Наталья Омельченко, Анна Зайкова, Эстер Ламзина (Джейн Сеймур);
- Марина Королькова;
- Геннадий Козлов, Владимир Кузнецов (Томас Мор);
- Александр Горелов, Геннадий Козлоа (епископ Фишер);
- Кирилл Петров и Андрей Леонов (в роли Томаса Уайера);
- Павел Капитонов (Томас Кромвель);
- Сергей Ююкин, Александр Сальник, Игорь Коняхин, Виталий Боровик, Евгений Бойцов, Максим Амельченко, Сергей Александров (подручные Кромвеля);
- Вера Телегина, Лена Старшинова (Елизавета Первая);
- Виталий Боровик и Анатолий Попов исполнили танец придворного;
- Николай Парфенок (музыкант с лютней).
Помимо этого, приняли участие в спектакле «Королевские игры» в Ленкоме такие актеры:
- Анатолий Абрамов, исполнивший соло на ударных;
- Анжелика Воропаева и Мария Плехова, а также Владимир Калитвянский и Жанна Терехова, сыгравшие на гобое, флейте и виолончели.
Отзывы о спектакле (2017) «Королевские игры» в Ленкоме подтверждают, что и в настоящее время его актуальность остается на самом высоком уровне. Зрители остаются довольны увиденным действом, где актеры бросают острые эпатирующие реплики, а их игра проходит со сценографией, поражающей своей новизной. При этом отмечена красота созданных для спектакля костюмов. Зрителя восхищает задумка автора оперы «Королевские игры» (Ленком). Актеры и роли в ней наделены одновременно нежностью и грубостью, вульгарностью и изысканностью. А увиденные на сцене фарс и трагедия служат еще одним напоминанием о том, что жизнь, пусть и жестокая, все же не что иное, как игра.
Что характерно для спектакля «Королевские игры» (Ленком)? Актеры, декорации, костюмы, музыка – здесь все связано в одно целое. Зрители отмечают легкое перемещение белого занавеса-балдахина, имеющего множество складок и располагающегося посреди сцены. Все декорации в спектакле меняются одновременно с его действием. Они подстраиваются под обстановку, бывая не только детской комнатой, но и тюрьмой, в которой находится Анна. А порой зрителей поражает белоснежный НЛО, которое плывет под самым потолком в зрительном зале. Радует театралов и неумолимый темп спектакля, безупречность профессиональных актеров, играющих в пьесе. Многие отзывы отмечают мастеров Ленкома. Так, Генрих, которого исполняет Александр Лазарев, настолько пронзителен и мощен, что невозможно предугадать, каким он предстанет в следующей сцене – беспощадным или обескураженным, растерянным или высокомерным.Очень впечатляет зрителей и игра актера Ивана Агапова (герцог Норфолк). В одном лице он предстает на сцене мудрецом и шутом, который все время заставляет зал смеяться. Тот, кто просмотрел спектакль, убежден, что без этого героя действие сводилось бы к описанию мрачной трагедии, произошедшей в средневековье. Харизматичный герцог Норфолк позволяет разбавить общую картину мрака и ужаса. А это дает возможность получить зрителю от спектакля истинное удовольствие.
Творческий коллектив
Спектакль «Королевские игры» (Ленком) создан:
- режиссером-постановщиком М. Захаровым;
- режиссером Ю. Махаевым;
- костюмером Ю. Хариковым;
- музыкальным руководителем и главным хормейстером И. Мусаэляном;
- балетмейстером А. Молостовым;
- художником по свету С. Мартыновым.
Популярность
О том, насколько удачным получился этот спектакль, можно говорить бесконечно. Придраться к постановке не может даже самый суровый критик. Однако это не всегда было именно так. В первые месяцы после выхода оперы находились моменты, опровергающие успех пьесы в будущем. Критики упрекали Захарова в том, что он сделал попытку уйти от злободневности и обратился к глубокой старости. Но и в 2017 «Королевские игры» (Ленком) отзывы получает как о спектакле, билеты на который раскупаются уже тогда, когда его название появляется на афишах. Ведь популярность пьесы заключается в том, ее главный творец, М. Захаров, сумел разглядеть в событиях прошлого печальное настоящее. Именно поэтому спектакль «Королевские игры» входит в перечень самых великолепных постановок театра.
Стоит отметить, что в 1996 г. постановка получила театральную премию «Хрустальная Турандот».
Значимость персонажа Генриха VIII
Без сомнения, ни в одном театре мира не найдется такой сцены, на которой бы не появлялись короли, королевы и прочие титулованные особы. Интриги придворных и борьба за трон, царская любовь и коварство... Все это не раз вплеталось в драматические сюжеты, вдохновляя драматургов и заставляя волноваться зрителей.
Безусловно, Генрих VIII является одним из самых знаменитых английских королей. Тонкий политик и жестокий деспот, разнузданный сластолюбец и грубый дикарь, инстинкты которого нередко брали верх над разумом. Выдумать более колоритную фигуру просто невозможно.
Впервые в роли театрального персонажа этот король Англии появился на сцене еще в конце XVII в. в одной из пьес Шекспира. И с той поры он не уходит с подмостков театров и с экранов кинотеатров.Значимость персонажа Анны Болейн
Под стать английскому королю Генриху VII его вторая жена. В Анне Болейн страстей можно обнаружить не меньше, чем в ее супруге. В душе женщины идет постоянная борьба между силами добра и зла. Причем страсти бушуют с такой невероятной силой, что выразить это словами просто невозможно. Вполне вероятно, что из-за этого данный персонаж часто вдохновлял на сочинение опер, симфоний и музыкальных произведений.
Конечно, Генрих вполне мог бы явиться главным героем постановки М. Захарова. Однако автор распорядился по-другому. Главной героиней в его спектакле стала именно Анна Болейн. Эта сильная женщина, находящаяся в мужском мире, вызвала симпатии театральной публики.О чем же этот спектакль?
Что показывают зрителям авторы? В пьесе можно увидеть:
- желание власти;
- готовность человека отказаться от слова, которое было дано им другому;
- способность не думать о несчастной женщине, которая была первой женой короля и не подарила ему сына;
- правило бумеранга, которое предполагает возврат всего выпущенного не одним, так другим путем, ведь Анна для жены Генриха стала разлучницей, однако ее ждала еще более страшная участь;
- доказательство того, что человек, поступивший с кем-либо определенным образом, вероятнее всего, поступит с тобой точно также;
- необходимость в расстановке приоритетов, ведь так до конца и непонятно, кто же нужен был Генриху больше – наследник или прекрасная Анна.
Ради кого король начал конфликт с церковью? Конечно, ради женщины. Однако получив ее, но не обзаведясь наследником, Генрих решился на казнь той, ради которой перевернул весь мир, и той, которая еще совсем недавно была самой желанной.
С момента случившегося прошли века. Бурными темпами начал развиваться прогресс. Было освоено космическое пространство. Но это вовсе не означает того, что перемены произошли и в человеческой психологии. Так же, как и в прежние времена, люди продолжают стремиться к богатству и к власти. Все так же они готовы плести интриги и подставлять и убивать других людей. Так же, как и прежде, невозможно заранее предугадать, какого пола будет зачат ребенок. И все так же любой человек непременно ответит за то, что сделано им. Это случится рано или поздно.
Жизнь человека довольно коротка. Она является для него тем полем, которое необходимо вначале вспахать, а после засеять. И только это позволит получить урожай, то есть результат, который покажет, насколько рационально прожил человек в этом мире, понял ли он смысл своего существования и стал ли счастливым, не принося вреда другим людям.