Государственный строй – это понятие достаточно часто применяют в конституционном праве, придавая ему широкий смысл. Определение охватывает основы устройства государства и общества, организацию власти, характеризует политические отношения, личностный статус, основы самоуправления на местах (при наличии), систему органов госвласти, отраженную в Конституции.
По мнению ряда авторов, понятие «государственный строй» является тождественным строю конституционному.
Форма устройства являет собой территориальную организацию, структуру страны при соответствующем распределении полномочий среди региональных и центральных уровней власти.
Государство может иметь простую или сложную структуру. К простым можно, например, отнести Болгарию, Польшу, Республику Беларусь. Эти страны не обладают суверенитетом и не могут являться объектами внешнеполитических отношений.
Сложными следует назвать государства, объединенные отдельными образованиями, имевшими все признаки государственности, в том числе, и суверенитет. При этом часть своих суверенных прав элементы структуры страны передали центральным высшим органам добровольно.
Основные виды государственного строя:
1. Унитарная структура страны. Государственный строй этого типа характерен для Португалии, Дании. В этих странах разделение территории осуществляется только на секторы, не наделенные суверенитетом. В таком государстве существует только одна Конституция, денежная система, структура органов власти и законодательства. Унитарные страны могут иметь в своей структуре автономные образования, отдельные элементы федерализма (в некоторых случаях такая форма называется «регионалистской»). В качестве примера, характеризующего последнее определение, можно привести Италию. В этой стране существует двадцать областей, разделенных на провинции (в областях функционируют советы, выполняющие распорядительные, законодательные и прочие задачи).
2. Федеративный государственный строй характеризует страну, как союз, в котором его субъекты (составные элементы) и образования имеют признаки государства. К этим признакам относят конституцию, структуру госвласти и прочее. Вместе с этим органы власти в субъектах и образованиях, а также силовые структуры страны (полиция, вооруженные силы) подчиняются общефедеральным органам.
Федерация может быть территориальной – в этом случае большая страна разделена по территориям. Такой государственный строй имеют США.
Федерация может быть национальной – в этом случае разделение в стране произошло в соответствии с проживающими народностями на определенных территориях. Такое устройство имеет Югославия.
Кроме того, федерация может иметь национально-территориальную (смешанную) структуру, такую, как имеет РФ.
3. Империя представляет собой достаточно большое и сложное государство, объединяющее прочие народы или страны в результате колонизации, завоевания и прочего. Такая структура основывается на принуждении и насилии. Империя распадается при их исчезновении (так произошло с Римской, Российской империями).
Рассматривая вопрос о государственных структурах, следует разъяснить и такое понятие, как «конфедерация». Указанное устройство характеризуется, как добровольный союз стран, объединившихся для достижения общих целей, например, в военной, экономической или политической сфере. Входящие в конфедерацию элементы (субъекты) оставляют за собой все свои права (суверенных государств). Страны не имеют общей территории, гражданства, конституции, денежной системы, законодательства, системы налогообложения. Существование конфедерации поддерживается взносами ее субъектов.