В самом центре Москвы находится железнодорожный вокзал, откуда поезда берут направление на запад. Этот вокзал в столице - один из двух, являющихся «сквозными» – поезда не заходят в тупик, а могут проезжать мимо станции.
Это Белорусский вокзал, расположенный на площади Тверская Застава. В этом месте улица Тверская плавно переходит в проспект Ленинградский.
От площади Трех вокзалов Белорусский вокзал находится на расстоянии трех станций метро – между "Комсомольской" (расположение Казанского, Ярославского и Ленинградского вокзалов) и "Белорусской" нужно проехать станции "Проспект Мира" и "Новослободскую".
Вкратце о Белорусском вокзале
Один из девяти железнодорожных вокзалов столицы России обслуживает поезда дальнего следования в направлении юго-западном и западном, а также поезда международного сообщения. Отсюда пассажиры едут в Беларусь, Калининград, Литву, в страны Европы. Направляются поезда в Анапу, Архангельск, Новосибирск, Брест, Могилев, Минск, Берлин, Ниццу, Варшаву, Гомель, Вильнюс, Женеву, Гродно, Кельн, Мадрид, Копенгаген и Париж.
Следует отметить, что в самом начале вокзал был построен для поездов Московско-Смоленской ж. д. Строить его начали в 1869 году, а открытие произошло в сентябре 1870 года. С ноября 1871 года (была продлена дорога до города Бреста) вокзал назывался Брестским.
Площадь Белорусского вокзала: расположение
Площадь Тверская застава (с 1834 года получила название площади Новых Триумфальных Ворот, а в 1932-1990 годах – площади Белорусского вокзала) расположена на границе Северного и Центрального округов столицы. Разделяет она Ленинградский проспект и ул. 1-ю Тверскую-Ямскую. На этой площади находится Белорусский железнодорожный вокзал, путепровод Тверской, а также станции метро: «Белорусская» (линия Кольцевая), «Белорусская» (Замоскворецкая линия).
Территория этой площади и некоторые участки прилегающих кварталов входят в состав охранной зоны. Представляет она собой объект культурного наследия. Многие отдельные здания имеют статус памятников.
Основные этапы истории
Много преобразований претерпела площадь Белорусского вокзала.
- Образована была в 1742 году во время строительства Тверской заставы.
- Деревянная арка была сооружена в 1814 году. Предназначена она была для торжественной встречи русских воинов (после победы над французами).
- В период 1827-1834 гг. архитектором Осипом Бове на территории площади были возведены Новые триумфальные ворота (на площади Триумфальной были старые), после чего она получила новое имя – площадь Новых триумфальных ворот.
- В середине 19-го столетия после сноса Камер-Коллежского вала в окрестностях площади были построены доходные дешёвые дома с трактирами, лавками и мастерскими, расположенными на первых этажах.
- В сентябре 1870 года здесь совершилось торжественное открытие железнодорожного вокзала, именуемого на тот момент Смоленским. Тогда он стал по счету шестым в столице.
- В 1914 году на территории был построен старообрядческий храм.
- В 1936 году разработан проект, предусматривающий реконструкцию площади, но многие работы не были выполнены. Стала она именоваться площадью Белорусского вокзала.
- В 50-х годах 20-го столетия был разбит сквер, а в самом его центре установлен памятник М. Горькому.
- Старое название (площадь Тверской заставы) вернулось в 1990 году.
- В 2002 году был проведен конкурс на проект новой реконструкции площади, а воплощение его началась в 2007 году. В процессе строительных работ планировалось создание парковки подземной и торгового центра. Около 300 млн долларов составил полный объем инвестиций.
- Воплощение проекта было приостановлено в 2011 году в связи с планируемым в 2014 году началом строительства сложной развязки. Тут же было решено отказаться от строительства торгового центра. Памятник на площади Белорусского вокзала был временно перенесен в парк «Музеон».
Ситуация на сегодня
На сегодня проект реконструкции площади Белорусского вокзала, стоявшей в перекопанном состоянии более 7 лет, практически отвергнут.
В 2011 году новый мэр столицы С. Собянин проанализировал проект реконструкции и сделал вывод, что торговый комплекс на этом месте лишь усугубит и без того сложную на сегодня дорожную ситуацию. С инвестором контракт был расторгнут. Для того чтобы не затрагивать исторический путепровод, был разработан новый проект, предполагающий строительство рядом с ним дублера для движения транспорта из центра в область. По старому Тверскому путепроводу решили оставить поток транспорта из области в центр. Но на сегодня и этот вариант отвергнут. Принято решение вообще не строить у Белорусского вокзала новые развязки.
В заключение
Ключевая проблема площади Белорусского вокзала в том, что она не похожа на городское пространство. Участок этот представляет собой мощный транспортный узел с вечными пробками и многочисленными светофорами. На стороне Лесной улицы с ресторанами, церковью Николая Чудотворца и офисными зданиями еще можно ощутить что-то близкое к городской инфраструктуре, но сторона Белорусского вокзала для пешеходов – самые опасные места. Даже в строительство паркинга не решились вложиться инвесторы.
Улучшить состояние площади было поручено нидерландскому архитектору Адриану Гезе, несколько лет успешно работающему в России. Славится West 8 экологичным дизайном городской среды. Основа их идеи – раскидать большое количество зелени вместо парковок. Архитектор вернул деревья на площадь Тверскую – от Бульварного кольца до самой Красной площади.