Любая услуга или продукция имеют свою цену и стоимость. Хотя в обиходе многие путают эти два термина, используя их как синонимы. Действительно, два понятия неразрывно связаны. Так чем цена отличается от стоимости?
Значение термина "стоимость"?
Это понятие больше сходно с термином себестоимость. Фактически это эквивалент расходов на создание товара или услуги, включающих в себя:
- денежные;
- временные;
- интеллектуальные;
- производственные и прочие.
Проще говоря, любые затраты, которые, как правило, изначально измеряются в физических единицах, а затем приравниваются к денежному, эквиваленты.
Существует еще понятие потребительской стоимости. Этот показатель отражает индивидуальные требования конкретного потребителя к определенной услуге или товару. Потребительская стоимость не всегда совпадает с денежным эквивалентом затрат, которые понес производитель или подрядчик.
Очень важно знать, что стоимость – это параметр, который является постоянным только короткий промежуток времени. К примеру, в прошлом году компьютеры были дешевле на 2 тысячи рублей, а связано это не только с инфляцией, но и с тем, что материнская плата подорожала, поднялась минимальная заработная плата и так далее.
Понятие "цена"
Чтобы понять, чем цена отличается от стоимости, необходимо узнать определение каждого термина. Цена – это фактическое количество денежных средств, которые покупатель готов отдать за приобретение конкретной продукции или услуги. Помимо затрат, в цену закладывается наценка покупателя. Наценка продавцом определяется в индивидуальном порядке и зависит от множества факторов:
- моды на продукцию;
- сезонного спроса;
- оптовые закупки;
- падение спроса и другие.
Поэтому наценка всегда разная, к примеру, шубы – это сезонный товар, в теплый сезон спрос на них падает, и цена соответственно тоже, точнее, наценка продавца.
Виды цен
Существует несколько классификаций, по уровню оборота выделяют: оптовые и розничные цены. Как понятно из названия, розничные цены предназначены для «мелких» покупателей, то есть приобретающих товар в ограниченном количестве, одну и несколько единиц. Оптовые цены предназначены для покупателей, которые приобретают продукцию в большом количестве. Такая цена может равняться цене производителя.
В зависимости от вида контроля над уровнем цен выделяют:
- Регулируемые на уровне законодательства. В этом случае, правительство может устанавливать пороговую величину или рекомендовать продавцам конкретную цену, а также устанавливать предельные, которые рассчитываются исходя из размера МРОТ или стоимости конкретного продукта;
- Нерегулируемые государственными органами.
Также есть такое понятие, как «плавающие» или «скользящие» цены. Чаще всего такие цены используются при долгосрочном сотрудничестве, к примеру, заключен договор на поставку определенной продукции сроком на 3 года. Естественно, что за этот срок стоимость и цена будут изменяться. Поэтому в таких ситуациях устанавливают не «твердые» позиции. В таком случае формирование цены на товар производится на момент поставки товара, а не на момент заключения контракта.
При формировании розничных цен могут быть публикуемые и расчетные цены. Первые – это те, которые заносятся в каталог или прайс. А расчетные – это те, по которым осуществляется продажа, и они могут отличаться от каталожных.
Существует такое понятие, как сезонная цена, чаще всего она используется в сельскохозяйственной отрасли. Цена в летний период имеет тенденцию снижаться.
Цена импортного товара часто существует в двух видах:
- цена-нетто, то есть фактический расчет между продавцом и покупателем;
- цена-брутто, то есть с учетом страхования, транспортировки и франко.
Классификация стоимости
Разбираясь в том, чем цена отличается от стоимости, следует знать, что изменение стоимости обязательно предполагает перерасчет расходов.
Виды стоимости:
Рыночная | Это величина, отображающая количество денежных средств, за которые может быть реально приобретен товар или услуга. Очень важно разделять понятия рыночная цена и стоимость. Первое понятие определяет лишь среднюю ценовую позицию на конкретную дату и по определенному товару. |
Утилизационная | Самый вероятный размер денежных средств, который может быть получен за товар, какой не может быть использован без ремонтных или восстановительных работ. Формируется такая стоимость на момент окончания периода полезного использования отчуждаемого имущества. |
Номинальная | Такая стоимость характерна для ценных бумаг и отображает долю материальных или интеллектуальных средств в уставном капитале эмитента. Номинальная цена в данном случае состоит из номинальной стоимости и наценки, в размере желаемой прибыли от проведенной сделки. |
Восстановительная | Эта величина отображает сумму затрат (обязательно в рыночных ценах), которые были на момент проведения оценки. Чаще всего используется в страховании. |
Балансовая | Применяется при покупке имущественного объекта предприятием или оборудования (то есть основных средств), определяется по сумме, за которую приобретен объект недвижимости. |
Ликвидационная | Этот термин можно определить как наиболее вероятную сумму денежных средств, за которую может быть приобретен определенный товар за конкретный промежуток времени. К примеру, такое понятие часто фигурирует в процессах о банкротстве предприятий. |
Также существует понятие инвестиционной и специальной стоимости.
