Данная формулировка получила массовое свое распространение в "лихие 90-ые" прошлого столетия. Изначально "беспредел" – это исключительно криминальное сленговое слово, оно использовалось только в воровской субкультуре. Затем термин шагнул навстречу народу, и его стали употреблять в СССР в самых различных контекстах. А все началось в 1988 году, когда в небезызвестном журнале «Огонек» был опубликован одноименный очерк, повествующий о бунте в одной из колоний. С тех пор много времени утекло, но это «глубокое» слово довольно прочно врезалось в речевой запас среднестатистических обывателей постсоветского пространства.
По понятиям
Но прежде всего, что такое беспредел на уголовном жаргоне? Это произвол, «беспонятие», то есть нарушение воровских правил. Случалось беззаконие и «блатное» (открытое попирание тюремного устава со стороны воров в отношении иных заключенных), и "ментовское" (жестокость и садизм, проявляемый к зекам администрацией колоний или иными должностными лицами, к примеру прокурором или инспекторами).
Этимология
Итак, в начале «беспредел» - это жаргон блатного мира. В нем традиционно использовались корни из различных языков: русского, украинского, идиша, немецкого. Или же бралось уже готовое понятие и придумывалось новое значение, другая смысловая нагрузка. Слово «беспредел» - это новообразование от корня «предел». В русской речи есть и аналогичное прилагательное, обозначающее нечто безбрежное.
Производные
- Беспредельный – беззаконный, в широком понимании тюремных и воровских норм, правил. Так назывались те действия, которые не укладывались в общепринятые рамки. А если уже не следовать фене, а проанализировать в более широком кругу современного употребления, то это нечто, из ряда вон выходящее.
- Беспредельщики – заключенные, а также сотрудники ИТУ, творящие беззакония и произвол. В более широком нынешнем понимании – те, кто грубым образом не подчиняются общеустановленным правилам социума или общественного порядка.
«Беспредел» - это художественный фильм
Данная кинолента вышла в годы перестройки, в далеком 89-ом прошлого века. Фильм рассказывает историю о конфликте между заключенными и основан на реальных событиях (за базу был взят все тот же очерк из журнала). Несмотря на то что в «экранизации» четко прослеживалась не совсем удачная попытка антипропаганды воровской жизни (кстати, сработанная для обывателей, несведущих в тюремном вопросе), фильм пользовался популярностью у широкого круга советских киноманов.