Государственный строй. Понятие. Основные хвиды государственного строя

Государственный строй – это понятие достаточно часто применяют в конституционном праве, придавая ему широкий смысл. Определение охватывает основы устройства государства и общества, организацию власти, характеризует политические отношения, личностный статус, основы самоуправления на местах (при наличии), систему органов госвласти, отраженную в Конституции.

По мнению ряда авторов, понятие «государственный строй» является тождественным строю конституционному.

Форма устройства являет собой территориальную организацию, структуру страны при соответствующем распределении полномочий среди региональных и центральных уровней власти.

Государство может иметь простую или сложную структуру. К простым можно, например, отнести Болгарию, Польшу, Республику Беларусь. Эти страны не обладают суверенитетом и не могут являться объектами внешнеполитических отношений.

Сложными следует назвать государства, объединенные отдельными образованиями, имевшими все признаки государственности, в том числе, и суверенитет. При этом часть своих суверенных прав элементы структуры страны передали центральным высшим органам добровольно.

Основные виды государственного строя:

1. Унитарная структура страны. Государственный строй этого типа характерен для Португалии, Дании. В этих странах разделение территории осуществляется только на секторы, не наделенные суверенитетом. В таком государстве существует только одна Конституция, денежная система, структура органов власти и законодательства. Унитарные страны могут иметь в своей структуре автономные образования, отдельные элементы федерализма (в некоторых случаях такая форма называется «регионалистской»). В качестве примера, характеризующего последнее определение, можно привести Италию. В этой стране существует двадцать областей, разделенных на провинции (в областях функционируют советы, выполняющие распорядительные, законодательные и прочие задачи).

2. Федеративный государственный строй характеризует страну, как союз, в котором его субъекты (составные элементы) и образования имеют признаки государства. К этим признакам относят конституцию, структуру госвласти и прочее. Вместе с этим органы власти в субъектах и образованиях, а также силовые структуры страны (полиция, вооруженные силы) подчиняются общефедеральным органам.

Федерация может быть территориальной – в этом случае большая страна разделена по территориям. Такой государственный строй имеют США.

Федерация может быть национальной – в этом случае разделение в стране произошло в соответствии с проживающими народностями на определенных территориях. Такое устройство имеет Югославия.

Кроме того, федерация может иметь национально-территориальную (смешанную) структуру, такую, как имеет РФ.

3. Империя представляет собой достаточно большое и сложное государство, объединяющее прочие народы или страны в результате колонизации, завоевания и прочего. Такая структура основывается на принуждении и насилии. Империя распадается при их исчезновении (так произошло с Римской, Российской империями).

Рассматривая вопрос о государственных структурах, следует разъяснить и такое понятие, как «конфедерация». Указанное устройство характеризуется, как добровольный союз стран, объединившихся для достижения общих целей, например, в военной, экономической или политической сфере. Входящие в конфедерацию элементы (субъекты) оставляют за собой все свои права (суверенных государств). Страны не имеют общей территории, гражданства, конституции, денежной системы, законодательства, системы налогообложения. Существование конфедерации поддерживается взносами ее субъектов.

Статья закончилась. Вопросы остались?
Комментариев 1
Подписаться
Я хочу получать
Правила публикации
0
Российская империя строилась на принуждении и насилии? Что за бред! У написавшего явная путаница колониальных и неколониальных империй. Российская и Восточная Римская не были колониальными империями. Лучше назвать это союзом народов, если уж так тяжело отличать одни империи от других.
Копировать ссылку
Редактирование комментария возможно в течении пяти минут после его создания, либо до момента появления ответа на данный комментарий.