Методики расчет денежного эквивалента товара
Чтобы полностью разобраться, чем цена отличается от стоимости, следует понимать, что эти две величины формируются совершенно по-разному.
Прежде всего стоимость полностью зависит от условий производства и их изменений, а именно:
- насколько повысилась или понизилась производительность труда;
- насколько повысились или уменьшились объемы расходных материалов, необходимых для производства конкретного товара;
- изменения оплаты труда.
Становится сразу ясно, что развитие научно-технического прогресса напрямую влияет на стоимость любого товара. Если производственный процесс упрощается, то и его стоимость снижается.
Цена в своем составе имеет стоимость и надбавку, размер которой зависит от желаний продавца и ряда других факторов, к примеру, от уровня конкуренции в конкретном сегменте рынка. На сегодняшний день выделяют две методики ценообразования:
- полных затрат;
- прямых затрат.
Основные способы определения стоимости
Выделяют три метода расчета стоимости:
Доходный | Основан на ожиданиях получения максимального дохода. Формула выглядит следующим образом: V=D/R, D – является показателем чистого дохода, R – коэффициент капитализации (включает в себя количество обязательств продавца). |
Затратный | Используется в случаях, когда продавец компании не получает стабильной прибыли. Прежде всего находят рыночную стоимость активов и от этой суммы вычитают обязательства организации. Методику еще можно разделить на 2 подвида: - способ чистых активов; - метод ликвидационной стоимости. |
Сравнительный | Итог такой методики является слишком приблизительным, поэтому редко применяется на практике. |
Основные способы определения рыночной цены
Помимо того, что предприниматель желает получить прибыль, он еще должен обосновать установленную цену, чтобы у фискальных органов не было никаких претензий. Такой способ определения рыночной цены еще называют определением цены в целях налогообложения. Налоговый кодекс четко определяет ситуации, когда налоговые органы могут вмешиваться в ценообразовательный процесс.
Самый простой способ в данном случае – поиск идентичных товаров. Если в конкретной отрасли оформляется множество сделок с идентичными товарами или услугами, то сформировать цену можно, основываясь на данных из официальных источников. Это могут быть биржевые котировки или сведения из статистических государственных органов.
Уникальные товары намного сложнее оценить, в особенности, если это делается для целей налогообложения. К примеру, предприниматель завез товар, который не имеет аналогов на отечественном рынке, понятно, что цена будет формироваться из суммы договора и стоимости доставки, а что делать с прибылью, как оценить ее, при этом не попасть под пристальное внимание фискалов? В этом случае можно воспользоваться следующей формулой:
Ц2 - (32 + П2) = Ц1,
Ц2 – является ценой перепродажи следующим покупателям;
З2 – все затраты, которые понес продавец на продвижение продукции (маркетинговые и рекламные компании);
П2 – доход приобретателя при перепродаже.
Если же невозможно воспользоваться методикой с последующей реализацией, то можно прибегнуть к стандартному затратному способу. Формула в данном случае выглядит следующим образом:
З (затраты) + П (прибыль продавца) = Ц (рыночная цена).
Себестоимость и стоимость
Цена, стоимость и себестоимость – это 3 неразрывно связанных понятия, но не идентичные.
Себестоимость – это все расходы, которые понес производитель при производстве, из расчета на единицу товара. Это:
- материалы;
- заработная плата;
- электрическая энергия;
- накладные расходы и прочие.
Стоимость в свою очередь включает в себя себестоимость + определенный процент рентабельности, который закладывается для получения прибыли. В рентабельность обычно закладывается размер налогов, которые будут уплачены. Фактически эти два понятия происходят друг из друга, проще говоря, на основе себестоимости формируется стоимость.
Себестоимость является характеристикой продукции первого уровня, а стоимость второго (как расчет стоимости) обязательно включает величину затрат, учтенных при формировании себестоимости.
Резюме
Обобщая вышеизложенное, можно уверенно сказать, что рыночная стоимость и рыночная цена имеют множество общих черт. А стоимость – это всего лишь составляющая цены и отображающая фактические затраты. Цена – это не только затраты, но и прибыль продавца.