Для перевозки больших объемов грузов автотранспортом используются полуприцепы-контейнеровозы. Их основное достоинство - мобильность и стандартность. Оно определяется тем, что геометрические размеры контейнеров стандартизированы.
![Полуприцеп контейнеровоз](http://fb.ru/misc/i/gallery/69464/2216464.jpg)
Это позволяет снизить стоимость и время разгрузочно-погрузочных работ. Поэтому перевозка в контейнерах занимает большую долю в общем объеме транспортировки грузов. Вообще, контейнеры появились еще в конце пятидесятых годов прошлого века. Однако широкое распространение они приобрели лишь пятнадцать-двадцать лет назад.
Типы контейнеров
Прежде чем говорить о видах полуприцепов-контейнеровозов, необходимо разобраться в типах контейнеров. Здесь следует упомянуть, какие бывают контейнеры. Они могут классифицироваться как по грузоподъемности (в тоннах), так и по длине (в футах).
![Перевозка контейнеров](http://fb.ru/misc/i/gallery/69464/2216516.jpg)
В спецификации даются только внутренние размеры для удобства оценки вместимости груза. Вот их геометрические размеры:
- 3-тонный. (Длина × ширина × высота): 1,93 × 1,22 × 2,13 м.
- 5-тонный. (Длина × ширина × высота): 2,51 × 1,95 × 2,12 м.
- 20-тонный (Длина × ширина × высота): 5,86 × 2,33 × 2,19 м.
- 24-тонный (Длина × ширина × высота): 5,86 × 2,33 × 2,35 м.
- 20-футовый (6 м). Длина – от 5,4 до 6,07 м (в зависимости от типа контейнера). Ширина – от 2,2 до 2,43 м (в зависимости от типа контейнера). Высота - от 1,95 до 2,4 м (в зависимости от типа контейнера). Подразделяются на типы: стандарт, засыпной, открытый, платформа, танк, открытая платформа, рефрижератор.
- 40-футовый (12 м). Длина – от 11,5 до 12,19 (в зависимости от типа контейнера). Ширина – от 2.08 до 2,43 (в зависимости от типа контейнера). Высота – от 1,95 до 2,7 м (в зависимости от типа контейнера). Типы: 2М стандарт, открытый, высокий повышенной вместимости, платформа, рефрижератор, открытая платформа.
- 45-футовый (13,5 м). Длина – 13,5 м. Ширина – 2,35 м. Высота - 2,7м. Считается контейнером повышенной вместимости.
Виды контейнеровозов
Полуприцепы-контейнеровозы бывают двух модификаций: стандартные и низкорамные.
Стандартные прицепы имеют следующие характеристики: длина - 12,5 м, ширина - 2,5 м, высота (от земли до поверхности платформы) - 1,4 м, максимальная грузоподъемность – 31 т. Он может перевозить два 20-футовых контейнера либо один 40-футовый.
![Полуприцеп контейнеровоз 20 футов](http://fb.ru/misc/i/gallery/69464/2216466.jpg)
Его еще называют «Полуприцеп-контейнеровоз 20 футов» из-за основной погрузки именно этой транспортной тары.
Низкорамные полуприцепы имеют габариты: длина - 12,65 м, ширина – 2,5 м, высота - 1,1 м. Он позволяет перевозить до 34 т груза. Благодаря большой длине полуприцепа, на нем можно транспортировать 45-футовые контейнеры. Он имеет более «низкий» центр тяжести для увеличения устойчивости транспортного средства.
Конструкция
Контейнеровозы состоят из силовой рамы и шасси. Рама представляет собой сварную конструкцию из различных профилей: уголков, швеллеров и двутавровых балок. От качества сборки этого силового элемента зависит не только долговечность прицепа, но и безопасность на дороге. Поэтому производители ответственно подходят к проектированию и монтажу всех компонентов полуприцепа.
Шасси в современных контейнеровозах бывают двухосные и трехосные. Выбор количества осей зависит от грузоподъемности прицепа. Особое внимание при создании уделяется тормозной системе. Как правило, она дублируется для резервирования. Подвеска выполняется с использованием пневматики с целью регулирования дорожного просвета.
Производители контейнеровозов
Если говорить о фаворитах в создании полуприцепов-контейнеровозов, то здесь можно отметить следующие компании: Kassbohrer, Krone, Schmitz, Kőgel и Wielton. Особо выделять какого-то из этого ряда не стоит. Это качественная и надежная техника. Некоторые компании демонстрируют разнообразную линейку прицепов, другие делают больше дополнительных опций.
Зная о длительном сроке самоокупаемости данного вида продукции, производители очень активно используют такой кредитный механизм, как лизинг, что лишний раз подчеркивает высочайший уровень их продукции.
![Полуприцеп МАЗ контейнеровоз](http://fb.ru/misc/i/gallery/69464/2216465.jpg)
Не каждый водитель «большегруза» знает, что существует полуприцеп-контейнеровоз МАЗ. Наряду с известными тягачами данное предприятие смогло освоить и этот вид продукции. На рынке производителей контейнеровозов можно встретить еще полуприцепы СЗАП и "Тонар". Они предлагают простую, недорогую и неприхотливую технику.
Унифицированный прицеп
Не так давно появились раздвижные полуприцепы-контейнеровозы. Они необходимы в том случае, когда габариты груза больше длины платформы. В них имеется возможность раздвигать элементы рамы для увеличения ее размера. Длина платформы может увеличиваться до 15 м. Как правило, такие полуприцепы оснащаются трехосными шасси и даже с большим количеством осей.
![Полуприцеп контейнеровоз раздвижной](http://fb.ru/misc/i/gallery/69464/2217285.jpg)
Этого требует повышенная грузоподъемность. В сложенном положении один мост может подниматься, чтобы уменьшить трение с дорогой и, следовательно, понизить расход топлива тягача. Благодаря этому полуприцепы-контейнеровозы являются более мобильными и унифицированными, что потребовало создания механизма раздвижения и повышения прочности элементов конструкции.
Заключение
По некоторым данным, объем мирового рынка перевозки контейнеров достиг 500 млрд долларов. Сегодня в России количество грузоперевозок автомобилями преобладает над перевозками железнодорожным транспортом. И тенденция такова, что этот разрыв будет увеличиваться.
Но и в самом секторе автомобильных грузоперевозок контейнерная доставка начинает преобладать над другими, благодаря экономической эффективности. Так, ориентирование на контейнерные перевозки дает прибыль от 3,5 до 4 млн рублей на 1 млн т груза, что дает высвобождение 1500 грузчиков. При этом доставка ускоряется на 25-30 %. В конечном итоге все это приводит к увеличению номенклатуры и количества прицепов-контейнеровозов на наших дорогах.