ОАО «Минский подшипниковый завод» – одно из ведущих профильных предприятий СНГ, специализирующееся на производстве шариковых, шарнирных, роликовых подшипников различных типоразмеров и конструкций. Размещается в городе Минске, Беларусь. Входит в число крупнейших машиностроительных производств страны.
Рождение
ГПЗ-11 (Минский подшипниковый завод) был образован в 1948 году согласно постановлению Совмина СССР от 20 мая. Основанием для его создания стали амбициозные планы восстановления и развития машиностроительного комплекса Белорусской ССР. Главными потребителями впоследствии стали автомобилестроительные (прежде всего МАЗ, МЗКТ, МоАЗ) и тракторостроительные (МТЗ) заводы республики.
Впрочем, от приказа Минтранса до запуска Минского подшипникового завода (МПЗ) прошло три года. Первый подшипник на белорусском предприятии был собран 13.08.1951 г.
Поступательное развитие
В 50-е годы МПЗ наращивал производство и осваивал новые номенклатуры продукции. Темпы выпуска изделий были столь высоки, что к осени 1960 года было произведено 100 млн подшипников. Послевоенное время рождало новых героев трудового фронта. В 1960 году один из работников предприятия – Ф. П. Алексиевич – был удостоен самого почетного звания мирного времени – Героя соцтруда.
В 1962 году после прихода на Минский завод подшипников нового руководителя И.Ф. Гаврилова началось расширение производственной базы. В дополнение к участку шариковых подшипников начато строительство цеха роликовых подшипников. Он был пущен в 1969 году.
70-е и 80-е годы
В Советском Союзе Минский завод подшипников был известен не только как изготовитель дефицитной высококачественной продукции, но и как новатор в области промышленных технологий. В 1975 году коллектив был удостоен дипломом ВДНХ первой степени за разработку и ввод уникальных водоочистных электрокоагуляционных сооружений, позволивших улучшить экологическую обстановку в столице БССР. Опробованную минчанами технологию стали внедрять на других производствах.
В том же 1975 году подшипники МЗП использовались в установке для сверхглубокого бурения на Кольском полуострове. Это была лучшая реклама достижений предприятия. 13.02.1982 г. заводчане изготовили миллиардный подшипник, получив поздравление от Президиума ЦК. В 1984 году заслуги коллектива завода отмечены орденом Трудового Красного Знамени.
Незадолго до развала СССР Минский завод подшипников достиг пика своего развития. В 1987 году было произведено 55,5 млн единиц продукции – это рекордные показатели среди профильных предприятий страны.
Независимость
В 1992 году Беларусь стала независимой республикой, что повлекло за собой разрыв десятилетиями налаживаемых хозяйственных связей. Впрочем, руководству удалось удержать крупное предприятие на плаву. И МАЗ, и МТЗ, и другие заводы нуждались в качественных недорогих подшипниках. Новые организационные и производственные методы позволили не сбавлять темпов работы. Открылся внешний рынок, часть продукции начала экспортироваться.
Не останавливалась и конструкторская мысль. В 1995 году инженеры разработали, а рабочие изготовили уникальный крупногабаритный 637-килограммовый подшипник. Первый из них был поставлен Криворожскому горно-обогатительному комбинату.
Сертификация
В 1998 году Минский подшипниковый завод прошел международную сертификацию. Его продукция признана соответствующей требованиям стандарта ISO 14001-96. В 2004-м европейские аудиторы проверили систему менеджмента качества и признали ее соответствующей стандартам DINENISO. Это позволило облегчить экспорт в страны Европы, прежде всего, в Германию.
Модернизация
В 2009 году на Минском заводе подшипников стартовала амбициозная программа перевооружения станочного парка. Начата замена устаревшего оборудования на новое высокопроизводительное и высокотехнологичное, переработана внутризаводская логистика, оптимизированы производственные площади. Для этого бюджетом предусмотрены серьезные инвестиции.
Целью модернизации является выпуск конкурентоспособных на мировом рынке изделий, повышение технических характеристик подшипников, увеличение их рабочего ресурса. Первый обновленный участок введен в действие в 2015 году. Он оснащен автоматизированными линиями, агрегатами отжига Cieffe Forni Industrial, ЧПУ-комплексами Muraro SPA.
Гордостью заводчан является агрегат рольганговый, предназначенный для сфероидизирующего отжига колец в защитной атмосфере с автозагрузкой. Здесь могут обрабатываться как миниатюрные 50-миллиметровые заготовки, так и кольца диаметром 700 мм и весом до 250 кг. Детали нагреваются в электропечи при 900 градусов, а после медленно охлаждаются. Эта процедура предотвращает образование микротрещин и делает металл более износостойким, долговечным.
На очереди – реконструкция роликосферического производства. Для обновленного участка приобретены три десятка быстропереналаживаемого оборудования, позволяющего за кратчайший период переходить с одной модели на другую. Большие средства потрачены на ввод отжиговых и закалочно-отпускных агрегатов, замену устаревших нагревательных печей на новые газовые, внедрение технологий суперфиниширования и шлифования.
Продукция
Сегодня МПЗ производит сотни наименований моделей и модификаций изделий. Завод специализируется на выпуске подшипников:
- Шариковых в радиальном, сферическом, радиально-упорном исполнении.
- Роликовых в радиальном, игольчатом, коническом, плоском, упорном исполнении.
- Шарнирных.
- Тороидальных.
- Тел качения.
После модернизации качество подшипников МПЗ является одним из лучших в СНГ.